На главную
Древние и средневековые государства Тропической АфрикиВеличайшая в мире пустыня Сахара делит Африку на две неравные части. В меньшей из них — Северной Африке — находились Египет, Карфаген и другие древние государства. К югу от Сахары простирается Тропическая Африка. Ее населяют народы с черной или темной кожей. О жизни их предков в древности и средние века рассказывают дошедшие до нас наскальные рисунки, надписи на камнях, устные предания, которые бережно сохраняют почти все африканские народы. Известия о народах Тропической Африки сохранили египетские надписи на камне и папирусе, некоторые книги греческих и римских писателей и ученых. Источники рассказывают, что африканские народы с давних времен занимались земледелием и скотоводством, рыболовством и охотой. Здесь выращивали просо и сорго, хлопок и различные корнеплоды. Во многих районах строили каналы и плотины для орошения полей. Среди домашних животных самыми важными в хозяйственном отношении были овцы, коровы и козы. А в начале нашей эры в Северную Африку были ввезены с Ближнего Востока верблюды, и они стали незаменимы для народов Сахары и прилегающих к ней областей. В Тропической Африке с древности добывали и обрабатывали золото, серебро, медь, железо. Африканские мастера широко использовали медь, их изделия из золота, дошедшие до нас, поражают своим высоким искусством. На юго-западе нынешней Нигерии сложилась школа бронзового художественного литья, удивляющая красотой и законченностью своих произведений. Большинство народов Тропической Африки от каменных орудий перешло сразу к железным. Очень распространено было гончарное ремесло — изготовление кувшинов, горшков и другой посуды; в отличие от своих собратьев в других частях света африканские мастера не знали гончарного круга. Блестящее мастерство отличает изделия африканских резчиков по дереву и кости, а также сплетенные из растительных волокон корзины, циновки, одежду. Тропическая Африка славилась своими богатствами. Издавна она вела торговлю с народами Северной Африки, Ближнего Востока, а затем и с другими. Корабли из Римской империи, Аравии, Индии и других стран вывозили отсюда рабов, слоновую кость, золото, изумруды, шкуры зверей, зубы гиппопотамов, разных животных для зверинцев. В обмен африканцы получали ремесленные изделия и соль. Одно из самых древних государств Тропической Африки — Напата — сложилось в VIII в. до н. э. в северных областях теперешнего Судана. В 736 г. до н. э. правители Напаты сумели подчинить себе ослабленный внутренней борьбой Египет и правили им шесть с половиной десятилетий. Только могущественная Ассирия смогла изгнать их из Египта. В конце VI в. до н. э. Напату сменило новое сильное государство — Мероэ, просуществовавшее до начала IV в. н. э. Ни персы, ни римляне не могли его покорить. У царства Мероэ было две столицы: Напата и Мероэ. На месте этих городов сохранились каменные пирамиды, храмы и дворцы, украшенные скульптурой. В 50 — 60-х годах нашего столетия на севере Эфиопии были найдены две надписи. Из них стало известно, что в V в. до н. э. здесь существовало государство. Раскопки помогли обнаружить остатки храмов, каменные скульптуры, обелиски, которые свидетельствовали о высокой культуре древних эфиопов. Жители северной Эфиопии так же, как в Напате и Мероэ, знали письменность. Вначале здесь пользовались египетской письменностью, а также письменностью одного из народов Южной Аравии — сабейской. Во II в. н. э. в Мероэ, а затем и в Эфиопии был изобретен собственный алфавит. Среди древних государств Тропической Африки особой известностью пользовалось Аксумское царство, возникшее во II в. н. э. на севере современной Эфиопии. Сильные и воинственные правители Аксума подчинили себе не только народы Эфиопии, но и часть Судана и Южной Аравии. Они поддерживали дипломатические отношения с соседними странами: аксумские послы бывали в Египте, Аравии, Индии. В Аксум прибывали послы и путешественники из разных стран. В главный порт государства — город Адулис, расположенный на берегу Красного моря, приходили иноземные корабли. Они привозили в Аксум ремесленные изделия — ткани, посуду, украшения, металлические орудия — и щедрые дары царю. А увозили слоновую кость, золото, изумруды, звериные шкуры. Торговля приносила государству большие доходы. Караваны аксумитов проникали далеко в глубь Африки, из долины Голубого Нила они вывозили на родину золото. Большого мастерства добились аксумиты в изготовлении статуй и громадных каменных обелисков, которые высекались целиком из базальтовых глыб. Некоторые из них достигают 20 — 30 м в высоту и весят десятки тонн. В Аксуме впервые в странах Тропической Африки стали чеканить монету. Правитель Аксума носил титул «царь царей». Он считался потомком бога войны Махрема, и ему поклонялись как божеству. Власть «царя царей» передавалась от отца к сыну. По преданию, наследник, прежде чем занять престол, должен был сразиться с быком и львом, чтобы доказать, что он храбрый и ловкий воин. Народ видел правителя только по праздникам. Обычай запрещал ему обращаться с речью к подданным непосредственно — для передачи царской воли существовал особый сановник, именовавшийся «устами царя». Царь не мог также касаться руками пищи: его поил и кормил другой сановник — «кормитель». Мать правителя и его брат пользовались большим влиянием. Особый совет вельмож контролировал его важнейшие действия. Царя и знать обслуживало множество рабов.
Гигантский обелиск, созданный в древнем Аксуме. Его высота — 24 м. В основе великолепия и могущества Аксумского государства лежал труд крестьян-земледельцев, облагавшихся царскими податями. Не случайно именно боги земледелия Бехер и Медр считались до IV в. н. э. главными богами аксумитов.
Скульптурный портрет из терракоты, созданный африканским скульптором в V в. до н. э. Найден в оловянных копях на севере Нигерии. В IV в. Аксумом правил царь Эзана. Он стремился сплотить подвластные Аксуму народы единой религией (до этого покоренные аксумитами племена сохраняли собственных богов). Эзана провозгласил государственной религией почитание единого бога — «господина неба и земли»; себя он объявил сыном этого бога. Одновременно он покровительствовал христианству, которое начало в это время распространяться в Аксуме. В V — VI вв. христианство стало в Аксуме господствующей религией. Аксумское государство перестало существовать в IX — X вв. Традиции его некогда блестящей культуры сохранила средневековая Эфиопия.
Бронзовая голова. Бенин. В западной части Африки первые государства сложились позднее, чем на северо-востоке. Одним из самых ранних была Гана, созданная народом сонинке на территории современных Мавритании и Мали. По преданиям, Гана возникла в конце III — начале IV в. Через столицу страны, «город Ганы», шли оживленные торговые пути: с юга на север везли рабов и золото (до открытия Америки Западная Африка была главным источником золота, которое обращалось в мировой торговле), а с севера — соль и ремесленные изделия. По описаниям арабских историков и географов VIII в., средневековая Гана была прежде всего «страной золота»; его добывали и в самой стране, и к югу от Ганы — в зоне тропических лесов, куда сонинке отправляли караваны для скупки драгоценного металла. В 1076 г. Гану разгромили племена берберов-альморавидов, населявшие Сахару. Они захватили также Марокко, Алжир, Испанию. Имя древней Ганы сохранилось в названии современного африканского государства.
В XIII в. возвысилось государство Мали, бывшее ранее вассалом Ганы. Оно распространило свою власть от Гао до Атлантического океана. В малийском городе Томбукту на реке Нигер в XVI в. возник университет. Кроме богословия здесь изучали историю, литературоведение, право, грамматику, риторику, арабский язык. Город Томбукту был широко известен как научный центр и позже, когда он входил в состав государства Сонгай. Восточнее Ганы, на другом караванном пути в Северную Африку, связывавшем долину реки Нигер с Египтом, в конце VII в. был основан город Гао, ставший с конца IX в. столицей государства Сонгай. Еще восточнее, к северо-востоку от озера Чад, возникло государство Канем, созданное народом канури. Оно впервые упоминается в сочинениях арабских писателей тогда же, когда и Гана, — в VIII — IX вв. В XIII в. центр этого государства переместился на юго-западный берег озера Чад, и с тех пор оно стало называться Борну. Наивысший расцвет Борну приходится на вторую половину XVI в.
Народы западноафриканских государств обожествляли царей, поклонялись духам предков и силам природы. С VIII в. в Западную Африку начал проникать с севера ислам (см. ст. «Как возник ислам»), который приносили арабские и берберские купцы. Постепенно ислам сделался религией большей части жителей. Большое значение для культуры народов этой части Африки имело распространение арабской письменности: в XVI — XVIII вв. на арабском языке было написано несколько исторических сочинений, которые сообщают нам многие интересные сведения о жизни Западной Африки в средние века. В VII — VIII вв. на восточном побережье Африки возникали богатые торговые города-государства, оставшиеся независимыми на протяжении веков. Жители их занимались земледелием и океанским рыболовством. Африканские мореходы успешно плавали в Аравию и Индию. В городах-государствах Восточной Африки сдожилась своеобразная культура, в которой местные традиции смешались с культурой мусульманских народов Ближнего Востока. В юго-восточной части африканского континента, в междуречье рек Замбези и Лимпопо, в XIV в. сложилось мощное государство Мономотапа, населенное народом каранга. До наших дней сохранились развалины огромных крепостных и дворцовых построек, воздвигнутых по повелению правителей Мономотапы. Об их богатстве и могуществе ходили легенды. В XVI в. десятки португальских искателей приключений пытались пробраться в глубь материка, к манившим их сказочным золотым россыпям. Вмешательство португальцев в распри различных групп знати каранга оказалось в конце концов роковым для Мономотапы: в XVII в. единое государство распалось на множество мелких владений. В юго-западной части Нигерии есть город Ифе. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного предками народа по названию йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали предков и считались священными. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, как правила, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты. Государство Ифе состояло прежде всего из города и его округи. Могущественное государство Оно также населял народ йоруба, Правил им алафин (на языке йоруба — «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. Власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек — «ойо меси». Если алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас — сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников. Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана. Большим влиянием в Ойо пользовались жрецы. Они насаждали культ бога Шанго: его считали предком алафина. Во время походов и карательных экспедиций против покоренных народов войско Ойо захватывало тысячи пленников. Когда в XVI в. европейцы начали в больших количествах скупать африканских рабов для отправки в Америку (см. ст. «Международная работорговля»), алафин и окружавшая его йоруб-ская знать превратились в крупнейших работорговцев. Пленников продавали европейским купцам за огнестрельное оружие, медную проволоку для изготовления украшений, спиртные напитки. Но спрос на рабов все возрастал, и правители Ойо стали продавать и собственных подданных. Скоро продажа в рабство сделалась на подвластных Ойо землях (так же как и в большинстве стран на побережье Западной Африки) самым распространенным наказанием. Богатые люди нанимали банды, которые подстерегали путников на дорогах, похищали людей из жилищ и продавали работорговцам. Охота за рабами оказывала разрушительное воздействие на всю жизнь общества: никто не мог быть уверен в своей безопасности. Обезлюдели целые области, хозяйство приходило в упадок. В конечном счете именно работорговля стала одной из главных причин падения могущества Ойо и фактического распада этого государства во второй половине XVIII в. К востоку от Ойо находилось другое сильное государство — Бенин. Его населял народ бини, родственный йоруба. По своей культуре, обычаям Бенин имел много общего с Ойо. В XVII в., судя по рассказу голландского врача и географа Даппера, столица Бенина была не меньше крупнейших голландских городов. Башни великолепного царского дворца украшали бронзовые скульптуры птиц и змей. Стены дворца покрывали бронзовые доски с изображением различных событий из истории Бенина. Царь Бенина обладал сильной властью. Без его разрешения ни один европейский купец не мог вести торговлю с бенинцами. Он же назначал цены на иноземные товары и на пленников, которых продавал европейцам в рабство. Так же как и в Ойо, работорговля и войны для добычи пленников подтачивали силы Бенина. В 1397 г. Бенин был уничтожен англичанами. Они подвергли его жестокой бомбардировке со своих кораблей; царский дворец был разрушен и сожжен, а предметы искусства увезены в Европу. Самобытная культура народов Тропической Африки подверглась жестокому разгрому и уничтожению со стороны европейских колонизаторов. |