На главную

I Интернационал

После поражения революции 1848 — 1849 гг. наступил период реакции. Маркс и Энгельс вынуждены были покинуть Германию и поселиться в Англии (см. ст. «Великая дружба»).

Свою задачу Маркс и Энгельс видели не только в том, чтобы разрабатывать дальше созданное ими учение — научный коммунизм, но и в том, чтобы соединить это учение с рабочим движением — организовать революционную пролетарскую партию, вооруженную научной теорий. Зародышем такой партии явился «Союз коммунистов», но в 1852 г., в период реакции, он был распущен.

В 1857 г. начался экономический кризис, который приобрел мировой характер. Вновь ожило рабочее движение. Росло число рабочих, сосредоточенных в основном в странах Европы и в США.

Рабочие все решительнее выступали против своих угнетателей, создавали профессиональные союзы, устраивали забастовки. Рабочие участвовали в демократическом и революционном движении того времени. Но ни в одной стране не существовало самостоятельной политической партии рабочего класса. Только в Германии в 1863 г. возник сравнительно немногочисленный политический союз рабочих. Среди рабочих постепенно крепло сознание общности их интересов, чувство международной пролетарской солидарности.

28 сентября 1864 г. в Лондоне, в зале, который назывался Сент-Мартинс-холл, собрался многолюдный митинг. Здесь были представители рабочих Англии, Франции, Германии и других стран, жившие в Лондоне революционеры-эмигранты. Маркс был пригла-

шен на митинг и занял место на трибуне. Участники митинга приняли решение создать международную рабочую организацию, названную вскоре Международным товариществом рабочих. Впоследствии его стали называть I Интернационалом. Был избран совет новой организации. Маркс с первых же дней существования Интернационала стал его руководителем.

Маркс написал Учредительный манифест Международного товарищества рабочих. В нем он показал, что развитие промышленности и рост богатства не принесут облегчения трудящимся, пока власть остается в руках буржуазии. «Завоевание политической власти стало, следовательно, великой обязанностью рабочего класса», — говорилось в манифесте. Чтобы добиться победы над буржуазией, рабочему классу надо объединиться и создать свою политическую партию. Учредительный манифест призывал рабочих бороться с несправедливыми, грабительскими войнами, провозглашал принцип равноправия наций. Борьба за мир рассматривалась как часть «общей борьбы за освобождение рабочего класса». Как и «Манифест Коммунистической партии», он заканчивался великим историческим призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Высшим руководящим органом Интернационала стал конгресс (съезд). В промежутках между конгрессами руководство осуществлялось Генеральным советом. В отдельных городах и странах создавались секции — местные организации Интернационала. Генеральный совет находился в Лондоне.

В 1865 г. секции Интернационала были созданы во многих странах Европы. Интернационал содействовал стачечной борьбе рабочих. В 1867 г. вспыхнула забастовка рабочих-бронзовщиков в Париже. Хозяева уволили всех забастовщиков, рассчитывая, что рабочие, обреченные на голод, долго не продержатся. Но Интернационал пришел им на помощь. Среди английских рабочих были быстро собраны деньги, которые переслали во Францию. Узнав об этом, хозяева уступили. Весть о победе рабочих быстро распространилась по Франции. Увеличилось число членов Интернационала.

Интернационал поддерживал выступления рабочих-строителей Женевы и горняков Бельгии. Он заявлял о своей солидарности с борьбой угнетенных народов Польши, Ирландии и других стран.

В то время только немногим передовым рабочим была известна теория научного коммунизма. Среди членов Интернационала оказалось немало людей, которые придерживались ошибочных, утопических идей и не имели правильного представления о путях освобождения пролетариата от гнета капитала. Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу и их сторонникам — Полю Лафаргу, Фридриху Зорге (деду прославленного советского разведчика Рихарда Зорге), Вильгельму Либкнехту и другим пришлось вести в рядах Интернационала огромную разъяснительную работу и упорную борьбу с враждебными рабочему классу течениями и взглядами.

Маркс разъяснил рабочим, что как ни важна экономическая борьба, т. е. борьба за повышение заработной платы и сокращение рабочего дня, но мелкие уступки со стороны хозяев не могут освободить рабочих от эксплуатации и власти капиталистов. Рабочие должны вести наряду с экономической и политическую борьбу: добиваться всеобщего избирательного права, принимать участие в выборах в буржуазные парламенты, требовать осуществления реформ, полезных для трудящихся масс; главная же цель политической борьбы — завоевание власти пролетариатом. Только политическая борьба, которая завершится социалистической революцией и установлением диктатуры пролетариата, сможет навсегда освободить рабочий класс от гнета капитала.

Среди членов Интернационала было много сторонников французского социалиста Прудона. Прудон выражал настроения и взгляды мелких собственников — ремесленников и крестьян. Он выдвинул такой план. Рабочим и ремесленникам надо создать свои кооперативы по производству товаров — «общества взаимности» и вкладывать сбережения в «народные банки»; кооперативы с помощью «народных банков» будут успешно конкурировать с капиталистами и станут собственниками заводов и фабрик. Энгельс, высмеивая эти утопические проекты, писал, что прудонисты замышляют не более не менее, как скупить всю Францию на пролетарские сбережения. В то же время Прудон высказывался и против создания профсоюзов, и против политической борьбы. Все эти пути бесплодны, утверждал он, рабочим помогут лишь кооперативы и «народные банки».

В 1866 г. в Женеве состоялся I конгресс Интернационала. Маркс, занятый работой над «Капиталом», не присутствовал на нем, но подготовил его важнейшие решения. Конгресс дал отпор прудонистам и признал большое значение профсоюзов для пролетариата. Конгресс выступил и против ошибочной оппозиции руководителей английских профсоюзов (тред-юнионов), которые ограничивались борьбой только за мелкие, частичные уступки со стороны капиталистов. В решении конгресса было сказано, что профсоюзы должны организовать борьбу пролетариата против самой системы наемного труда и власти капитала. Конгресс принял решение о кооперативах. В нем говорилось, что кооперативы сами по себе не могут привести к освобождению пролетариата от эксплуатации. В капиталистическом обществе только немногие рабочие смогут создать свои карликовые кооперативы. Необходимо, чтобы власть перешла от капиталистов и помещиков к рабочим. Только тогда кооперативы смогут охватить массу трудящихся и сыграют положительную роль. В 1867 г. в Лозанне (Швейцария) собрался II конгресс, а в 1868 г. в Брюсселе — III конгресс Интернационала. В результате острых споров и горячей дискуссии было принято решение, что не только рудники, шахты, леса, железные дороги, фабрики и т. п. должны быть обращены в общественную собственность, но и земли.

2270-1.jpg

Основание I Интернационала на митинге 28 сентября 1864 г. в Сент-Мартинс-холле в Лондоне.

Прудонисты, защитники частной собственности на землю, потерпели поражение. IV конгресс Интернационала в Базеле (Швейцария) в 1869 г. подтвердил это решение. Теперь уже нельзя было, оставаясь в рядах Интернационала, защищать частную собственность. Многие прудонисты отказались от своих неверных .взглядов.

Влияние Интернационала росло, секции его существовали в ряде стран Европы, а также в США. В Германии в 1869 г. сторонники Интернационала создали Социал-демократическую рабочую партию Германии.

Противниками научного коммунизма в Интернационале были анархисты во главе с русским революционером Михаилом Бакуниным.

Бакунин считал, что главное зло, которое надо устранить, — это государство. Он был противником не только буржуазного, но и социалистического государства. Он призывал к разрушению всякого государства. Такие взгляды получили название анархизма (от греческого слова «анархиа» — безвластие). Анархизм глубоко враждебен марксизму.

Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту. Революции, говорил он, происходят стихийно, без подготовки и руководства. Поэтому он считал ненужной всякую политическую борьбу рабочих, кроме прямого восстания против буржуазии. Бакунин был и против создания боевой дисциплинированной партии рабочего класса. Бакунисты опирались не на промышленный пролетариат, а на разорявшихся ремесленников, которые отчаялись сохранить свою мелкую собственность, на различные деклассированные элементы больших городов, оторвавшиеся от полезного труда. Люди такого рода не способны к длительной организованной борьбе, а Бакунин готов был видеть в них «весь ум и все будущее социальной революции».

Маркс и Энгельс решительно выступили против Бакунина и его сторонников, которые, прикрываясь громкими революционными фразами, толкали рабочих на путь авантюр — неподготовленных, несвоевременных восстаний — и стремились захватить руководство Интернационалом в свои руки.

Маркса и Энгельса в борьбе с Бакуниным поддерживала группа русских революционеров, живших в Швейцарии. Особым авторитетом в этой группе пользовался Николай Утин, который был заочно приговорен царским судом к смертной казни. Русские революционеры-эмигранты находились под влиянием Н. Г. Чернышевского, но они тяготели к марксизму, высоко оценивали значение Интернационала и примкнули к нему.

В 1870 г. в Женеве была создана русская секция Интернационала. Русская секция просила Маркса быть ее представителем в Генеральном совете. «Я с удовольствием принимаю почетную обязанность...», — ответил Маркс.

С первых дней Парижской коммуны Интернационал под руководством Маркса защищал дело коммунаров. Несмотря на все трудности сношений с осажденной столицей Франции (см. ст. «Парижская коммуна и ее герои»), Маркс посылал в Париж доверенных людей с советами и указаниями коммунарам. Он критиковал коммунаров за отказ сразу же пойти на Версаль. Среди руководителей Коммуны были Варлен, Френкель и другие члены Интернационала. Через два дня после падения Коммуны, 30 мая 1871 г., Генеральный совет Интернационала одобрил написанное Марксом воззвание, в котором Маркс показал, что Парижская коммуна была героической попыткой рабочего класса создать первое в мире рабочее государство. Воззвание произвело огромное впечатление в Европе.

После подавления Коммуны на Интернационал обрушился град репрессий. Во Франции правительство Тьера приняло закон, который объявлял тяжким преступлением принадлежность к Интернационалу. В 1872 г. в Гааге (Голландия) состоялся V конгресс Интернационала. На нем присутствовали Маркс и Энгельс.

Конгресс подтвердил, что необходимо создать самостоятельные политические партии пролетариата. Бакунин и его сторонники были исключены из Интернационала. Марксизм победил в I Интернационале, но продолжать работу этой организации в Европе, где наступила политическая реакция, стало невозможно. Гаагский конгресс решил перенести место пребывания Генерального совета в США. Важно было предохранить Интернационал и от новых происков Бакунина.

В США деятельность Интернационала продолжалась еще четыре года. В 1876 г. было принято решение о его роспуске.

В 70-е годы рабочее движение стало бурно развиваться вширь. Массовые социалистические партии возникли во многих странах. I Интернационал выполнил свою историческую роль. В рядах Интернационала впервые в истории массы рабочих разных стран сплотились под знаменем пролетарского интернационализма, под лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Был сделан значительный шаг по пути соединения рабочего движения с научным социализмом. I Интернационал заложил основы для дальнейшей борьбы за социализм, явился историческим предшественником современного мирового коммунистического движения.

В. И. Ленин писал о I Интернационале: «Он незабываем, он вечен в истории борьбы рабочих за свое освобождение».

Суэцкий канал

26 июля 1956 г. правительство Египта объявило о национализации Суэцкого канала — с этого дня он перешел в собственность Египта. Сбылась давнишняя мечта народа. Но империалисты Англии и Франции вовсе не собирались добровольно уступать Суэцкий канал. Они послали в Египет свои бомбардировщики и войска, и те превратили город Порт-Саид в развалины. Но сломить волю народа им так и не удалось. Благодаря его мужественному сопротивлению и помощи Советского Союза канал стал египетским. Но как могло случиться, что проходящий по египетской земле Суэцкий канал оказался в собственности чужеземных держав?

В 1856 г. инженер Лессепс, родственник правившего тогда во Франции императора Наполеона III, получил от египетского хедива (короля) право на сооружение канала. Французские капиталисты, составившие компанию для строительства канала, смогли собрать лишь половину необходимой для строительства суммы.

Тогда Лессепс вынудил хедива внести недостающие средства. Для этого Египту пришлось сделать ряд займов на кабальных условиях, увеличить и без того высокие налоги. Египет взял обязательство предоставить 4/5 всей рабочей силы и провести пресноводный канал для снабжения нильской водой зоны строительства, расположенной в пустыне.

Десять лет шло строительство. Хотя здесь впервые применили экскаваторы, преобладал ручной труд. Египетские феллахи копали лопатами, землю относили в подолах своих рубах. От голода, болезней и изнурительного труда погибло 20 тыс. египетских рабочих. На строительство израсходовали 470 млн. франков. Из них 350 Заплатил Египет.

Так строился Суэцкий канал — руками египтян, на их родной земле, на средства их страны. 17 ноября 1869 г. состоялось торжественное открытие канала. В Египет съехались коронованные особы чуть ли не всей Европы. Печать разных стран широко освещала торжества в честь открытия канала.

По поводу открытия канала египетское правительство заказало оперу знаменитому итальянскому композитору Джузеппе Верди. И в 1871 г. на сцене оперного театра в Каире впервые прозвучала «Аида».

Открытие Суэцкого канала — большое историческое событие. Канал соединил Средиземное море с Красным. Отпала необходимость огибать Африку, чтобы попасть из Европы в страны Востока. Путь из Европы в порты Индийского и Тихого океанов сократился в два-три раза. Суэцкий канал сократил путь из Лондона в Индию на 24 дня, почти вдвое, а из Триеста в Индию путь стал короче на 37 дней.

Суэцкий канал, по выражению Маркса, «великий путь на Восток», способствовал расширению торговли, установлению культурных связей между Европой и странами Востока. Империалисты же Англии, Франции и США использовали его для экономического закабаления восточных народов.

Но что же принес канал Египту? Финансовое закабаление и потерю независимости. Запутавшись в долгах, хедив вскоре продал Англии долю прав на канал, и канал стал собственностью англо-французской компании, а в 1882 г. Англия вооруженным путем захватила Египет и установила над ним свой протекторат. Росло число судов, проходивших через канал. Росли доходы компании. В 1930 г. было подсчитано, что прибыли компании за истекшие 60 лет достигли 4 млрд. золотых франков, почти в 10 раз превысив все расходы на сооружение канала.

Только в 1952 г. египетский народ смог окончательно порвать путы колониальной зависимости и стать на путь самостоятельного развития.