На главную

Ученые извлекают хеттов из тьмы веков

В 1834 г. один французский археолог, путешествуя по Турции, натолкнулся близ деревушки Богазкёй на развалины древнего города с прямыми улицами и большими домами, окруженного крепостной стеной, перед воротами которой стояли большие каменные львы.

Обитатели деревушки показали археологу высеченные в скалах скульптурные группы, изображавшие процессии воинов в странных одеяниях, с островерхими шапками на головах. На скалах были высечены странные иероглифические письмена, не похожие ни на египетские, ни на китайские.

В последующие годы в разных районах Турции ученые обнаружили и другие подобные рельефы и надписи. В 1884 г. на юге Турции немецкие археологи раскопали древнюю хеттскую крепость. Десятилетие спустя важные памятники хеттской культуры обнаружил в Турции русский академик Ю. И. Смирнов. Тогда же для изучения хеттских и иных древностей в Турции был основан Русский археологический институт.

1120-1.jpg

Хеттский рельеф с изображением царских слуг и музыкантов. VIII в. до н. э.

Но самое поразительное открытие было сделано в 1906—1907 гг. также в Богазкёе, когда немецкий профессор Гуго Винклер раскопал архивы хеттских царей — тысячи глиняных табличек с клинописными текстами. Древний город у Богазкёя, оказывается, был столицей хеттов и назывался Хаттусас.

Вначале ученые смогли прочитать только таблички богазкёйского архива, написанные по-аккадски, т. е. на языке древних народов Востока — вавилонян и ассирийцев.

Понять хеттские клинописные тексты удалось лишь в 1915—1916 гг. чешскому филологу Бедржи-ху Грозному, который составил и первую грамматику хеттского языка. Грозный обратил внимание на совпадение множества хеттских слов и грамматических форм со словами и формами индоевропейских языков: латинского, немецкого, английского, славянских и др. (Все эти языки восходят к одному языку — предку, названному учеными индоевропейским.) Открытие Грозного помогло ученым проникнуть в историю древних хеттов.

Много позже ученые прочли и иероглифические надписи на языке, очень близком хеттскому,— лу-вийском. На нем говорили обитатели юга Малой Азии — Лувии, очевидно входившей в состав хеттской державы в XVI в. до н. э.