На главную

Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо, великий французский просветитель, страстный борец против феодального строя, писал: «Природа не создает ни принцев, ни богачей, ни вельмож»; он утверждал, что королевский сан нередко достается злодею, трусу или безумцу, что «горсть могущественных и богатых находится на верху величия и счастья, тогда как народные массы пресмыкаются в невежестве и нищете». Горькое сожаление вызывал в нем «вид покинутых деревень, невозделанных полей и больших дорог, наводненных несчастными гражданами, превратившимися в нищих или воров». Руссо понимал, как несправедлив и неблагополучен окружавший его мир. И пророчески звучал его голос: «Мы приближаемся к решительному перелому, подходим к веку революций».

Руссо родился в 1712 г. в Женеве. Он был сыном бедного ремесленника-часовщика и, проучившись два года в школе местного пастора, начал трудовую жизнь: был писцом у нотариуса, учеником у гравера, а в шестнадцать лет ушел из Женевы и отправился бродить в поисках лучшей доли по дорогам Швейцарии и Франции. Ему довелось служить лакеем, садовником, секретарем, репетитором, учителем музыки. Не получив никакого систематического образования, Руссо упорно занимался самообразованием; он увлекался музыкой, изучал труды по ботанике, философии и истории. В 1741 г. он приехал в Париж и выступил сначала как композитор и драматург. И позднее, достигнув всеевропейской славы как политический мыслитель и писатель, Руссо писал статьи о музыке и добывал средства к жизни, занимаясь перепиской нот.

В 1750 г. академия французского города Дижона предложила тему для конкурсного сочинения «Способствовало ли развитие наук и искусств улучшению нравов?». Руссо в своем сочинении дал неожиданный ответ на этот вопрос: развитие наук и искусств привело не к улучшению, а к ухудшению нравов. Конечно, Руссо не был врагом культуры вообще, он нападал на культуру феодального общества, считая безнравственным и вредным искусство, чуждое интересам народа и освящающее общественное неравенство. Науки и искусства, писал Руссо, «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей, приучающие их любить свое рабство». Позднее герой романа Руссо «Новая Элоиза» так отзывался о французском театре: «Можно подумать, что Франция населена только графами и кавалерами, и чем более народ разорен и гол, тем более блистательна и роскошна картина народной жизни, показанная на французской сцене».

В неравенстве людей видел Руссо причину всех бед человеческого общества. Этой теме было посвящено его второе сочинение — «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми». Руссо так изложил историю человечества: некогда, в первобытном естественном состоянии, люди были равны и свободны. Пропитание давала им природа, и они не знали других забот. Но постепенно совершенствовались способы и орудия добывания пищи, люди от собирания съедобных трав перешли к выращиванию хлеба, стало возможным делать запасы, а запас каждый делал только для себя. И вот однажды какой-то человек, огородив участок земли, заявил: «Это мое», — и появилась собственность, которая стала причиной преступлений, войн, убийств и других бедствий.

2070-1.jpg

Эти мысли Руссо были смелыми и новыми, ведь считалось, что частная собственность и разделение на бедных и богатых существовали всегда, что так был сотворен мир. А Руссо показал, что собственность — историческое явление, возникшее в силу известных причин и условий. Казалось бы, отсюда один только шаг до решительного вывода: если собственность имела начало, она должна иметь и конец; если частная собственность породила неравенство, то путь к равенству лежит через ее уничтожение. Но этого шага и этого вывода Руссо так никогда и не сделал. Право собственности было священным правом даже в его глазах, и потому он хотел только уравнять имущества: каждый должен иметь что-нибудь, но никто не должен иметь слишком много. В этом одно из главных заблуждений Руссо: ведь частная собственность неизбежно порождает расслоение общества, обогащение одних, немногих, и обнищание других — народных масс.

Руссо поставил вопрос и о возникновении государства. Он еще не понимал, что государство образовалось в результате классовой борьбы, и думал, что Государство появилось благодаря сознательному соглашению между людьми — «общественному договору»: богатые предложили бедным образовать государственную власть, которая будет служить залогом мира и справедливости. Но богатые захватили власть и использовали ее в своих интересах. Закрепив в законах частную собственность, они обрекли большинство людей на рабство и нищету, а правители, которые, думал Руссо, вначале были выборными, постепенно превратились в деспотов: «Деспотизм поднимает свою отвратительную голову и попирает законы и народ».

Руссо обосновал право народа на восстание, на свержение деспотизма. Он писал: «Деспот является господином лишь до тех пор, пока он сильнее всех; и когда его изгоняют, он не вправе жаловаться на насилие... Только сила поддерживала его — только сила его низвергнет».

Главное произведение Руссо «Об общественном договоре» начинается словами: «Человек рожден свободным, а между тем он повсюду в оковах». Необходимо заключить такой «общественный договор», т.е. создать такое государство, предлагал Руссо, в котором все люди останутся свободными. Они сознательно и добровольно будут подчиняться справедливым, разумным законам. Руссо развивал идею народного суверенитета: верховная власть, требовал он, должна принадлежать не монарху, не клике аристократов, а самому народу. Он выступал за демократическую республику. Важнейшая черта справедливых законов — это полное равенство всех граждан в правах, уничтожение всех и всяких сословных привилегий феодального общества. Специальные законы должны также регулировать размеры собственности.

Государство, о котором мечтал Руссо, представлялось ему подлинным царством разума. Но это государство, в котором сохранялась частная собственность, не могло быть не чем иным, как буржуазно-демократической республикой средних и мелких собственников. Мысль о создании такого идеального государства без гнета богачей над неимущими при сохранении частной собственности была мелкобуржуазной утопией.

Но провозглашение народного суверенитета и требование равенства, с такой силой прозвучавшие в произведениях Руссо, имели в то время огромное революционное значение. Идеи Руссо вдохновляли деятелей французской революции. Пламенными последователями его были якобинцы во главе с Робеспьером и Сен-Жюстом. Сокрушив абсолютную монархию и устои феодализма, они, следуя идеям Руссо, боролись за равенство прав всех граждан (см. ст. «Робеспьер и его соратники»).

В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо гневно критиковал католическую церковь и стремился найти пути воспитания нового человека. Роман был публично сожжен на площади рукой палача, а Руссо, спасаясь от ареста, бежал из Франции и скрывался за границей. В «Исповеди» он рассказал историю своей жизни, прошедшей в бедности, трудах, унижениях и борьбе. Он умер в 1778т., а в годы французской революции тело автора «Общественного договора» было торжественно перенесено в Пантеон, увенчанный надписью: «Великим людям — благодарное отечество».