На главную

Как возник ислам

Ислам, или мусульманская религия, возник в Аравии в начале VII в. («ислам» в переводе с арабского — покорность; «мусульманин» — от арабского «муслим» — последователь ислама).

Уже тогда на огромном Аравийском полуострове арабское население было довольно многочисленным. В основном это были скотоводы-кочевники. Ведь большую часть полуострова занимают степи и полупустыни, граничащие с обширными бесплодными песчаными пустынями. Кочевники (здесь их обычно называют бедуинами) разводили верблюдов, лошадей, коз, овец. Земледелие в Аравии возможно только в оазисах, на небольших пространствах плодородной земли, орошаемых водой из родников и колодцев. Оседлое население в оазисах выращивало финиковые пальмы, ячмень, виноград, плодовые деревья.

Вдоль западного побережья Аравии издревле проходила караванная дорога. Она служила продолжением морских путей, связывающих полуостров с Восточной Африкой и Индией. На перекрестках караванных путей возникли города. В них сосредоточились торговля и ремесленное производство.

К VII в. население Аравии — скотоводы-кочевники, земледельцы и горожане — жило в условиях разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. В каждом племени и в каждом роде, состоявшем из родственных семей, господствовали богачи. Они постепенно захватывали лучшие участки пастбищ, принадлежавших всему племени. Богатая племенная знать, из которой выдвигались шейхи (предводители племен), эксплуатировала своих обедневших соплеменников. У богачей появились рабы, которые пасли стада и выполняли домашние работы в семье хозяина.

Эти эксплуататоры нуждались в сильной государственной власти и грозном боге, помогающем держать в повиновении рабов и рядовых бедуинов. С давних времен у каждого арабского племени были свои боги. Арабы обожествляли деревья, камни, источники и поклонялись им. Новая единая религия — ислам, — проповедующая единобожие, сначала появилась в Западной Аравии — одной из наиболее экономически развитых областей полуострова. Здесь находились обширные оазисы Медина и Таиф, жители которых занимались земледелием и скотоводством. Тут проходили караванные пути международной торговли, на которых стояли большие оживленные города. В самом крупном из них — Мекке жило племя курейш. В этом племени власть принадлежала богатым купцам и ростовщикам, бывшим в то же время крупными рабовладельцами. Через Мекку провозились ценные товары из Южной Аравии в Палестину, Сирию, Египет и из Восточной Африки в Ирак. На ярмарки в Мекку приезжали арабы из многих районов Аравии. Мекка была не только торговым городом, но и религиозным центром. На главной площади высился четырехугольный храм Кааба (в переводе с арабского — куб), в наружную стену которого был вделан «черный камень», упавший с неба (метеорит). Ему поклонялись не только жители Мекки, но и арабы, приезжавшие из других мест. Мекканские богачи — купцы, ростовщики и рабовладельцы — присвоили себе жреческие обязанности при Каабе. Это увеличивало их влияние на соплеменников и на окрестные племена.

Арабское историческое предание связывает происхождение ислама (мусульманства) с мекканским купцом Мухаммедом (Магометом). Он начал проповедовать новую религию около 610 г. н. э. в своем родном городе. Некоторые его проповеди, записанные современниками, сохранились. После смерти Мухаммеда его учение было пересказано в книге под названием «Коран» (в переводе с арабского—чтение), которая затем стала для мусульман священной. Впоследствии арабские историки собирали сведения о Мухаммеде и составляли описания его жизни. В них действительные события перемешаны с вымыслом о всякого рода чудесах. Так, например, рассказывается, что два небесных существа в блистающих одеждах якобы явились к Мухаммеду, когда он был еще отроком, распороли ему грудь, вынули его сердце, чтобы обмыть в чаше, наполненной небесным снегом. Рассказывали также, что деревья и кусты кланялись Мухаммеду, когда он проходил мимо них, а когда он ехал на верблюде, защищали его от солнца.

Чтобы объяснить, как возник ислам, можно обойтись и без фантастической биографии его основателя. Появление ислама связано с установлением классового общества в Аравии и образованием государства. Новая религия была одним из средств объединения разрозненных арабских племен в одно государство.

Ислам, в отличие от древнего арабского многобожия, признавал единого бога — аллаха. Мухаммед же, как говорит Коран, был посланником бога на Земле. Верующие (мусульмане) обязаны ежедневно молиться, а в девятый месяц года — рамазан поститься, т. е. принимать пищу и питье только ночью. Все религиозные обряды внушали мусульманам чувство беспомощности и полной зависимости от аллаха. Коран обязывает богатых мусульман отчислять часть доходов в пользу бедных. Но вскоре после возникновения арабско-мусульманского государства эти отчисления стали поступать в государственную казну.

В наиболее ранних сурах (главах) Корана, которые относятся ко времени проповеди Мухаммеда в Мекке, предсказывался близкий конец мира. Он изображался как всеобщее бедствие: произойдет землетрясение и солнечное затмение, моря закипят и хлынут на сушу, мертвые воскреснут. Тогда явится аллах во главе ангельского воинства и будет судить людей. Грешники попадут в ад, где будут гореть, но никогда не сгорят, вечно страдая от ожогов, жажды и голода. Праведники будут награждены в раю вечным блаженством. Но в рай попадут только те мусульмане, которые были покорными и терпеливыми в своей земной жизни.

Коран учит, что сам бог разделил людей на бедных и богатых, рабов и свободных. «Мы... возвышаем одних над другими в степенях, — сказано в Коране от имени бога, — так что одни из них держат других подвластными себе невольниками». Коран запрещает бедным мусульманам зариться на имущество богатых, а за воровство предписывает отсекать у вора руку. Расправу с богатыми и притеснителями Коран переносит в фантастический загробный мир: только после смерти покорные и терпеливые бедняки смогут привольно жить в раю, а их мучители попадут в ад.

В Коране подробно разработаны правила передачи имущества по наследству, раздела военной добычи и других сделок. Особое внимание в Коране обращено на охрану собственности.

Коран узаконивает зависимость женщины от мужчины и разрешает мужу бить жену. При разделе наследства дочь получает вдвое меньше, чем сын.

Ислам не давал никакой надежды мекканским беднякам и рабам на облегчение их тяжелой жизни. В первое время количество мусульман в Мекке оставалось ничтожным. Местные властители по-прежнему получали большие доходы от паломничества в Каабе и потому не сразу оценили выгоды новой религии. Они враждебно относились к мусульманам, ярым противникам многобожия. Мусульмане вынуждены были искать союзников за пределами Мекки. Осенью 622 г. они переселились в Медину — крупный оазис, населенный оседлыми земледельческими племенами. Здесь они организовали «общину верующих», во главе которой стал Мухаммед. Эта мусульманская община добилась безраздельного господства в Медине и вскоре стала центром политического объединения всей Аравии.

Проповедник ислама Мухаммед превратился в самодержавного правителя, верховного судью и военачальника мединских мусульман. Он жестоко расправлялся с арабами, не принявшими ислама. Мусульмане изгнали из Медины два племени иноверцев.

Третьему предложили признать ислам, и, после того как последовал отказ, все мужчины этого племени были убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Возделанные земли этих племен захватили арабы-мусульмане. Обосновавшись в Медине, мусульмане начали вооруженную борьбу против Мекки. Они нападали на мекканские торговые караваны. В Коране говорится, что священная война с «неверными» угодна аллаху.

Военная удача переходила то к мусульманам, то к их врагам. Исход борьбы решили бедуинские племена, которые подчинились власти мусульман, так как стремились сбросить с себя тяжелую зависимость от мекканских купцов и ростовщиков. В 630 г. Мекка сдалась без боя войску мусульман. Мекканцы приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Храм Кааба с «черным камнем» стал главным святилищем мусульман, и их обязали совершать к Каабе ежегодные паломничества.

Теперь мусульманская община стала приобретать все больше и больше последователей из числа бедуинов и оседлых жителей Аравии. Так под знаменем ислама совершалось объединение арабских племен, образовалось арабское государство. При преемниках Мухаммеда — арабских халифах (халиф — одновременно глава государства и духовный глава мусульман) — полчища арабских завоевателей вторглись в соседние страны и подчинили своей власти их население.

В образовавшемся обширном феодальном государстве — халифате — ислам стал господствующей религией. Принявшим мусульманство были предоставлены различные льготы. В средние века ислам широко распространился в странах Ближнего и Среднего Востока и стал одной из мировых религий наряду с христианством, с которым у него много общего.

И в наше время мусульмане составляют подавляющее большинство населения в арабских странах Азии и Африки, в Турции, Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Индонезии. Кроме того, много мусульман в Индии, Китае, Албании, Югославии, Болгарии и в Средней Азии.

Ислам, как всякая религия, в том числе и христианская, проповедует фантастическое представление о мире и требует от угнетенных покорности, отвлекая их от борьбы за лучшую жизнь.