На главную

Томас Мор и его «Утопия»

Томас Мор родился в феврале 1478 г. в зажиточной семье потомственного лондонского юриста. Его отец был королевским судьей. Как писал сам Мор, его семья была «хотя и не знатного, но честного рода».

Первоначальное образование юный Томас получил в школе Св. Антония, где учили читать и говорить по-латыни. Потом он около двух лет учился в Оксфордском университете, откуда перешел в одну из юридических школ Лондона, успешно закончил ее и стал адвокатом. Необычайная добросовестность и честность принесли молодому адвокату большую популярность среди лондонских горожан.

В 1504 г., при короле Генрихе VII, 26-летнего Мора избрали в парламент. Но его парламентская карьера была недолгой: после смелого выступления против новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго оставить политику.

Томас Мор был близким другом Эразма Роттердамского. Еще в студенческие годы он сблизился с кружком выдающихся оксфордских ученых-гуманистов, с увлечением и упорством изучал сочинения христианских философов, а также произведения великих античных философов и писателей: Платона, Аристотеля, Лукиана. Мор и его друзья размышляли о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой и более справедливой. Ответы на эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов и особенно в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество.

Сила гуманистов была не столько в глубоком знании древних книг, сколько в ясном понимании пороков современного общества, в их непримиримости к суевериям и невежеству. Они искренне верили, что путем просвещения народа и правителей можно добиться справедливого переустройства общества. Эти лучшие качества гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма, латинских стихах Мора и особенно в его «Утопии». Мор смело говорил об ответственности правителей перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть правителям и имеет право отнять ее. «Любой, принявший власть над многими людьми, — должник правленье вверивших. И во главе стоять не дольше должен он, чем захотят избравшие», — писал Мор. Так гуманистическая поэзия Мора проповедовала любовь к свободе и ненависть к тиранам. В своих стихах Мор разоблачал порочное и невежественное духовенство. Например, невежественному епископу, который постоянно твердил, что «буква убивает, а дух воскрешает», Мор отвечал эпиграммой: «Ты же надежно себя остерег, чтоб убить не сумела буква тебя: ни с одной буквою ты не знаком. Но не напрасно боишься, чтоб буква тебя не убила, знаешь, что дух твой тебя не воскресит никогда».

1630-2.jpg

Томас Мор. Шртрет работы Ганса Гольбейна Младшего. XVI в.

В 1515 г. Мор в составе английского посольства отбыл во Фландрию. Во время этой поездки он начал писать одну из главных книг своей жизни — «Утопию». Она была закончена по возвращении в Англию в конце 1516 г. и издана в городе Лувене.

«Утопия» начинается с рассказа о том, как однажды в Антверпене Мор встретил своего нового друга Петра Эгидия в сопровождении пожилого моряка Рафаила Гитлодея. Расположившись в саду, они втроем вели увлекательную беседу об Англии, о дальних странах, где побывал Гитлодей. Как видно из этой беседы, судьба родной Англии глубоко волновала Мора. Начало XVI в. — это время, когда в Англии зарождался капитализм, бурно развивались ремесла и торговля. Приезжие иностранные купцы поражались богатству ее городов, искусству и трудолюбию английских ремесленников и крестьян. Но откуда в такой богатой стране столько нищих и обездоленных? Вот над чем мучительно задумывался Томас Мор. С появлением первых капиталистических суконных мануфактур наиболее прибыльной отраслью сельского хозяйства стало овцеводство. Английские лорды стали отбирать земельные наделы у крестьян, огораживать отобранную землю и превращали ее в пастбища для овец. А тысячи крестьян, вместе со своими семьями изгнанные из деревень, превращались в бродяг и нищих. «Ваши овцы обычно такие кроткие, довольные очень немногим, — писал Мор в «Утопии», обращаясь к лордам-огораживателям, — теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города...»

1630-3.jpg

Остров «Утопия». Гравюра из книги Томаса Мора, вышедшей в городе Базеле при его жизни.

Феодальное государство обрушило на обездоленных людей «кровавые законы», по которым бродяг должны были сечь «до тех пор... пока кровь не заструится по телу», а за самую мелкую кражу полагалась смертная казнь. Как рассказывают английские хроники, во времена Мора — при короле Генрихе VII — ежегодно вешали около 2000 человек. А в годы правления Генриха VIII (1509 — 1547) было повешено 72 тыс. бродяг и нищих. В «Утопии» Мор писал: «Мне кажется величайшей несправедливостью красть у человека жизнь за то, что он украл деньги, так как я полагаю, что с человеческой жизнью по ценности не могут сравниться никакие сокровища...»

В своей книге Мор не ограничился описанием народных бедствий, а решился поставить вопрос о причинах пороков существующего общественного строя. И ответил: «...где есть частная собственность, где все мерят на деньги... вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». По мнению Мора, благополучие в обществе возможно «только с совершенным уничтожением частной собственности ».

Вызывает восхищение гениальная проницательность Мора, сумевшего еще на заре капитализма постичь сущность буржуазного государства: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Эксплуататорскому государству своей эпохи Мор противопоставил идеальное, с его точки зрения, государство, названное им Утопией (от греческого слова « утопия » — место, которого нет). Рассказ Гитлодея об этом счастливом острове, затерянном в океане, составляет вторую часть книги Мора. В Утопии нет частной собственности и все люди трудятся. И в этом, по мнению Мора, главная причина счастья и изобилия утопийцев. Люди работают только по 6 часов в день, остальное время каждый занимается чем хочет: наукой, искусством и другими любимыми делами. Все богатства острова принадлежат всем гражданам, и каждый пользуется ими по своим потребностям. Таким образом, общественный строй Утопии основан на принципах справедливости. Мор глубоко убежден, что человек рожден для счастья, и в этом основная гуманистическая идея его произведения. Гениально предвосхитив некоторые существенные черты будущего коммунистического общества, Мор не верил в возможность построения этого общества в условиях феодальной Европы.

Под влиянием «Утопии» были написаны десятки книг о социализме. Мор стал родоначальником целого направления в истории общественной мысли, получившего название «утопический социализм» (см. ст. «Шарль Фурье»). Вместе с тем словом «утопия» стали обозначать всякий нереальный проект, несбыточную мечту. Ведь социалисты-утописты не знали, как добиться построения справедливого общества, потому что в те времена, когда они жили и писали, еще не было исторических условий для построения социализма. И тем не менее историческая заслуга социалистов-утопистов огромна, их идеи стали одним из важнейших источников учения Карла Маркса.

Выход в свет «Утопии» привлек к ней внимание всей просвещенной Европы. Уже в течение XVI в. «Утопия» была переведена с латинского на немецкий, итальянский, французский, английский и голландский языки. Английский король Генрих VIII, слывший покровителем ученых, сделал все, чтобы привлечь Мора к себе на службу. Вскоре Мор стал членом королевского совета, был посвящен в рыцари, а в 1529 г. король назначил его своим первым министром — лорд-канцлером королевства. Генрих VIII надеялся, что Мор, с его большим авторитетом ученого-гуманиста, станет послушным орудием короля. Но этого не случилось. В 1532 г., когда Генрих VIII решил провести реформацию и, отвергнув власть папы, возглавить церковь Англии, Мор подал в отставку. Новая государственная и церковная политика короля противоречила религиозным убеждениям Мора. Он понимал, что, провозглашая себя главой церкви, Генрих VIII преследовал цель укрепить абсолютистский режим и пополнить казну, захватив церковные богатства. А это грозило народу новыми бедствиями, так как переход церковных земель в руки короля и новых светских владельцев неизбежно должен был привести к новым огораживаниям и обезземеливанию крестьянства. Мор отказался принести присягу королю как главе церкви. Принять такую присягу для него значило пойти против своей совести.

Мор был арестован, заключен в Тауэр, а затем привлечен к суду якобы за государственную измену. Напрасно он доказывал суду, что нет таких законов, по которым человека можно судить только за то, что он думает иначе, чем король. Суд приговорил Мора к мучительной казни. Мор выслушал приговор спокойно и с достоинством. От имени короля ему обещали прощение, если он пожелает изменить свое мнение о церковной политике короля и согласится принести присягу королю как главе церкви. Мор предпочел умереть за свои убеждения, и 7 июля 1535 г. был казнен. Говорят, что его последние слова были обращены к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться». И уже положив голову на плаху, он прибавил: «Погоди немного, дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала государственной измены». Так мужественно окончил свою жизнь великий сын Англии Томас Мор, ставший жертвой королевского произвола и беззакония.

Эразм Роттердамский (1469 — 1536)

Слава нидерландского ученого и блестящего писателя Эразма Роттердамского гремела по всей Европе. Короли, папы и кардиналы заискивали перед ним, стремясь привлечь его к себе на службу, хотя он не выделялся ни знатностью рода, ни богатством. Настоящее имя Эразма — Гер-хардс.

Он родился в 1469 г. в голландской семье в городе Роттердаме. На его долю выпало нерадостное детство сироты, юность, проведенная в монастыре. Не вынеся лицемерия и ханжества монастырской жизни, он ушел странствовать по Европе. Учился в Париже, в Италии получил ученую степень доктора богословия, долго жил в Англии и наконец обосновался в вольном городе Базеле.

Благодаря переводам Эразма европейцы познакомились с произведениями ряда античных писателей и ученых — Плутарха, Лукиана, Еврипида и других. Он издал греческий текст Нового завета с латинским переводом и комментарием.

Наибольшую известность получила знаменитая сатира Эразма «Похвала глупости». Он посвятил ее любимому другу — Томасу Мору (см. ст. «Томас Мор и его «Утопия»). В короткий срок книга разошлась в десятках тысяч экземпляров, вскоре ее перевели с латинского на новые европейские языки.

1630-1.jpg

В этой блестящей сатире Эразм смело и остроумно высмеял пороки феодального общества, изобразив средневековую Европу как царство торжествующей глупости. Он бичевал невежество и лжеученость схоластов, напускавших туман в глаза людям неопытным, сравнивал богословов со смрадным болотом и ядовитыми растениями. Бесстыдные и развращенные монахи, писал Эразм, «навлекли на себя такую ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается за худую примету». Чем они заняты? Ослиными голосами читают в церквах им самим непонятные псалмы, попрошайничают у дверей, с громким мычанием требуя милостыни, да «при помощи мелочных обрядов, вздорных выдумок и диких воплей подчиняют смертных своей тирании».

Эразм зло высмеивал дворян, вельмож, которые не отличаются ничем от последнего прохвоста, однако кичатся благородством своего происхождения. Не отстает от них и сам король — «человек, невежественный в законах... преследующий единственно свои личные выгоды... ненавистник учености, истины я свободы...» «Даже папы, эти наместники Христа на земле, готовы пролить потоки крови ради своего могущества», — писал автор сатиры. Эразм писал о торгашах-купцах: «Купецкая порода глупее и гаже всех, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают ее наигнуснейшими средствами». Великий гуманист, Эразм проклинает феодальные войны, несущие страдания простому народу-труженику. Все его симпатии на стороне народа.

Смелая сатира Эразма вызвала живой отклик в тогдашней Европе. У него появилось много новых друзей, но стало и больше врагов, особенно среди схоластов-мракобесов и монахов. Недаром у испанцев появилась в то время поговорка: «Кто говорит дурное про Эразма, тот либо монах, либо осел». Многие сочинения Эразма, в их числе и «Похвала глупости», были впоследствии запрещены католической церковью.