На главную

Короли становятся хозяевами церкви

События германской реформации показали, что связанные с ней перемены пошли на пользу немецким князьям-государям. Использовали реформацию в своих целях и некоторые другие властители Европы.

В 20-х годах XVI столетия короли Дании и Швеции порвали с католической церковью и приняли лютеранство. Вслед за тем они уничтожили монастыри и завладели монастырскими землями. Таким образом короли поправили свои денежные дела. Раздача же этих земель дворянам позволила превратить помещиков в ревностных сторонников реформации и вместе с тем сделать их верными слугами королевской власти.

Король Англии Генрих VIII (1509—1547) вначале встретил враждебно начавшуюся в Германии реформацию. Смолоду он готовился к архиепископскому званию и получил богословское образование. Это побудило его сочинить направленный против Лютера богословский трактат, за что он получил от папы почетный титул «защитник веры». Однако итоги реформации в Германии и в Скандинавских странах заставили Генриха изменить свое отношение к ней.

Чтобы вывести английский флот на широкие просторы океанских путей, чтобы принять участие в захвате заморских колоний, нужна была сильная королевская власть, полная казна и сплоченность дворянства и купечества.

Следуя примеру германских князей и скандинавских государей, Генрих отказался от всяких платежей папскому Риму, он овладел обширными землями монастырей и роздал их или дешево распродал дворянам и горожанам. В 1534 г. английский парламент «Актом о верховенстве» провозгласил короля верховным главой английской церкви.

Во вновь созданной англиканской церкви король был полным хозяином. Он назначал епископов, распоряжался церковными доходами. Обогатившиеся за счет монастырей землевладельцы грудью стояли и за реформацию, и за королевскую власть. От старой, католической церкви новую, англиканскую церковь отличало то, что место папы занял король, а вместо латинских молитв зазвучали английские проповеди и молитвы.

Однако англиканская церковь жестоко преследовала тех, кто осмеливался защищать интересы простого народа. Сохранились и надменные епископы, и пышный, очень дорогой церковный культ. Ни буржуазия, ни народ не мирились с англиканской церковью, слишком похожей на католическую.

Буржуазные слои и все трудящиеся переходили к кальвинизму, под знаменем которого вскоре выступила английская буржуазная революция.