На главную

Великая дружба

Карл Маркс и Фридрих Энгельс — великие мыслители, ученые и революционеры, люди, посвятившие свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса всего мира. Они первые превратили социализм из утопии в научное мировоззрение. Они создали научный коммунизм — стройную теорию, указавшую путь, по которому должен следовать рабочий класс в борьбе за освобождение трудящихся и построение нового бесклассового общества. Жизнь и творчество этих двух людей так тесно переплелись, что разделить их невозможно и невозможно говорить об одном из них, не говоря о другом.

Историческая встреча, положившая начало их дружбе, произошла в конце августа 1844 г. в квартире Маркса в доме № 38 по улице Вано в Сен-Жерменском предместье Парижа. Энгельс остановился в Париже по пути из Англии в Германию. До этого они виделись однажды — в ноябре 1842 г. в Кёльне, в редакции «Рейнской газеты», но первая встреча была мимолетной. За истекшие два года Маркс и Энгельс печатали свои статьи в «Рейнской газете», в журнале «Немецко-французский ежегодник». И каждый из них, читая статьи другого, понял, что в их взглядах много общего и что им очень нужно встретиться и поговорить обо всем, что их волнует и интересует.

Теперь они были вместе и в течение десяти дней почти не разлучались. Маркс познакомил Энгельса со своими парижскими соратниками, они вместе посещали собрания рабочих, в откровенных дружеских беседах обсудили множество волновавших их вопросов и при этом обнаружили полное единомыслие. «Когда я летом 1844 года посетил Маркса в Париже, — писал Энгельс, — выяснилось наше полное согласие во всех теоретических областях, и с того времени началась наша совместная работа». Тогда же они приступили к написанию книги «Святое семейство» — своей первой совместной работы, которая положила начало разработке их нового революционного учения.

С первых дней своего общения Маркс и Энгельс почувствовали друг к другу искреннюю симпатию, которая выросла впоследствии в не имевшую себе равных, настоящую, глубокую дружбу, продолжавшуюся до конца их жизни. «Ни разу еще я не был в таком хорошем настроении и не чувствовал себя в такой степени человеком, как в течение тех десяти дней, что провел у тебя», — писал Энгельс сразу же по возвращении к себе домой, в Бармен.

16 января 1845 г. утром резкий стук в дверь разбудил обитателей квартиры Маркса. Это был французский полицейский, который вручил Марксу приказ покинуть Париж в течение 24 часов. Маркса вместе с другими сотрудниками газеты «Форвертс» высылали за революционное направление статей в этой газете. Энгельс, узнав об этом, немедленно организовал в пользу Маркса подписку среди друзей, чтобы «по-коммунистически распределить между всеми нами твои непредвиденные расходы в связи с высылкой...». «Эти собаки не должны, по крайней мере, радоваться, что причинили тебе своей подлостью денежные затруднения», — писал Энгельс.

В феврале 1845 г. Маркс переехал в Брюссель. Через два месяца туда прибыл и Энгельс, и когда Маркс поселился в рабочем районе Брюсселя на улице Альянс в доме № 5, то Энгельс снял квартиру на улице Альянс в доме № 7.

В июле 1845 г. друзья предприняли совместную поездку в Англию, чтобы на месте познакомиться с социально-экономическими условиями этой страны классического капитализма, а также изучить экономическую литературу, необходимую для намеченного ими труда по политической экономии. Полтора месяца провели Маркс и Энгельс в Лондоне и Манчестере, подолгу работали в читальном зале одной из манчестерских библиотек, расположенной в помещении средневекового замка, по имени ее основателя Хамфри Чатама названной Чатамской библиотекой. В это же время они установили связи с представителями левого крыла чартистов Гарни и Джонсом (см. ст. «За народную хартию») и руководителями «Союза справедливых» Моллем и Шаппером.

Следующим совместным трудом Маркса и Энгельса была «Немецкая идеология». Если в «Святом семействе» каждый из авторов имел свой раздел, то «Немецкая идеология» — это нераздельный труд двоих. Даже беглый взгляд на листы рукописи подтверждает это: мы видим половину страницы, написанную почерком Маркса, а другую — почерком Энгельса. Они работали вместе, за одним столом, работали со страстным увлечением, засиживаясь до 3 — 4 часов утра. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые открыли основные законы развития человеческого общества и сформулировали свое материалистическое понимание истории. Буржуазные издательства не захотели печатать эту книгу. Но тем не менее главная цель — уяснение дела самим себе — была достигнута. Авторы показали себя здесь великолепными мастерами полемики, они очень тонко и остроумно спорили со своими противниками — немецкими философами Б. Бауэром и М. Штирнером. Когда Энгельс после смерти Маркса, разбирая рукописи, прочитал младшей дочери Маркса — Элеоноре и близкому другу семьи Елене Демут одну из глав «Немецкой идеологии», Елена Демут сказала: .Теперь-то я знаю, почему вы оба тогда в Брюсселе так хохотали по ночам, что ни один человек в доме не мог спать». «Мы были тогда дерзкими парнями, поэзия Гейне — детски невинная штука в сравнении с нашей прозой», — писал Энгельс.

2200-1.jpg

К. Маркс, Ф. Энгельс и дочери К. Маркса (слева направо): Лаура, Элеонора, Женни. Фотография 60-х годов.

Маркс и Энгельс никогда не были кабинетными учеными, борцами-одиночками. Они стремились соединить свою теорию с рабочим движением, сделать свое учение орудием революционного преобразования мира.

В 1846 г. они создали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет. Это был центр коммунистической пропаганды, устанавливавший связи между коммунистами и передовыми рабочими различных стран.

В 1847 г. по заданию реорганизованного ими «Союза коммунистов» Маркс и Энгельс разрабатывают его программу. Так появляется документ величайшего исторического значения — «Манифест Коммунистической партии» (см. ст. «Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ коммунистов »).

Это программное произведение, облеченное в блестящую литературную форму, также результат совместного труда Маркса и Энгельса. На вопрос, какова доля каждого из них, можно ответить словами Вильгельма Либкнехта: «Манифест высечен из одного куска, а Маркс и Энгельс — это единый дух, неделимый в этом творении так же, как были нераздельны во всех своих мыслях и действиях его творцы до самой смерти и какими они останутся для человечества в своих творениях до тех пор, пока на земле будут существовать люди».

Революционные события 1848 г. — первая проверка учения Маркса и Энгельса на практике. Маркс и Энгельс — в центре революционных событий. Брюссель, Париж, Кёльн...

Они выступают на митингах и народных собраниях, работают в демократических и рабочих обществах, мобилизуют массы на борьбу, разрабатывают революционную тактику пролетариата, определяют его цели и задачи в революции. Маркс и Энгельс создали и вели «Новую Рейнскую газету», которая стала боевым штабом революции в Германии. Ленин считал ее лучшей, непревзойденной газетой революционного пролетариата. Своими яркими, политически острыми, полными революционной страсти статьями эта газета воодушевляла народные массы, направляла их на борьбу против враждебных народу контрреволюционных сил. «Это было революционное время, — писал впоследствии Энгельс, — а в такое время работать в ежедневной печати — одно наслаждение. Воочию видишь действие каждого слова, видишь, как статьи буквально бьют подобно гранатам, и как разрывается выпущенный снаряд». Во время работы в «Новой Рейнской газете» Маркс и Энгельс блестяще дополняли друг друга. Многие статьи одного из них носят следы участия другого, большинство же статей писалось лишь после совместного обсуждения. Энгельс был выдающимся журналистом. «Он — настоящая энциклопедия, работоспособен в любое время дня и ночи... пишет и соображает быстро, как черт...» — восторженно писал о нем Маркс. Почти сорок лет спустя Энгельс четко охарактеризовал редакторскую роль Маркса: «Конституция редакции сводилась просто к диктатуре Маркса... для нас диктатура Маркса была чем-то само собой разумеющимся, бесспорным, и мы все ее охотно принимали. Именно его проницательности и твердой линии газета была в первую очередь обязана тем, что стала самой известной немецкой газетой революционных лет».

Трусость и предательство буржуазии привели к поражению революции 1848 г. Маркс и Энгельс эмигрируют в Англию. Вынужденное временное изгнание стало для Маркса и Энгельса пожизненным. Жизнь в эмиграции была исключительно тяжелой.

Особенно плохо было Марксу: нищета, болезни, смерть детей преследовали Маркса и его семью в эти годы. И если в тяжкий период эмиграции Маркс не погиб под гнетом нищеты и продолжал трудиться над главным делом своей жизни — «Капиталом», то неоценимая заслуга в этом принадлежит его самоотверженному, благородному другу.

Энгельс, всегда понимавший, какое значение имеет теоретический труд Маркса для пролетариата, переехал в Манчестер и стал работать в конторе фирмы «Эрмен и Энгельс» как представитель своего отца для того, чтобы, имея постоянный заработок, оказывать систематическую материальную помощь семье Маркса. Занятия «собачьей коммерцией», как называл свою работу в конторе Энгельс, затянулись на долгие 20 лет. И несмотря на эту вынужденную разлуку, их боевое содружество, их легендарная дружба не только не ослабели, но еще больше укрепились. У них все было общим: и деньги, и знания. Помимо материальной помощи Энгельс оказывал Марксу огромную поддержку в его литературной работе. Желая освободить ему время для работы над «Капиталом», особенно в первые годы эмиграции, когда Маркс еще недостаточно овладел английским языком, Энгельс писал для него статьи, которые заказывала Марксу американская газета «Нью-Йорк дейли трибюн». Так появилась серия из 19 статей — «Революция и контрреволюция в Германии». Затем Энгельс написал еще 120 статей для этой же газеты, которые публиковались под именем Маркса, и перевел на английский язык статьи, которые писал Маркс.

Вскоре после государственного переворота во Франции 2 декабря 1851 г. (см. ст. «Переворот 2 декабря 1851 -г.») Маркс написал свою знаменитую работу «18 брюмера Луи Бонапарта». Если сравнить начало этого классического произведения с письмом Энгельса Марксу от 3 декабря 1851 г., то нельзя не заметить, что Маркс использовал яркие образы и остроумные сопоставления событий, приводимые в письме Энгельса. В то же время позднее, когда Энгельс работал над своей книгой «Анти-Дюринг», Маркс прервал свою работу, чтобы написать экономическую главу для нее.

Несмотря на то что они жили в разных городах, общение между ними было постоянным. Иногда Маркс ездил к Энгельсу в Манчестер, чтобы вместе проделать какую-нибудь особо важную работу, иногда Энгельс приезжал в Лондон, что всегда было праздником для семьи Маркса. Но главным средством общения Маркса и Энгельса в эти годы служила их почти ежедневная переписка. Не было ни одной стороны их жизни и интересов, которой они не касались бы в письмах. Здесь обсуждались все международные события, события революционной борьбы. Едва ли можно найти научную область, которая бы не обсуждалась или не отражалась в этой переписке. Мы встречаемся там с вопросами философии и естествознания, языкознания и математики, техники и литературы, гражданской и военной истории, политической экономии и т. д. Иногда проскальзывает грусть по поводу их вынужденной разлуки. «Плачешь ты или смеешься, спишь или бодрствуешь?» — спрашивает Маркс, когда последовал какой-то перерыв в письмах. Или: «...меня злит то, что мы теперь не можем вместе жить, вместе работать, вместе смеяться...» — пишет Маркс 14 декабря 1853 г.

2200-2.jpg

Маркса высылают из Брюсселя. Рисунок Н. Жукова.

Мнением Энгельса Маркс дорожил больше, чем чьим бы то ни было. На его суд он отдавал все свои научные открытия. В свою очередь, Энгельс делился с другом результатами своих исследований. Часто мысль, первоначально высказанная одним из друзей, находила дальнейшее развитие в трудах другого. Маркс гордился своим другом. Он приходил в восторг от необыкновенной разносторонности научных познаний Энгельса. Его беспокоила каждая мелочь, касавшаяся друга: «Я постоянно дрожу при мысли, что с ним приключится какое-нибудь несчастье на охоте, когда он скачет по полям во весь опор, беря одно препятствие за другим».

Энгельс всегда жил интересами семьи Маркса, дети горячо любили его и называли своим вторым отцом. Он всегда делил с ними радость и горе и во всех случаях жизни приходил к ним на помощь. В одну из самых тяжелых для Маркса минут, после смерти сына Эдгара, Маркс писал Энгельсу: «При всех ужасных муках, пережитых за эти дни, меня всегда поддерживала мысль о тебе и твоей дружбе и надежда, что нам вдвоем предстоит сделать еще на свете кое-что разумное».

А когда 16 августа 1867 г. на последнем листе корректуры первого тома «Капитала» была поставлена последняя точка, первые строчки любви и благодарности Маркс обратил к Энгельсу. В два часа ночи он писал ему:

«Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным! Без твоего самопожертвования ради меня я ни за что не мог бы проделать всю огромную работу по трем томам. Обнимаю тебя, полный благодарности! Привет, мой дорогой, верный друг! Твой К. Маркс».

В период деятельности I Интернационала друзья в письмах обсуждали все основные вопросы, касавшиеся Международного товарищества рабочих (см. ст. «I Интернационал»). Маркс постоянно информировал Энгельса о положении в Интернационале, а Энгельс принимал участие в подготовке его важнейших документов. Ни один сколько-нибудь важный вопрос не проходил без коллективного обсуждения. Когда Энгельсу удалось сбросить с себя ярмо «собачьей коммерции», он наконец переехал в Лондон, поселился в 10 минутах ходьбы от Маркса и сразу же взял на себя большую часть организационной работы по Интернационалу, чтобы освободить Марксу время для работы над «Капиталом».

Начиная с 1870 г. и до самой смерти Маркса не проходило дня, чтобы друзья не виделись. Часто они отправлялись вместе на прогулку, рассказывает дочь Маркса Элеонора, но также часто беседовали в кабинете Маркса, шагая взад и вперед — каждый по своей стороне комнаты, причем каждый из них высверлил каблуками ямки в полу, делая крутой поворот в углах комнаты. Здесь обсуждалось великое множество вопросов, велись дискуссии, которые иногда длились по нескольку дней. Для того чтобы убедить в чем-нибудь Энгельса, рассказывает зять Маркса Поль Лафарг, чтобы заставить его признать какую-нибудь свою идею, Маркс не жалел никаких трудов. Он мог ходить в библиотеку, перечитывать заново целые тома, чтобы отыскать факты, которые заставили бы Энгельса переменить мнение по какому-нибудь даже второстепенному вопросу. Заставить Энгельса согласиться со своим мнением было праздником для Маркса. Никакая иная критика их мыслей и работ не имела для обоих столь важного значения, как этот их обмен мнениями.

18 марта 1871 г. Маркс и Энгельс восторженно приветствовали Парижскую коммуну — первую пролетарскую революцию, результатом которой явилось создание первого в истории правительства рабочего класса. Всю свою энергию, весь революционный опыт Маркс и Энгельс отдают делу помощи «штурмующим небо» коммунарам.

Работа по ночам, нужда, тяжелые переживания постепенно подтачивали могучий организм Маркса. 14 марта 1883 г. в 2 часа 30 минут он без страданий скончался, сидя в своем кресле.

После смерти Маркса Энгельс отбросил все свои дела и поставил основной задачей своей жизни завершить незаконченный труд Маркса.

Через два месяца после смерти Маркса он пишет своему старому другу и боевому соратнику Иоганну Филиппу Беккеру: «Прежде всего необходимо издать второй том «Капитала», а это не шутка. Рукопись второй книги существует в 4 или 5 редакциях, из которых только первая закончена, а позднейшие только начаты. Понадобится немало труда, так как у такого человека, как Маркс, каждое слово на вес золота. Но мне этот труд приятен — ведь я снова вместе со своим старым другом».

5 августа 1895 г. Фридрих Энгельс скончался. «Было бы праздным делом, — пишет в своих воспоминаниях первый биограф Маркса, активный деятель рабочего движения Германии Франц Меринг, — ломать себе голову над вопросом о том, что вышло бы из Маркса и Энгельса, если бы они не встретили друг друга, и признательным потомкам надлежит ценить то бессмертное, что создали эти два смертных человека».

В своей статье, посвященной памяти Ф. Энгельса, Владимир Ильич Ленин писал: «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».