На главную

«Железом и кровью»

В XIX в. тягостным наследием прошлого для Германии оставалась политическая раздробленность. Венский конгресс в 1815 г. узаконил существование 34 независимых государств и 4 вольных городов (Гамбурга, Любека, Бремена, Франкфурта-на-Майне), входивших в состав Германского союза, но по сути дела самостоятельных. Верховный орган Германского союза — Союзный сейм находился под преобладающим влиянием Австрии.

Германские королевства, княжества и города разделяли не только государственные границы. У каждого из них были свои меры длины и веса, монеты. У каждого пограничного столба взимались торговые пошлины. Все это мешало хозяйственной общности германских земель, внутреннему товарообороту и сковывало рост германской промышленности. Без экономического единства невозможен был дальнейший рост германской промышленности, капиталистическое развитие страны, а преодолеть хозяйственную отсталость и достигнуть экономического единства было невозможно без политического объединения всей Германии.

В 1848 г. в Германии произошла революция. Ее главными задачами были уничтожение феодализма и создание общенационального рынка, что открыло бы возможности ускоренного индустриального развития, а также ликвидация политической раздробленности. Однако германская буржуазия страшилась революционного рабочего движения и действовала нерешительно. Пролетариат же был еще недостаточно силен, чтобы возглавить борьбу народных масс. Революция потерпела поражение, короли, князья и помещики сохранили свою власть, и объединение Германии революционным путем — объединение «снизу» оказалось невозможным. Страна осталась раздробленной.

Страшась союза с рабочим классом и революции «снизу», немецкая буржуазия предпочитала так называемую революцию «сверху», т. е. компромисс с юнкерством (помещиками), что привело бы к постепенному развитию капиталистического производства при длительном сохранении феодальных пережитков и помещичьих привилегий. В политическом плане это означало не устранение существующих династий, а их сохранение и объединение.

Два крупнейших немецких государства — Пруссия и Австрия соперничали, стремясь занять главенствующее положение в Германии. Существовало два течения: малогерманское предполагало объединение немецких земель под главенством Пруссии без участия Австрии и великогерманское, которое стремилось сохранить традиционную гегемонию Австрии над германскими государствами.

Пруссия представляла собой монархию с правящей династией Гогенцоллернов. Прусское юнкерство ревниво и цепко оберегало свои привилегии, военщина была особенно сильна; в то же время в стране происходило быстрое индустриальное развитие. Буржуазия была заинтересована в укреплении прусской помещичье-буржуазной монархии и в превращении ее в общегерманскую державу.

В 1861 г. прусским королем стал Вильгельм I Гогенцоллерн. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк — убежденный монархист и реакционер, хитрый, расчетливый и трезвый политик, отличавшийся большим практическим умом и огромной изворотливостью, как писал о нем Фридрих Энгельс.

Свою программу Бисмарк возвестил в словах, обращенных к ландтагу (прусскому парламенту): «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Это означало программу войн с государствами, которые противились объединению Германии под главенством Пруссии. Одновременно делалась ставка на то, чтобы с помощью военных успехов вызвать угар националистических страстей и таким образом оглушить и ослабить демократические силы, дав над ними перевес силам монархической реакции.

Через два года после прихода Бисмарка к власти, в 1864 г., Дания стала первой жертвой его милитаристской политики. На этот раз Пруссия действовала в союзе с Австрией и вместе с ней отторгла от Дании немецкие провинции: Шлезвиг, Голштинию и Л^утенбург. После десятимесячного совместного управления последовал раздел: Пруссия получила Шлезвиг, Австрия — Голштинию. Лаутенбург был выкуплен Пруссией за 2,5 млн. талеров.

После Дании Бисмарк стал готовить войну против Австрии, используя как повод постоянные столкновения с нею в герцогствах. Летом 1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые были лучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев в битве под Садовой (деревня северо-восточнее Праги.)

Победа при Садовой открыла дорогу немецким войскам в глубь Австрии. Вильгельм I хотел, как он говорил, «поставить Австрию на колени» и въехать на коне во главе своих войск в Вену, но Бисмарк решительно воспротивился этому: такое унижение сделало бы Австрию заклятым врагом Пруссии. А Бисмарк не хотел в следующей войне иметь врага в тылу. На военном совете у короля он всеми средствами убеждал заключить мир на сравнительно легких для Австрии условиях и в конце концов убедил короля.

По условиям мира Австрия соглашалась с тем, что Пруссия создаст из 22 германских государств Северогерманский союз. Господствующее положение в Союзе заняла Пруссия. Некоторые же мелкие самостоятельные княжества Бисмарк просто захватил и присоединил к Пруссии.

Вне Союза остались южные немецкие государства: Бавария, Вюртенберг, Баден. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Этому препятствовал император Франции Наполеон III, не желавший допустить объединения южных германских государств с Пруссией из боязни иметь в лице объединенной Германии опасного соседа на своих восточных границах.

Бисмарк стал готовить третью войну за объединение Германии «сверху», на этот раз против Франции. В предстоящей войне Бисмарк стремился и к захватам территории на левом берегу Рейна.

Желая во что бы то ни стало спровоцировать войну, Бисмарк подделал важный дипломатический документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму с изложением беседы прусского короля с французским послом, Бисмарк сократил текст беседы, придав ему оскорбительный для Франции характер. Фальсифицированную таким образом «эмскую депешу» он приказал опубликовать в печати. Как и рассчитывал Бисмарк, это вызвало во Франции взрыв негодования.

19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Ход ее показал, что Пруссия лучше Франции подготовилась к войне. Прусская армия в августе отбросила одну часть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую — окружила под Седаном. Здесь 82-тысячная французская армия вместе с императором Наполеоном III сдалась в плен.

Известие о седанской катастрофе быстро дошло до Парижа. Империя Наполеона III была свергнута народом. Франция стала республикой. Но власть оказалась в руках реакционной буржуазии. После седанской катастрофы прусская армия осадила Париж.

Если до этого момента война Пруссии с Францией имела причину и оправдание, поскольку наполеоновская империя препятствовала окончательному объединению Германии, то после Седана продолжение военных действий против Франции превращалось в ничем не оправданное военное насилие.

Народ Франции поднялся на защиту родины. Создавались новые армии, в стране началось партизанское движение, рабочие Парижа вооружались, готовые умереть, но не допустить пруссаков в столицу, где вскоре была провозглашена Коммуна (см. ст. «Парижская коммуна и ее герои»). Буржуазное правительство Франции больше боялось своего вооруженного народа, чем прусских захватчиков. Оно вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.

Чтобы унизить Францию, Бисмарк решил провозгласить объединение Германии на территории побежденного противника. 18 января 1871 г. в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Так было завершено объединение Германии «сверху».

В центре Европы возникла сильная буржуазно-помещичья империя. Ее захватнические устремления проявились при самом ее рождении. По мирному договору, заключенному в мае 1871 г., у Франции были отняты провинции Эльзас и Лотарингия, богатые железом и углем. Побежденная Франция обязана была уплатить 5 млрд. франков контрибуции. Все это помогло Германии быстро опередить Францию и Англию в промышленном развитии.

Объединение Германии было исторически прогрессивным явлением, так как оно открыло дорогу успешному экономическому развитию страны. Но объединение Германии было совершено не народными массами, а прусскими юнкерами (помещиками) и крупной буржуазией, т. е. реакционным путем. И хотя народные массы могли теперь вести борьбу за свои права в национальном масштабе, они страдали от эксплуатации, бесправия, феодальных пережитков.

Буржуазно-помещичья империя, образовавшаяся в результате трех кровопролитных войн, стала очагом постоянной военной угрозы в Европе. Дважды (в 1875 г. и 1887 г.) Бисмарк готов был начать новую войну против Франции, но был остановлен вмешательством России, которая опасалась дальнейшего усиления Германии и не хотела допустить нового разгрома Франции.

Объединенная Германия считалась союзом немецких государств. На самом деле в ней полностью господствовала Пруссия.

2290-1.jpg

Роль Пруссии в Северогерманском союзе и Германской империи. Пруссия изображена в виде волка-пастуха, остальные немецкие государства — в виде овец. Литография О. Домье.

Пруссия — самая хищная, самая военизированная держава в Европе — стала теперь во главе Германии. Германские капиталисты и помещики стремились к новым захватам, к приобретению колоний. Престиж армии в Германской империи старательно поддерживался, военная служба ставила человека в особое, привилегированное положение. Прусское офицерство — в основном дворяне — было высокомерным и чванливым, грубым и бездушным. Известному русскому писателю Салтыкову-Щедрину, посетившему Германию вскоре после ее объединения, Пруссия показалась сплошной казармой: повсюду военные парады, учения, смотры.

В 1888 г. императором Германии стал Вильгельм II, который рьяно поддерживал агрессивные планы господствующих классов. В Германии была создана специальная организация для пропаганды борьбы за мировое господство — так называемый Пангерманский союз. Во главе его стояли крупные капиталисты и юнкеры. Лозунгом пангерманцев было: «Король во главе Пруссии, Пруссия во главе Германии, Германия во главе мира».

В начале XX в. германский империализм приобрел особенно агрессивный характер. Германские империалисты во главе с Вильгельмом II выступили как активные поджигатели первой мировой войны. В этой войне в 1918 г. Германия потерпела поражение. Империя, созданная железом и кровью, рухнула на 48-м году своего существования (см. ст. «Как была развязана первая мировая война»).