На главную

«Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ коммунистов

Учение научного коммунизма возникло более ста лет назад. Оно было создано гениальными учеными и борцами за дело рабочего класса Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Человечество будет вечно помнить их имена.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в г. Трире Рейнской области Германии. Его отец, адвокат по профессии, рано заметил редкостные способности сына и постарался дать ему разностороннее образование.

Уже в гимназические годы Маркс приучал себя к самостоятельной работе и систематическому чтению. На выпускном экзамене в сочинении он писал то, что было выношено в душе, родилось в спорах со школьными друзьями, в разговорах с отцом: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех...»

Маркс учился на юридическом факультете Боннского, а затем Берлинского университета. За исследование по греческой философии ему была присвоена степень доктора философии. С юности жизнь Маркса была заполнена напряженным трудом, непрерывными исканиями, вдохновенной и бесстрашной работой мысли.

В 1842 г. 24-летний Маркс стал редактором демократической «Рейнской газеты», выходившей в городе Кёльне. В статьях он смело выступал против феодальных порядков в Пруссии, против крупных собственников. Уже в то время он выдвинул идею уничтожения частной собственности путем революции и говорил о необходимости создания коммунистического общества.

После того как прусское правительство закрыло газету, отстаивавшую интересы угнетенных, Маркс вынужден был покинуть Пруссию.

В конце 1843 г. вместе с женой Женни, преданнейшим другом и помощником, Маркс поселился в Париже. Здесь окончательно сложились его коммунистические взгляды. Маркс пришел к выводу, что нужно уничтожить частную собственность на фабрики, заводы, землю и передать их обществу. Он доказал, что для создания коммунистического общества необходима пролетарская революция. Только рабочий класс сможет свергнуть власть буржуазии и освободить от эксплуатации и порабощения всех трудящихся.

Здесь же, в Париже, в конце августа 1844 г. произошла встреча К. Маркса и Ф. Энгельса, положившая начало их великой дружбе (см. ст. «Великая дружба»).

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в г. Бармене Рейнской области, в семье фабриканта. Еще до окончания гимназии он по настоянию отца начал служить в торговой конторе. Хотя эта служба и отрывала от занятий, Энгельс в результате упорного самоотверженного труда уже в молодые годы овладел обширными знаниями.

Нищета, голод, болезни, царившие среди рабочих на родине Энгельса — в долине реки Вуппёр (приток Рейна) с ее многочисленными красильнями, прядильными и ткацкими фабриками, рано пробудили в его душе глубокое сочувствие к трудовому народу и ненависть к эксплуататорам.

С конца 1842 по август 1844 г. Энгельс жил в Англии, самой развитой промышленной стране того времени, где он изучал положение английского рабочего класса. В 1845 г. вышла в свет его книга «Положение рабочего класса в Англии», которая явилась грозным обвинительным актом против капитализма. Независимо от Маркса он пришел к выводу, что пролетариат способен на самую решительную борьбу за свое освобождение, что на смену капиталистическому строю придет новый общественный порядок — социализм.

Великая революционная наука названа именем Маркса — марксизмом. Но с именем Маркса неразрывно связано и имя его неизменного соратника Энгельса. Ленин писал: «...нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса».

Маркс и Энгельс не жалели сил для создания партии пролетариата. С середины 40-х годов они установили связи с существовавшими тогда в разных странах рабочими и демократическими организациями.

В 1847 г. члены тайного рабочего общества в Париже «Союз справедливых» предложили Марксу и Энгельсу вступить в их ряды. Члены этой организации еще не знали путей борьбы с капитализмом, их девизом были слова «Все люди — братья!», а действовали они заговорщическими методами. Маркс и Энгельс возглавили перестройку «Союза».

В июне 1847 г. на созванном в Лондоне конгрессе «Союз справедливых» был переименован в «Союз Коммунистов». Девизом его стал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Было признано, что цель организации — свержение буржуазии, установление господства рабочего класса и построение нового, бесклассового общества. «Союз коммунистов» представлял собой зародыш коммунистической партии.

Второй конгресс «Союза коммунистов» в конце 1847 г. поручил Марксу и Энгельсу составить программу «Союза». Такой программой стало их бессмертное произведение «Манифест Коммунистической партии», в котором они изложили основные взгляды, цели и задачи новой пролетарской организации.

2190-1.jpg

Карл Маркс. 1867 г.

«Манифест Коммунистической партии» вышел в свет в конце февраля 1848 г. в Лондоне. Это событие совпало с началом революции, охватившей сначала Францию, а за ней и другие европейские страны (см. ст. «Париж в июньские дни 1848 года»). Вскоре «Манифест» был переведен с немецкого языка на французский, польский, итальянский, датский, фламандский, шведский. На русский язык «Манифест» впервые был переведен в 1869 г. В 1882 г. он вышел в переводе Г. В. Плеханова (см. ст. «Группа «Освобождение труда»).

«Манифест» издавался более тысячи раз на многих десятках языков мира. Все коммунисты, все люди, стремящиеся усвоить коммунистические взгляды, читают и перечитывают «Манифест».

Текст знаменитого документа, когда он был опубликован впервые, составил 23 страницы. «Эта небольшая книжечка, — писал В. И. Ленин, — стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

2190-2.jpg

Фридрих Энгельс. 1864 г.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс глубоко и ярко, последовательно и систематично изложили великое учение научного коммунизма.

Не случайно это учение возникло в 40-х годах XIX в., когда в передовых странах Европы вырос пролетариат и начал подниматься на борьбу против жестокой эксплуатации, безработицы и нищеты, на которые его обрекал капиталистический строй. У рабочих постепенно возникала потребность понять свои коренные интересы, цели и пути борьбы с капиталистами.

В то время было немало мечтателей, считавших, что достаточно убедить королей и богачей-капиталистов в несправедливости существующего строя — и они помогут создать на земле благополучие для всех. Так полагали, например, утописты Оуэн и Фурье (см. статьи «Роберт Оуэн», «Шарль Фурье»), Они и другие социалисты-утописты рисовали картины прекрасного будущего человечества, когда все люди будут равны, когда исчезнут угнетение и нужда. Защитники капитализма возражали им: социализм — это сказка, пустая выдумка; капитализм вечно будет существовать на земле. Социалисты-утописты не могли доказать, что социализм неизбежно придет на смену капитализму, не знали, каким путем добиться победы социализма.

Маркс и Энгельс впервые научно доказали, что социализм и его высшая стадия — коммунизм не выдумка мечтателей, а неизбежный результат развития человеческого общества.

Они показали, что не благожелательные попытки отдельных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его бедствий и приведет к торжеству коммунизма.

Те выводы, к которым пришли Маркс и Энгельс в «Манифесте», явились величайшим научным и революционным открытием.

Господствующие классы с ненавистью встретили коммунистическое учение, яростно преследовали его сторонников.

В «Манифесте» Маркс и Энгельс обосновали мысль о том, что история всех основанных на эксплуатации обществ была историей борьбы классов. В древнем мире шла борьба между рабами и рабовладельцами; при феодализме — между помещиками-феодалами и крепостными крестьянами. Когда феодальный строй превратился в тормоз, в оковы для развития торговли и производства, началась полоса буржуазных революций. Тогда в наиболее развитых в промышленном отношении странах установился капиталистический строй.

При капитализме классовые противоречия еще больше обострились, общество раскололось на два враждебных лагеря, на два основных класса — буржуазию и пролетариат.

В период капитализма произошло невиданное до того развитие техники и производства. Появились машины в промышленности и на транспорте, стали применять силу пара, были проложены железные дороги, создан электрический телеграф. Однако капиталистическое производство, как было доказано в «Манифесте», таит в себе неразрешимые противоречия.

В погоне за наживой каждый капиталист стремится произвести как можно больше товаров и в то же время снизить заработную плату рабочих. Периодически возникают опустошительные кризисы перепроизводства. Во время кризисов товаров много, но широкие массы населения не в состоянии их покупать. Товары залеживаются на складах, фабрики и заводы останавливаются, рабочих выбрасывают на улицу. Капиталисты уничтожают часть произведенных товаров, сокращают производство. Кризисы говорят о том, что капиталистический строй, с присущей ему бесплановостью производства, с нищетой народных масс, становится препятствием, тормозом для дальнейшего развития общества. Как в свое время на смену феодальному строю, мешавшему прогрессивному развитию общества, пришел капиталистический строй, так на смену капитализму приходит социализм.

Маркс и Энгельс показали обреченность капиталистического строя. Буржуазия породила, заявляли они, и своих могильщиков — рабочих. С развитием капитализма пролетариат сплачивается и крепнет в борьбе с эксплуататорами.

Революционным путем пролетариат уничтожит капиталистический строй и установит свою власть — диктатуру пролетариата. Если при прежних революциях один класс эксплуататоров заменялся другим, одна форма эксплуатации другой, то при победе пролетарской революции уничтожается всякая эксплуатация человека человеком.

Диктатура пролетариата необходима для закрепления завоеваний революции, для построения социалистического общества.

Буржуазия использует свое государство и его органы: армию, полицию, суд и т. д.; чтобы насилием поддержать господство капиталистов-угнетателей над угнетенной массой трудящихся. Диктатура пролетариата нужна для того, чтобы подавить неизбежное яростное сопротивление своей буржуазии, а также отбить натиск буржуазии других государств. Диктатура пролетариата сплотит вокруг рабочего класса все трудящееся население, главным образом крестьянство, перевоспитает его, направит его жизнь по социалистическому пути.

В своем развитии коммунистическое общество проходит две фазы (ступени): первую, низшую, — социализм и вторую, высшую, — коммунизм. Они различаются между собой степенью зрелости коммунистических отношений.

При социализме и коммунизме общественный строй основан на общественной собственности на средства производства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, распределение продуктов осуществляется по труду. В коммунистическом обществе не будет классов, откроется безграничный простор для развития производства, техники, науки, искусства.

Труд из обязанности станет первой жизненной потребностью людей. Огромные общественные богатства дадут возможность осуществить распределение по потребностям, удовлетворять материальные и культурные запросы как всего общества, так и отдельной личности.

В «Манифесте» раскрывается роль Коммунистической партии в борьбе за победу пролетариата. У коммунистов Нет интересов, отличных от интересов пролетариата. Коммунисты — наиболее сознательные, активные и энергичные представители рабочего класса. Они побуждают к революционному действию остальную массу трудящихся. Коммунистическая партия — передовой отряд рабочего класса. Без своей партии рабочий класс не сможет добиться освобождения, установить свою власть и построить коммунистическое общество.

«Манифест Коммунистической партии» заканчивается призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этим призывом была выражена великая идея международной пролетарской солидарности. Во всех странах, разъясняли вожди пролетариата, классовые интересы рабочих одни и те же, один и тот же у них классовый враг - буржуазия. Поэтому и бороться рабочим нужно сообща; они должны противопоставить буржуазии пролетарский интернационализм — братский союз рабочих всех наций, всех стран.

В 1848 г. лишь немногие передовые рабочие откликнулись на этот призыв Маркса и Энгельса. Но шли годы. Учение Маркса и Энгельса приобретало все больше и больше приверженцев. Через сорок два года после появления «Манифеста», когда Маркса уже не было в живых, Энгельс смог написать: «Манифест» стал «самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран от Сибири до Калифорнии».

Энгельс написал эти слова 1 мая 1890 г., когда миллионы рабочих впервые отмечали праздник международной пролетарской солидарности. Под красными знаменами, на которых были начертаны слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», они демонстрировали решимость бороться за свои права, за победу социализма. Энгельс в эти дни работал в Лондоне над предисловием к новому изданию «Манифеста».

С трибуны в Гайд-парке он наблюдал, как двигались колонны демонстрантов. Мысленно он обратился к своему великому другу: «О, если бы Маркс был теперь рядом со мной, чтобы видеть это собственными глазами!»

Учение Маркса и Энгельса получило дальнейшее развитие в гениальных трудах В. И. Ленина. Подлинным триумфом марксистско-ленинского учения стала победа Великой Октябрьской социалистической революции в России и затем победа социалистических революций в ряде других стран, возникновение и упрочение мировой системы социализма.

2190-3.jpg

Титульный лист первого издания «Манифеста Коммунистической партии». Лондон. Февраль 1848 г.

Идеи, провозглашенные в «Манифесте», во многом уже осуществлены, претворены в жизнь в Советском Союзе и других странах социалистического содружества. Главной задачей, главным содержанием нашей эпохи стал переход от капитализма к социализму и коммунизму. Капитализм отжил свой век, у него нет будущего. Ряд народов уже избавился от капиталистической эксплуатации и идет по пути к социализму и коммунизму.

Марксизм-ленинизм — великое учение, преобразующее мир, претворяющее в действительность вековые стремления многих поколений людей к счастливой жизни, к миру на земле.