На главную

Дорога в океан

Четыре тысячи лет назад на восточном берегу Средиземного моря жил трудолюбивый и предприимчивый народ — финикийцы. Страна их была гористой; земель, годных для обработки, не хватало. Финикийцы приносили в корзинах землю на склоны гор и на образовавшихся террасах сажали виноградные лозы и оливковые деревья. Но и это не могло прокормить возрастающее население. Все чаще взоры жителей прибрежных поселений обращались к морю. Из кедров, покрывавших вершины гор, финикийцы выдалбливали челны и с них ловили рыбу в бухте. Они спускались на дно за раковинами-багряницами, из которых добывали драгоценную пурпуровую краску. Постепенно финикийцы научились строить небольшие, но крепкие корабли и стали совершать далекие плавания по морю.

Следуя вдоль берегов Финикии на юг, мореходы вошли в устье Нила, удивительнейшей из рек. В летнее время эта река разливалась на необозримые пространства, а зимой входила в берега. На освобожденных от ее вод полях бронзовокожие люди пригоршнями бросали зерна в черный жирный ил. Жители страны, расположенной по его берегам, умели строить лодки из тростника и каких-то тонких кривых деревьев. Но они никогда не видели толстых и прямых бревен, из которых были сделаны корабли чужеземцев. Финикийцы стали привозить в Египет кедровые бревна, а заодно и вино, оливковое масло и рабов. За все это египтяне платили золотом.

Такие же товары финикийцы доставляли караванами в Междуречье и соседние мелкие рабовладельческие государства в Сирии и Палестине.

От египтян финикийцы узнали, что за пустыней к востоку от Нила есть море. Египтяне называли его Великим зеленым (теперь Красное море). Оно соединено с Нилом длинным каналом. По нему финикийские моряки, находившиеся на службе у египтян, попали в незнакомые им воды. Плывя на юг вдоль берега, окаймленного коралловыми рифами, они достигли страны Пунт (ученые считают, что это берег современного Сомали).

Прошло немало столетий, пока финикийцы освоили путь в страну Пунт. Они узнали, что Великое зеленое море только узкий залив океана, а восточный берег этого залива — полуостров Аравия. Финикийцы стали торговать с жителями Аравии, привозившими из Индии алмазы, пряности, черное дерево.

Есть сведения о том, что финикийцы, служившие у египтян, совершили первое в истории плавание вокруг Африки. Было это при фараоне Нехо II, правившем в 610—595 гг. до н. э.

Плавали финикийцы и на запад по Средиземному морю. Обогнув с юга Малую Азию, они попали в море, усеянное бесчисленными островками. Островитяне называли свое море Эгейским. Они охотно покупали у финикийцев железные изделия и ярко окрашенные ткани. Эти товары вызывали такое изумление у простодушных островитян, что финикийским купцам удавалось заманивать их на корабли, как птиц в сети. Рослые светлокожие рабы высоко ценились на невольничьих рынках Востока. Дурная слава, которой пользовались финикийцы на Эгейском море, не помешала грекам многому у них научиться. Греки переняли у пришельцев искусство строить корабли и находить путь по звездам.

Направляясь на запад вдоль побережья Африки, финикийцы достигли обширного залива. В глубине его была песчаная отмель, образовавшая естественную гавань. Здесь много раз останавливались купцы финикийского города Тира, продавая свои товары. В IX в. до н. э. тиряне основали на месте своей временной стоянки город Карт-Хадашт, что означает Новый город. Впоследствии этот город, известный у римлян под названием Карфаген, стал одним из крупнейших центров западного Средиземноморья.

Жажда добычи толкала финикийских купцов все дальше на запад. Они открыли Балеарские острова и добрались до Испании (Страна Мрака). Огибая ее, финикийцы сделали великое открытие. Оказывается, Испания отделяется от Африки узким проливом, по обе стороны которого возвышаются остроконечные скалы. Финикийцы думали, что это ворота, через которые, завершив свой дневной путь, спускается бог лучезарного солнца Мелькарт, и назвали их Столбами Мелькарта, а древние греки — Столбами Геракла. Позднее одну из скал назвали Гибралтар.

По ту сторону Столбов Мелькарта простирался бесконечный океан. Финикийцам казалось, что они достигли края земли, обтекаемой океаном. На океанских берегах Испании и Западной Африки финикийцы основали свои колонии. Древнейшей из них был Гадир — Утес-скала (современный Кадикс).

1170-1.jpg

Финикийский корабль. Каменный рельеф.

Из Гадира финикийские мореходы стали совершать далекие плавания на север, вдоль берега Испании, и на юг, вдоль западного побережья Африки. Они добрались до окутанных туманом северных островов, названных ими Касситеридами или Оловянными. Предполагают, что это берега полуострова Бретань, где в древности были залежи олова. Здесь белокурые люди в звериных шкурах продавали финикийцам олово, необходимое для выплавки бронзы.

Далее, пройдя холодным бурным морем, смелые мореходы достигали плоского берега, где в обмен на их товары местные жители выносили куски какой-то желтой затвердевшей массы. Обработанные, они были очень красивы. Финикийцы называли их золотом Севера. Это был янтарь. Берег, которого достигли мореходы, они стали называть Янтарным — это был берег Балтийского моря.

О далеких плаваниях финикийцев в океане узнали народы, жившие на берегах Средиземного моря, и прежде всего греки. По обычаю моряков финикийцы многое приукрасили в своих рассказах, а греки дополнили их новыми вымыслами. В описании греческого поэта Гомера океан — это величайший в мире поток, из которого берут начало все реки, восходят солнце, луна и звезды. Фантазия греков заселила берега океана сказочными героями и народами. По греческим мифам, у входа в океан стоял великий Атлант, державший на плечах небесный свод. Греки называли океан Атлантическим.

1170-2.jpg

В VIII в. до н. э. начинается колонизация греками западных земель. Греки обосновываются в Сицилии и Южной Италии, проникают в Сардинию и Корсику, повсюду сталкиваясь с финикийцами. Около 600 г. до н. э. близ устья реки Роны жители греческого города Фокеи основали колонию Массалию (современный Марсель). В V в. до н. э. уже мало кто верил сказкам о поющих женщинах-сиренах и о чудовищах Сцилле и Харибде, которые якобы живут на прибрежных скалах пролива и губят проплывающих мимо моряков. Но океан для греков по-прежнему оставался под покровом тайны. Недалеко было от Массалии до океана, но дорога находилась в руках торговых соперников греков — карфагенян.

1170-3.jpg

Маска из стеклянной пасты, которую клали в могилу, чтобы охранять мертвых от злых духов. Работа карфагенских мастеров. III в. до н. э.

После захвата финикийских городов сначала ассирийцами, а затем персами множество финикийцев переселилось на берега Северной Африки. Здесь они построили новые города, укрепили старые, самым богатым и многолюдным из которых стал Карфаген. Постепенно правители Карфагена распространили свою власть на все западные финикийские колонии. К началу V в. до н. э. карфагенские рабовладельцы захватили западную часть Сицилии, Корсику, Балеарские острова, юго-восточное побережье Испании; Столбы Мелькарта были также в их руках. Карфаген располагал большим, флотом и опытными моряками. Все это позволило осуществить предприятие, равного которому не знала история древности.

1170-4.jpg

Развалины карфагенского святилища на острове Сан-Антиохо, прилегающем к Сардинии.

Около 480 г. до н. а. из Карфагена вышла эскадра, насчитывавшая 60 кораблей с пятью рядами весел на каждом борту. Трюмы и палубы заполнили 30 тыс. будущих колонистов. Эскадру вел испытанный моряк Ганнон. Он оставил описание своего плавания, частично сохранившееся в греческом переводе. Из этого описания мы узнаем, что Ганнон основал на западных берегах Африки (современное Марокко), к югу от древней финикийской колонии Ликса, семь карфагенских поселений, и самое дальнее из них — на маленьком островке Керн в заливе, ныне именуемом Рио-де-Оро. Здесь карфагеняне выменивали у чернокожих туземцев золото на дешевые ткани и металлические изделия. С Керна Ганнон предпринял несколько исследовательских плаваний еще дальше на юг вдоль Западной Африки.

Плавания финикийцев и карфагенян подготовили географические открытия греков и римлян.

Первый алфавит

Финикийцам, которые вели постоянные торговые записи, нужно было письмо более простое и удобное, чем иероглифы и клинопись. Поэтому они создали особое cлоговоe письмо, которое состояло из 22 простых по написанию знаков.

Каждый знак обозначал согласный звук либо же сочетание этого согласного с любым гласным, для гласных же знаков не существовало. Например, финикийский знак Л можно было прочитать как согласный звук д, но также да, ди, дэ, ду, до, и читающий без труда выбирал нужный гласный звук в зависимости от контекста.

Самые древние финикийские надписи найдены во время раскопок в древнем городе Библе, у подножия Ливанского хребта. Они относятся к ХГП в. до н. э. Писали финикийцы справа налево. Свои торговые записи они делали чернилами на папирусе и черепках. Таких черепков найдено немного. Лучше сохранились надписи, высеченные на камне: надгробные, на саркофагах царей и жрецов, и строительные, рассказывающие о сооружении дворцов по повелению финикийских царей.

Начиная с IX в. до н. э. финикийское письмо стало быстро распространяться во многих странах. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык (первоначальная форма этого знака напоминала голову быка); «бета» — от финикийского слова «бет» — дом (первоначально она была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит» является сочетанием финикийских слов «алеф» и «бет».

Знаки в финикийском письме располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками. Но в греческом языке, в отличие от финикийского, гласные звуки играют такую же роль, как и согласные. Вместе с тем в финикийском языке было много гортанных звуков, чуждых грекам. Соответствующие этим звукам финикийские знаки греки использовали в качестве букв для обозначения гласных звуков. Таким образом, греки приспособили финикийское письмо к особенностям своего языка, и в результате этого у них постепенно возникло буквенное письмо, т. е. алфавит, где каждый знак обозначает не слово или слог, а определенный звук. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Греческий алфавит лег в основу латинского, а тот послужил основой алфавитов всех западноевропейских языков.

От греческого алфавита произошел и церковнославянский, составленный уроженцами города Фессалоника (ныне Солоники) братьями Кириллом и Мефодием (см. ст. «Кирилл и Мефодий — просветители славянства»).

Финикийское письмо было родоначальником также арабского, древнееврейского и других алфавитов. Изобретение финикийцев было великим шагом в культурном развитии человечества.

На таблице мы видим: финикийские буквы (3) произошли от древнеегипетских иероглифов (1). Одна из промежуточных стадий — синайское иероглифическое письмо (2). Из финикийского алфавита произошел греческий (4).
1180-1.jpg