На главную

Древняя Ольвия

Царь скифов Скил возвращался в Ольвию. Около главных, северных ворот он оставил провожавших его воинов, а сам вошел в город. Скил спешил скорее попасть к себе в дом, где он смог бы наконец снять постылые ему скифские одежды. Скил был поклонником всего греческого. В Ольвии у него был дом, построенный по типу греческих: внутренний двор с колоннами, украшенный мраморными статуями львов и грифов.

Вокруг двора располагались жилые и хозяйственные помещения. Стены парадных комнат дома украшала художественная роспись.

Одевшись, как обычно одевались эллины, в хитон и гиматий, Скил направился в центр города, на агору — площадь, где сосредоточена деловая жизнь, происходят богослужения и празднества. Он спешил принять участие в дионисиях — празднике в честь бога виноделия Диониса.

Агору с запада и востока окаймляют ряды лавок. В северной части агоры возвышаются храмы, перед ними курятся жертвенники. С юга к площади примыкает здание гимнасии — школы для физического и музыкально-поэтического воспитания юношей.

На агоре созываются и народные собрания для обсуждения важных вопросов жизни города, здесь выбираются ежегодно совет, коллегии архонтов (правителей) и стратегов (военачальников), которые непосредственно управляют городом.

Но далеко не всех жителей города, можно увидеть на народных собраниях. Женщины, иностранцы и рабы не имеют права участвовать в политической жизни.
1230-1.jpg

Часть города Ольвии. Видны развалины домов и улица. Остатки этого города найдены в 30 км к югу от города Николаева.

Через агору проходит главная и самая широкая улица, от северных ворот, к югу, параллельно и под прямым углом к ней идут другие улицы. Особенно хорошо видна с агоры нижняя часть города, примыкающая к берегу реки. На склоне между верхним и нижним городом раскинулся театр, в котором во время дионисии зачитываются декреты (постановления), отмечающие особые заслуги отдельных граждан перед городом. В нижней части города — шумная гавань, куда купцы привозят разнообразные товары из Греции и других стран. Купеческие корабли отправятся в обратный путь, нагруженные пшеницей, рабами, изделиями искусных ремесленников...

Откуда мы знаем обо всем этом? О скифском царе Скиле, который любил греческую культуру и поклонялся греческим богам, за что и был убит скифами, рассказал историк Геродот (V в. до н. э.), посетивший Северное Причерноморье. От него нам стало известно, что скифы жестоко карали каждого, даже Царя, за отказ от своих обычаев. Все остальное мы узнали из археологических раскопок, из надписей, которые были найдены в Ольвии.

Ольвия была основана в начале VI в. до н. э. греками — выходцами из малоазиатского города Милета. Новая колония расположилась близ устья реки Южный Буг, в 30 км к югу от нынешнего города Николаева. Название города означало на древнегреческом языке «счастливая». Город быстро рос и богател, чему способствовали плодородие окружающих его земель, изобилие рыбы в реках и заливах и торговля со скифами, жившими вокруг Ольвии. Наивысшего расцвета город достиг в V—III вв. до н. э.

Но уже во второй половине IV в. до н. э. Ольвия подверглась тяжелым испытаниям: войско Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом со всех сторон осадило город. В Ольвии начался голод, вызвавший волнения бедноты, иностранцев и рабов.

Толпы недовольных собирались на агоре и требовали обеспечить их хлебом, облегчить положение должников, уравнять всех в политических правах. Городским старшинам пришлось пойти на уступки: освободить рабов, предоставить права гражданства иностранцам и отменить долговые обязательства. Благодаря таким мерам удалось объединить все население для борьбы с врагом и отстоять город от натиска македонских войск.

Ольвия снова расцвела. Территория города расширилась. Мощная система крепостных стен защитила его от внешних врагов. Заново отстроили агору и замостили площадь черепками. На месте старого алтаря из известняка появился новый, облицованный мраморными плитами. Построили новый храм, еще больше прежнего. Весь город подвергся перепланировке. Появилось большое количество новых богатых домов, украшенных колоннами, скульптурой, мозаикой.

Ольвия вела оживленную торговлю со скифами, малоазиатскими греческими городами. Но уже в III в. до н. э. в Северном Причерноморье появляется сильное скифское государство, угрожающее могуществу Ольвии. Временами Ольвия попадает под власть скифов. Но не только от войн страдало население города. Участились неурожаи, и населению города приходилось голодать. Правители Ольвии, опасаясь восстаний, все чаще обращались за содействием к богатым гражданам. Благотворительная деятельность богачей отмечалась в декретах. Текст их высекали на мраморных плитах и помещали на специальных подставках — постаментах — на агоре. Из этих документов, найденных при раскопках, мы и узнали о тяжелом положении Ольвии ко II в. до н. э. Так, в декрете в честь богатого гражданина Протогена сообщается, что государственная казна истощилась, священные сосуды заложены ростовщикам, в городе царит голод и «все находится в упадке вследствие войн и неурожаев».

Катастрофа разразилась в середине I в. до н. э., когда геты (северофракийские племена, жившие по нижнему течению Дуная) напали на город и разрушили его. Много жителей было убито, часть населения бежала в соседние города. Жизнь в Ольвии почти замерла. Лишь спустя некоторое время при содействии скифов, которые были заинтересованы в возобновлении торговых связей, город вновь начинает отстраиваться. Однако удар, нанесенный гетами, был настолько силен, что Ольвия никогда уже не могла достичь прежнего величия. Значительно сократилась территория города.

В середине П в. н. э. в Ольвию вступили римские войска, а в конце того же века она была включена в состав римских владений.

В середине III в. н. э. Ольвию захватили и разгромили кочевники, после чего ее история нам почти неизвестна. Мы знаем только, что к концу IV в. н. э. жизнь в Ольвии, одной из богатейших греческих колоний в Северном Причерноморье, окончательно замерла.

Со временем Ольвия исчезла с лица земли. И только опытный глаз археолога еще до раскопок смог по очертаниям холмов и оврагов определить, где находятся руины когда-то богатого и оживленного древнего города.