На главную

Строители Великой стены

Через весь север Китая с востока на запад тянется Великая стена, или, как ее называли в древности, «Стена длиной в десять тысяч ли» (ли — 576 м). Начинаясь у Шаньханьгуаня, на берегу Ляодунского залива, она вьется до Цзяюйгуаня, в провинции Ганьсу, то взбираясь на гребни, то опускаясь в ущелья, то пересекая пески. Длина ее превышает 5 тыс. км. Высота стены — 7—8 м, ширина — более 5 м, у основания она немного шире. Над стеной возвышаются зубцы и сторожевые башни с бойницами, внизу находятся помещения для караула. Стена выстроена из легкой горной породы, больших каменных плит и облицована кирпичом, скрепленным известью. Время не могло разрушить это древнее сооружение. Когда, кем и для чего была построена эта поистине великая стена? Перенесемся на 22 столетия назад.

В III в. до н. э. в Китае возникло первое централизованное рабовладельческое государство — Циньская империя. В долголетней междоусобной борьбе многочисленных царств государство Цинь, расположенное на северо-западе Китая, оказалось победителем и объединило под своей властью всю страну. Ин Чжен, властитель царства Цинь, был в 221 г. до н. э. провозглашен императором. Он известен под именем Цинь Ши-хуанди (первый) — циньский император.

В ту пору культура Китая достигла сравнительно высокого уровня. Уже широко применялось железо, что оказало влияние на развитие земледелия и ремесла. Китайские труженики освоили значительные посевные площади, создали сеть каналов искусственного орошения и выращивали богатые урожаи. Древние китайцы первыми занялись шелководством и научились выделывать превосходные шелковые ткани. Китайские бронзовые сосуды этого времени отличались особо высоким качеством и художественностью отделки, а белая керамика была предшественницей фарфора. В городах строились красивые здания, крепостные стены и башни. Высоким мастерством художников, ваятелей, архитекторов, поэтов, музыкантов, ученых, рассказчиков отмечена древняя китайская культура.

После объединения страны прекратились междоусобные войны и были уничтожены внутренние границы, создан единый государственный аппарат, введены единые деньги и меры, установлен постоянный и независимый от урожая размер налогов. Эти реформы укрепляли рабовладельческий строй в Китае.

Но положение земледельцев-общинников резко ухудшилось. За недоимки по налогам на них обрушивались тяжелые штрафы и жестокие кары. Долги росли, а хозяйства разорялись. Все большее число свободных становилось рабами: то были бедняки, несостоятельные должники, родственники и даже соседи людей, объявленных преступниками, военнопленные. Вереницы рабов, связанных одной веревкой, брели по стране. Мужчин, женщин и детей продавали на рынках, как скот.

Крупное строительство, предпринятое Цинь Ши-хуанди, ложилось новой тяжестью на плечи народа. Строили большой и богатый город Сяньян на реке Вэйхэ. Из бронзового оружия, собранного по всей стране, отлили 12 громадных статуй, которыми украсили вход в императорский дворец. Цинь Ши-хуанди построил себе роскошный подземный дворец-гробницу. Но самым крупным сооружением была Великая стена, построенная в оборонительных целях.

К северу от Китая жили скотоводческие племена гуннов, создавшие сильный военный союз. Прирожденные охотники и воины, гунны торговали со своими соседями-земледельцами, но часто совершали набеги на их земли, жестоко грабили и уничтожали поселения, угоняли людей в плен.

Для защиты от кочевников еще в V—IV вв. до н. э. на севере страны возводили длинные стены. Но такая грандиозная стена вдоль всей северной границы была построена впервые.

Прославленный полководец Мэн Тянь, который успешно воевал с гуннами, получил от императора Цинь Шихуанди приказ начать строительство в почти безлюдной местности с крайне сложным, изрезанным рельефом и суровым климатом. По преданию, на строительстве работало более 2 млн. человек — воины, земледельцы, обращенные в государственных рабов, пленные и даже женщины, которые были обязаны рушить рис и готовить пищу. Строительство осуществлялось самыми жестокими, страшными методами.

1200-1.jpg

Великая китайская стена, построенная в III в. до н. э.

Едва наступал рассвет, как начинался тяжкий труд строителей. Они работали под жгучим солнцем, под дождем и пронизывающим ветром, в зимнюю стужу, снежные бураны и песчаные бури. Бич погонщика не давал им отдохнуть. Стена строилась вдали от богатых земледельческих районов, провиант подвозить было нелегко. Строители болели от скудной и грубой пищи, плохой воды. С наступлением ночи они падали на землю, засыпая тут же на месте работ. Многие погибали от непосильного труда, плохого питания, эпидемий и жестоких наказаний, а строительство требовало все больше и больше рабочих рук. Циньская империя, по выражению историков, буквально опутала людей «сетью законов». За самый малый проступок общинники-земледельцы лишались свободы, их собирали в особые лагеря и целыми партиями гнали на строительство стены. Естественно, что при малейшей возможности они бежали и затем скрывались в лесах и горах. С пойманными беглецами расправлялись жестоко.

Много легенд и песен об этом строительстве сохранилось в памяти народа. Одна из них — «Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены»:

Шли на север армии рабов,
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен свист кнутов,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли...
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных,
Беглецам же был один удел —
Замуровывали в стену их...

Крестьянка Мэн Цзян-нюй, десять лет ждавшая своего мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее плач потряс стену, обвалилась глыба, и обнажился труп заживо замурованного ее мужа.

Строительство дороги от Великой стены к столице также потребовало много рабочих рук. Великий историк Сыма Цянь, живший во II—I вв. до н. э., писал: «Я проезжал по северной границе, возвращался по прямой дороге, видел башни Великой стены, построенной циньским полководцем Мэн Тянем. Рыли горы, засыпали ущелья, прокладывали прямой путь. Поистине дешево ценили труд народа!»

По приказу Цинь Ши-хуанди, а затем его преемника из земледельческих районов угоняли все больше молодых крестьян-общинников, которых обращали в государственных рабов, солдат или объявляли преступниками. Жизнь в деревне становилась все тяжелее, страну охватили восстания. Первое из них вспыхнуло в 209 г. до н. э. в современной провинции Аньхуэй, в лагере, куда согнали 900 человек, отправляемых на работу на север. Восстание возглавили бедняки Чэнь Шэн и У Гуан, а вскоре оно получило широкую поддержку народа. Власть преемников Цинь Ши-хуанди была свергнута. Циньская империя пала. Многие из порабощенных стали свободными, самые суровые законы и часть налогов были отменены, но рабовладельческий строй сохранился.

Великая стена достраивалась и в последующие века. В XV—XVI вв. вокруг прежних стен и башен были возведены мощные каменные укрепления. Войска, расположенные в крепостях у стены, день и ночь охраняли границу и при появлении опасности зажигали костры на башнях. В течение многих столетий стена служила оборонительным рубежом для защиты страны от чужеземных вторжений. В мирное время у ее проходов велась оживленная торговля с кочевниками.

В наше время Великая стена утратила это значение, но осталась замечательным памятником грандиозного труда сотен тысяч безымянных строителей, бессмертного искусства древних инженеров.