На главную
«Господин Великий Новгород»Когда-то у берегов озера Ильмень жили ильменские славяне. Они и построили Великий Новгород. Летопись впервые упоминает о Новгороде под 859 годом. Место для города было выбрано на редкость удачно — на берегах реки Волхова, поблизости от того места, где она вытекает из озера Ильмень. Величественно несет свои воды Волхов в Ладожское озеро. Из озера по Волхову и Неве можно добраться до Балтийского моря. Большими и малыми реками Ильмень связан с Днепром и Волгой. По Днепру шел старинный путь «из варяг в греки» — из Скандинавии в Грецию. По Волге достигали Каспийского моря и оттуда древнего Хорезма и Средней Азии. Удобные водные пути способствовали развитию широких торговых связей Новгорода. Плавание по рекам было тогда трудным и опасным, к тому же приходилось преодолевать и сухопутные участки — волоки, соединявшие различные речные системы. Но новгородские купцы и воины не страшились далеких путешествий. Новгород быстро рос и уже к концу X в. сделался большим богатым торговым городом, столицей обширного государства — «Господина Великого Новгорода». Ему подчинялся почти весь русский Север — от Финского залива до берегов Северного Ледовитого океана и горных хребтов Урала. Оживленная торговля с другими странами приносила Новгороду большие богатства. Меха и кожи, воск и мед, лен, сало, моржовые клыки — «рыбий зуб», хорошо известный нам по русским былинам, вывозились в Западную Европу. Оттуда везли в Новгород серебро и медь, оружие, металлические изделия, ткани. Северные немецкие города, объединившиеся в Ганзейский союз, особенно оживленно торговали с новгородцами. Им принадлежал в Новгороде Немецкий двор с домами для купцов, с амбарами и даже с католической церковью. Богатое и деятельное население Новгорода не хотело беспрекословно подчиняться князьям, как это было в других городах тогдашней Руси. И новгородцы постепенно ограничивали княжескую власть, самостоятельно изгоняя и приглашая к себе князей. Позже, в XIV — XV столетиях, в связи с усилением Москвы новгородским князем обычно считался московский великий князь, который присылал в Новгород своего наместника. Распорядителем судеб «Господина Великого Новгорода», как называли свое государство новгородцы, считалось вече — собрание свободных жителей Новгорода: бояр, купцов и «черных людей», т, е. ремесленников и мелких торговцев. Обычно вече собиралось на Ярославском дворище — обширном дворе, где находилась государственная канцелярия Новгорода и где висел «вечный» (вечевой) колокол, звоном которого созывали народ. Вече избирало из числа богатых бояр правителей города: посадника, который ведал всеми делами Новгородской земли, и тысяцкого — начальника новгородского войска. Вече выносило решения о войне и мире, о приглашении князя, затратах на укрепление города и т. д. Но вече собиралось сравнительно редко и только в исключительных случаях. Обычно делами ведали посадник и тысяцкий вместе с другими боярами и новгородским архиепископом. Боярам принадлежали обширные земли в новгородских владениях. Боярский дом с усадьбой был окружен рвами и валами, на которых стояли деревянные стены — срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.
Богатые и сильные бояре были фактическими хозяевами в Новгороде и правили им по своему усмотрению. Боярский произвол порой вызывал волнения в городе, населенном в большинстве ремесленниками: каменщиками, гончарами, сапожниками, оружейниками и др. Ремесленники составляли ту военную силу, которая защищала Новгород от врагов. С ними надо было считаться. Нередко Новгород становился ареной борьбы «черных людей» с боярами.
Новгород. Вид на Софийскую сторону. Большое восстание городского населения против бояр произошло в 1418 г. Вот как рассказывает о нем летопись. Во время вечевого собрания простой человек Степанко схватил боярина Данила Ивановича Божина и закричал, обращаясь к народу: «Помогите мне на этого злодея». Люди набросились на боярина, избили его до полусмерти и сбросили с волховского моста в реку. На счастье Божина, его подобрал в свой челн рыбник (рыбак). Это вызвало новый приступ ярости народа, уже против рыбника, дом которого был разграблен. Боярин спасся и тотчас же начал мстить: поймал Степанко и начал его мучить. Весть об этом дошла до народа. Созвонив вече на Ярославском дворище, собравшиеся со знаменем, в воинских, доспехах пошли освобождать Степанко. Люди разорили двор боярина Божина, досталось и другим боярским домам и житницам. Новгородцы вступили в междоусобную битву, и только вмешательство архиепископа прекратило побоище.
Столпник. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине. XIV в. Вражда «больших» и «меньших» — бояр и простого люда — усиливалась по мере того, как росло богатство бояр, стремившихся подчинить своей власти «черных людей». Внутренняя борьба ослабляла Новгород. Простые новгородцы не хотели защищать город, где властвовали бояре. А между тем московские великие князья, стремившиеся объединить все русские земли под своей властью, стали в XV в. особенно настойчиво добиваться подчинения себе Великого Новгорода.
Первый лист Остромирова Евангелия, переписанного в 1066—1057 гг. по заказу новгородского посадника Остромйра. Древнейший памятник русской письменности. Великий князь Иван III дважды ходил на Новгород с войском — в 1471 и 1478 гг. В первый раз он заставил Новгород признать свою власть, во второй — полностью лишил его прежней независимости. Символ свободы Новгорода — вечевой колокол — отвезли в Москву и повесили на колокольню в Кремле. Конечно, не внутренняя борьба была главной причиной падения самостоятельности Новгорода. Он не мог оставаться обособленным в то время, когда происходило объединение всего русского народа в одно государство.
Миниатюры из лицевого летописного свода, созданного при Иване IV. В Новгороде звонят в вечевой колокол, созывая вече. Народное восстание в Новгороде. Вечевой колокол увозят в Москву. Но и после этого Новгород еще долго был одним из богатейших русских городов, и новгородцы сохраняли свое свободомыслие. В 1611 г. он героически сопротивлялся шведским интервентам. В 1650 г. новгородцы вместе с псковичами восстали против царского правительства (см. ст. «Московское восстание 1648 г.»). Позже Новгород сделался тихим провинциальным городом со множеством памятников старины. Познакомившись вкратце с историей древнего города, совершим мысленно экскурсию по Новгороду наших дней. Город расположен на обоих берегах широкого полноводного Волхова. Западная часть города издавна носит название Софийской стороны, восточная — Торговой. В давние времена обе стороны соединял Великий мост, поставленный на деревянных устоях — городнях. Бывало, что Волхов, разливаясь, уносил городни и разрушал мост. На Софийской стороне стоит Кремль с древним собором св. Софии, воздвигнутым в середине XI в. Кремль окружен величественной стеной с башнями, построенной в XV в., при Иване III, уже после того, как Новгород потерял независимость. Во время Великой Отечественной войны фашистские полчища разрушили прекрасные памятники новгородской старины, повредили они и собор. Сейчас его реставрировали. Сурово выглядят гладкие стены собора, увенчанные пятью куполами, напоминающими тяжелые шлемы воинов. Сбоку возвышается еще купол старой башни-пристройки. К Софийскому собору примыкают старинные постройки бывшего «владычного» дома — дворца новгородского архиепископа. Среди них выделяется Грановитая палата, построенная в XV в. Теперь в Грановитой палате хранятся замечательные предметы новгородской древности. Тут серебряные сосуды XI — XV вв. с именами изготовивших их мастеров, кресты, иконы и даже древнейшие русские грамоты на пергамене. Кремль окружен старинным рвом, теперь вновь наполненным водой, и большим городским садом. Остальная часть. Софийской стороны была выжжена и уничтожена гитлеровцами. После войны на этом месте вырос новый город с красивыми домами, среди которых возвышаются старинные церкви, тщательно охраняемые государством как памятники архитектуры. Новый широкий мост ведет нас на Торговую сторону. Центр ее — Ярославово дворище, где когда-то стоял двор князя Ярослава Мудрого. Небольшую площадь тесно окружают древние церкви. Одну из них, церковь Параскевы Пятницы, в XII столетии построили новгородские «заморские» купцы, торговавшие за морем — в Германии и Швеции. На Торговой стороне много и других памятников старины, например церковь Ивана Предтечи на Опоках XII в. Церковь построили купцы, торговавшие воском и называвшие свое объединение по ее имени Иванским стом (сотней). Росписи в новгородских церквах — это сокровища русского искусства. Здесь работал знаменитый художник XIV в. Феофан Грек. Роспись, сделанная им в церкви Спаса на Ильине, существует и сейчас. До нас дошли росписи и некоторых других художников. В Новгороде сохранились выдающиеся памятники древней письменности: новгородские летописи, «Русская правда», различные сказания Древней Руси. В Новгородской земле, избежавшей татарского завоевания, лучше, чем в других местах, сохранились письменные памятники. Берестяные грамоты, найденные в Новгороде, свидетельствуют о широком распространении грамотности среди новгородцев. Велико значение Новгорода в истории мировой культуры, а в истории русской культуры он занимает исключительное место. Замечательное прошлое дает ему право на прозвище «Великий», которое он носил уже на заре своего существования. |