На главную

Царь Эхнатон и его борьба с жрецами

Рано утром, когда первые лучи солнца озарили землю, на сверкающей золотом колеснице к берегу Нила приехал фараон. Он был подобен самому богу солнца Атону, который наполняет светом всю землю. И повелел царь созвать всех придворных, военачальников и вельмож, и поклялся перед ними: «Как живет мой отец Атон, прекрасный, живой! Я сотворю здесь столицу Ахетатон (Небосклон Атона) для отца моего Атона на этом месте, которое он сам сотворил, окружив его горами!»

Эта надпись высечена на большой плите — стеле, которая до сих пор стоит среди скал на восточном берегу Нила. 14 таких стел помещено на утесах, полукругом охватывающих побережье. Если соединить эти памятники линией, то они образуют границу города, созданного почти 3,5 тыс. лет назад. А надписи, сохранившиеся на них, рассказывают о том, что фараон Эхнатон построил здесь столицу, выбрав для нее место, которое было пустым и никому не принадлежало — ни богу, ни богине, ни правителю, ни вельможе.

Что заставило царя построить новую столицу во славу своего «отца» — бога Атона? Почему он покинул Фивы, где находился Карнакский храм могущественного бога Амона и где служили ему фиванские жрецы? Почему царь провозгласил бога Атона единым богом всего Египта и повелел закрыть храмы всех других богов, и прежде всего храм Амона? Почему он обязал всех египтян отказаться от почитания старых богов, даже бога Осириса, и поклоняться только Атону в образе солнечного диска, от которого во все стороны расходятся лучи, дающие жизнь всему на земле?

1110-1.jpg

Царь Эхнатон поклоняется богу Атону. Рельеф из храма Атона в Ахетатоне.

В надписях на пограничных плитах нет ответа на эти вопросы. Только на одной из них глухо упоминается о том, что отцу и деду царя пришлось пережить большие неприятности.

Чтобы понять, чем была вызвана перемена религии, проведенная Эхнатоном, надо познакомиться с событиями, которые происходили в Египте до его воцарения.

В середине II тысячелетия до н. э. Египет превратился в могущественное военно-рабовладельческое государство. Ему платили дань многочисленные города Передней Азии, а на юге ему принадлежала Нубия до четвертых порогов Нила. После каждого военного похода в Египет приводили военнопленных — рабов, привозили огромную добычу. Большую долю богатств фараоны жертвовали в храмы, главным образом жрецам фиванского бога Амона. Ведь он считался царем всех богов и отцом фараона. В гимнах Амону подчеркивалось, что своими военными успехами фараоны обязаны Амону: он дает им победу над врагами и помогает завоевывать новые земли.

Говорит Амон-Ра, владыка Карнака,
Я связал нубийцев десятками тысяч
И северян с сотнями тысяч пленными.
Они приходят с приношениями на их спинах,
Сгибаясь перед твоим величеством по моему
приказу.

И фараоны приносили щедрые дары в храм Амона. Только Тутмос III, правивший в 1503—1491 гг. до н. э., пожертвовал Карнакскому храму 14 т золота, 9 т серебра, 1500 военнопленных рабов. Храму Амона принадлежали золотые прииски в Нубии, ему платили дань три города в Азии. На «полях бога Амона» и в храмовых мастерских работали тысячи ремесленников, земледельцев и рабов. Не удивительно поэтому, что жрецы Амона, непомерно богатевшие от войн, стали считать, что царская власть подчиняется воле бога Амона, а они, его жрецы, могут руководить царем. Это, конечно, не могло нравиться фараонам. И надо думать, что между ними и жрецами не раз происходили столкновения. Вероятно, это и были те «неприятности», о которых говорится в надписи на плите. Дед и отец Эхнатона старались возвысить другого бога солнца — Ра, чтобы ослабить могущество Амона. Но несмотря на это, власть жрецов усилилась.

1110-2.jpg

Один из залов храма Амона в Фивах, построенного предшественниками Эхнатона. XVI в. до н. э.

Когда царем стал Аменхотеп IV, он повел решительную борьбу против культа бога Амона и повелел поклоняться другому богу — Атону, объявил его единым богом всего Египта, приказал закрыть храмы всех других богов и запретил поклоняться им.

1110-3.jpg

Нубийские пленники. Фрагмент египетского рельефа. XIV в, до н. э.

На шестом году правления Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон, т. е. «Угодный Атону». Он решил покинуть Фивы, оплот жрецов Амона и вельмож, которые были противниками его нового бога. И тогда на восточном берегу Нила в долине, где горы обрамляют ее полукругом, в короткий срок была построена новая столица Ахетатон — Небосклон Атона. Там были воздвигнуты великолепные дворцы для царской семьи и грандиозный храм Атону, открытый солнечным лучам. Главным жрецом этого бога был сам фараон, называвший себя сыном Атона. Так Эхнатон власть царя и бога взял в свои руки. Жрецы Амона и других богов должны были подчиниться фараону. Но они ненавидели Эхнатона и его бога Атона. Недовольны фараоном были знатные вельможи и воины. Царь не вел войн, не было военной добычи, не было притока рабов.

Кто же поддерживал царя в его борьбе со знатью и жрецами? Простые египтяне ожидали, что победа царя над жрецами и знатью облегчит их участь. Они занимали скромные должности в учреждениях, работали на полях и в ремесленных мастерских, платили большие подати в казну и жрецам. Особенно тяжело было положение воина в пехоте. «Немху» — называли пехотинца. Этим же словом называли и бедняка. В одном древнеегипетском тексте описана участь немху: «С детства воина запирают в казарму. Удары на животе его, побои на глазах, синяки над бровями. А когда он идет в поход — его хлеб и вода на плечах его, как у осла. Когда он возвращается из похода в Египет, он подобен дереву, изъеденному червями». Все тяготы военных походов переносила пехота. И если воин не погибал в бою и не умирал от жажды и болезней, то, возвратясь в свой дом, он нередко находил его разоренным. Вся военная добыча попадала в царскую казну, в храмы и в руки знатных воинов, которые служили в отрядах колесничих.

1110-4.jpg

Скульптурное изображение фараона Эхнатона и царицы Нефертити. XIV в. до н. э.

Эхнатон приблизил к себе людей простого звания, сделал их своими придворными. В гробницах его вельмож сохранились надписи, повествующие о том,

как царь возвысил их. Вот одна из них, найденная в склепе носителя царского опахала: «Я немху по отцу и по матери, но царь дал мне людей в большом количестве. Он возвысил моих братьев, он заставил моих людей работать для меня. Он причислил меня к своим придворным, хотя я был раньше на последнем месте. Он давал мне ежедневно продовольствие, хотя я раньше просил хлеба...» Новые вельможи и жрецы Атона, получившие высокое положение и богатство благодаря Эхнатону, были преданы ему.

Но ведь таких немху было немного. А вся остальная масса простых египтян продолжала жить в нужде и бедности и не извлекла для себя никакой выгоды от религиозного переворота, от поклонения единому богу Атону. Многим, особенно пожилым людям, очень трудно было поверить, следуя приказу царя, что их старые почитаемые боги — Амон, Осирис — бог загробного царства, Птах — бог мудрости и другие — перестали быть богами. И в глубине души, в тайне, они продолжали поклоняться им. В царстве Эхнатона, как и при его отце, деде и других фараонах, оставались бедные и богатые, рабы и свободные. Как показали раскопки города Ахет-атона, там, наряду с дворцами и виллами вельмож, сохранились руины маленьких жилищ немху. Ужаснее всего была жизнь в восточной части столицы. Она отделялась от западной высокой каменной стеной, достаточно широкой, чтобы по ней мог ходить часовой. Узкие кривые улочки, тесные лачуги, примыкающие одна к другой, — вот что открыли здесь археологи. Очевидно, тут жили рабы, строители города, слуги господ.

И тем не менее, пока был жив Эхнатон, никто не осмеливался ему противоречить — в Египте веками привыкли подчиняться воле фараона.

Все изменилось после смерти Эхнатона, на рубеже XV—XIV вв. до н. э. На престол вступил юный царь — одиннадцатилетний мальчик Тутанхатон. Жрецы Амона тогда подняли голову. Они заставили царя вернуться в Фивы, открыть храм Амона, а вслед за ним и храмы всех других богов. И даже имя царя Тутанхатон — «Живая статуя Атона» — было изменено на Тутанхамон — «Живая статуя Амона». Придворным Эхнатона пришлось снова вернуться к старым богам. А немху ничего не выиграли от религиозной реформы и не потеряли от ее отмены.

И некогда великолепная столица Ахетатон постепенно приходила в упадок. Жители покидали ее, и город опустел. Многие статуи царской семьи и бога Атона были разбиты. Мстительные жрецы Амона разрушили храмы Атона. Постепенно дворцы и виллы превратились в развалины... Пески и ветры стерли город с лица земли — он превратился в пустырь, занесенный песком и землей. И сами египтяне уже не знали, где была столица Эхнатона, имя которого запрещено было называть. В деловых документах его называли «проклятый из Ахетатона».

В конце прошлого века начались раскопки около современного селения Эль-Амарны, и тогда открыли покинутую столицу Эхнатона. По имени этого селения время его правления называют эпохой Амарны.

И хотя жрецы постарались уничтожить все, что напоминало о «проклятом из Ахетатона», даже имя его стирали с памятников, все же Амарнский период оставил большой след в истории древнего Египта, главным образом в литературе и искусстве.

Гробница Тутанхамона

Фараон Тутанхамон, правивший в Египте в начале XIV в. до н. э., мало чем проявил себя: слабый, болезненный, он умер, едва достигнув 19 лет (об этом свидетельствует медицинский анализ его мумии). На престол возвели его жрецы. Под их влиянием он отменил новую религию, установленную его предшественником Эхна-тоном, и вернулся к почитанию прежних богов. И тем не менее имя Тутанхамона известно каждому, кто интересуется историей, потому что только гробница Тутанхамона сохранилась в полной неприкосновенности до наших дней, тогда как склепы других владык Египта были разграблены. Найти эту гробницу было не легко.

Начиная с XVI в. до н. э. египетские фараоны, вместо того чтобы воздвигать пирамиды, стали в целях маскировки высекать в скалах глубокие подземные склепы, которые после погребения царя заваливались щебнем и песком. Такой была и гробница Тутанхамона.

1110-5.jpg

Статуя фараона Тутанхамона из его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Г. Картер, прорывая траншеи в песках Долины царей (на запад от развалин Фив), натолкнулся на каменную ступеньку. За ней следовали вторая, третья... У двенадцатой исследователь обнаружил дверь с оттиском печати царя Тутанхамона. За нею тянулся узкий коридор. Он вел в подземные комнаты, высеченные в скале. Три из них служили кладовыми, в четвертой был погребён фараон.

Восемь саркофагов, вложенных один в другой, хранили его мумию. Четыре наружных сколочены из досок, позолочены и украшены фигурами богов, пятый высечен из желтого кварцита, а остальные три изготовлены из чеканных золотых пластин в антропоидной (человекообразной) форме. Внутри восьмого гроба лежало высохшее тело фараона, закутанное в погребальные пелены и залитое благовонной смолой. На лицо была наложена золотая маска, прекрасно передававшая черты царя. Трудно перечислить тысячи дорогих предметов, заполнявших гробницу. Тут были золотой трон с изображением царя и царицы, кресла и скамейки из черного дерева с инкрустацией из слоновой кости, расписные лари, наполненные одеждами и украшениями... Чудесные сосуды из прозрачного алебастра поражают изяществом резных украшений. Не менее замечательны посохи с набалдашниками в виде голов негров и азиатов. А что сказать о серебряных трубах, золотых кинжалах и многих других ювелирных изделиях!

1110-6.jpg

Фреска и саркофаг в гробнице Тутанхамона.

Египтяне верили, что умерший, если его мумия не погибнет, попадет в загробный мир и сможет пользоваться всеми вещами, положенными в его гробницу.

Благодаря тому что в замурованное помещение не проникали свежий воздух и влага, прекрасно сохранились даже хрупкие предметы: полотняная перчатка и букеты из васильков, пролежавшие здесь 3300 лет.

Все эти ценности хранятся в Каирском музее. Мумия же царя в золотом саркофаге оставлена в гробнице.