На главную

Государство Урарту

В «Истории Армении» армянского историка Мовсеса Хоренаци (V—VI вв.) рассказана легенда-о постройке ассирийской царицей Шамиран (греки называли ее Семирамидой) города на восточном берегу озера Ван. Долгое время ученые не знали, насколько достоверны эти сведения.

В 40—50-х годах XIX в. археологи сделали ряд блестящих открытии в Египте и Ассирии. В музеях Западной Европы появились замечательные памятники древней культуры, найденные в этих странах. Вскоре ученым удалось прочитать и ассирийские летописи. В них рассказывалось, что с IX в. до н. э. ассирийцы вели упорные войны с государством Урарту. Эпизоды войн были изображены на бронзовой обивке ворот из дворца ассирийского царя Салманасара III. На этих рельефах показано движение ассирийского войска через горы, битва, взятие крепости, угон пленных и увоз добычи, приношения жертв около озера. Началась расшифровка местных клинописных надписей, и при помощи близкой к ним ассирийской клинописи они заговорили. Только в 70-х годах XIX в. ученые наконец определили, что упоминаемая в ассирийских летописях страна Урарту находилась в районе озера Ван, что ее столица Тушпа была тем самым городом, о котором впервые после его гибели рассказал миру Мовсес Хоренаци.

Постепенно вырисовывалась история забытого государства. Уже в XIII в. до н. э. ассирийские войска, совершившие походы в горные местности на юг и юго-восток от озера Ван, застали там крупное объединение племен Уруатри. Сами урарты называли свою страну Биайни, и от этого имени произошло современное название Ван.

1210-1.jpg

Кладовая для вина в городе Тейшебаини. VII—VI вв. до н. э.

Государство Урарту с крепкой центральной властью сложилось в конце IX в. до н. э. Его столица г. Тушпа располагалась на недоступной скале у восточного берега озера Ван. Здесь правили царь Ишпуини (825—810 до н. э.) и его сын Менуа (810— 785 до н. э.). В первой половине VIII в. до н. э. Урарту заняло господствующее положение среди стран Передней Азии, и урарты вели успешную войну против ослабевшей Ассирии. Захватив районы северной Сирии, они овладели основными торговыми путями, связывавшими Переднюю Азию со Средиземноморьем. Не случайно урартские художественные изделия были найдены при раскопках в Малой Азии, островной и материковой Греции, в Италии.

В первой трети VIII в. до н. э. урарты распространили свою власть и на землю к северу от Аракса. Там их привлекали плодородная равнина реки Араке, где можно было захватить скот, и горы, богатые медной рудой.

В 782 г. до н. э. урартский царь Аргишти, сын Менуа, построил крепость и дал ей имя Эребуни. Оно сохранилось в названии г. Еревана, на территории которого находятся развалины этой крепости.

Урартские летописи царей Аргишти I и его сына Сардури II рассказывают о завоеваниях новых областей, о постройке крепостей, о земледельческих работах, разведении виноградников и садов.

В 714 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II совершил поход против Урарту и разгромил его. При раскопках ассирийской столицы Ниневии найден государственный архив из глиняных табличек, покрытых клинописью. Некоторые из небольших табличек (их можно было легко спрятать за пазуху) оказались письмами — донесениями ассирийских разведчиков, посланных в Урарту. Крупные таблички с более четким текстом были сводками этих донесений, составленными наследником престола Синахерибом.

1210-2.jpg

Бронзовая фигурка фантастического существа, украшавшая трон. Урарту. VIII—VII вв. до н. э.

Во второй столице Ассирии — г. Ашшуре была найдена очень крупная клинописная таблица с текстом о походе Саргона II против Урарту. При раскопках дворца Саргона II обнаружены рельефы с изображением эпизодов похода 714 г., в частности взятия и разграбления урартского города Мусасира.

Оправившись от жестокого поражения, государство Урарту существовало еще 120 лет и пережило своего противника — Ассирию. В середине VII в. до н. э. во время правления царя Русы II, сына Аргишти II, Урарту вновь стало одним из могущественных государств Древнего Востока. В то время его отношения с Ассирией улучшились. Обе стороны избегали военных столкновений. Цари Руса II и его сын Сардури III снаряжали даже дружественные посольства к знаменитому ассирийскому царю Ашшурбанапалу.

Руса II успешно продвигался на запад, в восточные области Малой Азии, а также расширил урартские владения на севере. При нем был основан крупнейший в Закавказье урартский город Тейшебаини, названный так по имени бога войны — Тейшебы.

Археологические раскопки на территории Турции и Советской Армении открыли памятники урартской культуры именно этого времени. Особенно большой материал дали раскопки холма Кармир-блур (Красный холм) на западной окраине Еревана, где были обнаружены остатки Тейшебаини.

Это был крупный административный урартский центр. Здесь находился урартский наместник, стоял военный гарнизон, сюда привозили дань, собранную в окрестных областях.

Раскопки Тейшебаини дали яркую картину хозяйства древнего Урарту. В районе крепости был найден большой каменный памятник с клинописным текстом, где рассказывается об отведении от реки Раздан (Ильдаруни) каналов и о превращении полупустынной местности в цветущий район. Нашли там и большое количество зерновых запасов и остатки плодов. Обнаружены целые скелеты коров, овец

и лошадей. Так ученые узнали о развитии земледелия и животноводства в Урарту. В Тейшебаини было развито и ремесло, особенно гончарное, и обработка металла, в первую очередь железа.

В цитадели находилось восемь кладовых для вина с вкопанными в земляной пол крупными сосудами — карасами, общей емкостью около 400 тыс. л. В кладовые для зерна засыпалось около 750 т пшеницы, ячменя, проса. Эту трудоемкую и тяжелую работу можно было сделать лишь силами многих людей, по-видимому военнопленных.

Такой крупный хозяйственный центр не мог обойтись без учета. При раскопках крепости найдено несколько глиняных табличек, покрытых клинописью. Таблички с небрежным текстом — хозяйственные записи, в них фиксируется, например, количество кож и шерсти. Таблички с оттиском печати — это царские распоряжения. Они касаются передела земли, возврата беглой рабыни, получения дани и др. Эти документы открывают нам повседневную жизнь крепости.

Большинство свободного населения Урарту составляли земледельцы-общинники, которые отбывали военные и строительные повинности. Наиболее тяжелые работы возлагались на рабов, которых захватывали во время военных походов. Летописи царя Аргишти I рассказывают, что при постройке Эребуни урарты переселили туда 6600 пленных. По своему социальному строю Урарту был очень близким к рабовладельческим государствам, таким, как Вавилония и Ассирия.

Культура Урарту развивалась под влиянием Ассирии. В конце IX в. до н. э. урарты оставили свое самобытное иероглифическое письмо и перешли к клинописи, заимствовав знаки из ассирийской письменности и применив их к своему языку.

Многие произведения искусства также сходны с ассирийскими памятниками. Однако, используя художественные образцы своих соседей, урарты творчески перерабатывали их, внося свои оригинальные черты.

Наиболее своеобразный памятник урартской архитектуры — храм в Мусасире, о котором мы имеем представление благодаря изображению, обнаруженному на рельефах дворца Саргона П. Он имеет много общих черт с греческими архаическими храмами.

В цитадели Тейшебаини найдены бронзовые щиты, шлемы и колчаны, украшенные высокохудожественными изображениями и снабженные надписями царей VIII в. до н. э. Аргишти I, Сардури II, Русы I. На этих предметах изображены урартские боевые колесницы и всадники, священные деревья со стоящими по их сторонам крылатыми божествами. Обнаружены при раскопках и другие бронзовые предметы, а также множество железного оружия — кинжалы, мечи, наконечники копий и стрел. Найдены образцы ювелирного искусства: золотые серьги, бусы, булавки, серебряные медальоны с изображениями урартских богов.

Раскопки Эребуни на окраине Еревана, противоположной Кармир-блуру, открыли крепость, в которой находился царский дворец, храмы и обширные хозяйственные помещения. Стены многих из строений Эребуни были покрыты росписями, изображающими процессии богов, сцены охоты и, по-видимому, повседневной жизни.

Во второй половине VII в. до н. э. у урартов появились новые опасные враги — мидийцы и скифы. Под ударами выдвинувшейся в этот период могучей державы Мидии пали сперва Ассирия (612— 605 до н. э.), а вслед за ней и столица урартов Тушпа.

Урартские административные центры в Закавказье в это же время были уничтожены скифами. В стенах крепости Тейшебаини обнаружены характерные скифские бронзовые стрелы. Раскопки открыли следы грандиозного пожара, возникшего при штурме. В огне погибли люди и животные, а сгоревшие балки перекрытий и обрушившиеся стены из сырцового кирпича завалили помещения цитадели и сохранили до нас их содержимое.

На развалинах урартской державы возникло новое объединение племен, во главе которого стали армены — предки армянского народа, входившие прежде в состав Урартского государства. Теперь они стали играть руководящую роль, их язык стал господствующим, и вся страна получила название Армении. Это название впервые упоминается в летописи персидского царя Дария I на Бехистунской скале (см. ст. «О чем рассказала Бехистунская надпись»).

Памятники раннеармянского государства были найдены в уцелевшей урартской крепости Эребуни. Культура древнего государства Урарту была унаследована армянскими и грузинскими племенами, создавшими около IV—III вв. до н. э. свои государства.

Урартское государство включало в свой состав земли Южного Кавказа; его можно считать древнейшим из государств, некогда существовавших на территории Советского Союза.