На главную

Полтавская победа

Северную войну (1700 — 1721) Россия вела в союзе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой (Польшей) против Швеции. Швеция еще в начале XVII в. захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Отрезанная от мировых торговых путей, Россия неизбежно отставала от западноевропейских стран и в конце концов была бы закабалена ими. Поэтому получить выход к Балтийскому морю было жизненно необходимо для России.

Летом 1700 г. шведскому королю Карлу XII внезапным ударом удалось вывести из войны маленькую Данию. После этого он обрушился на Россию.

Петр I приступил к созданию регулярной армии только накануне войны; молодая и слабообученная, она была разбита в ноябре 1700 г. под Нарвой. Карл XII решил, что Россия не сможет продолжать войну, и бросил свои главные силы против Польши и Саксонии.

Эту передышку превосходно использовал Петр. Ценой огромных усилий русская армия была реорганизована. Раньше она состояла главным образом из полурегулярных стрелецких полков и дворянской конницы, которая формировалась из дворян и их «конных» и «оружных» слуг. Были в армии и немногие солдатские полки «нового строя», которые начали формироваться в XVII в. по образцу европейских войск. Вместо пестрого, плохо обученного войска за короткое время была создана сильная регулярная армия. Она комплектовалась путем рекрутских наборов. По всей стране с определенного числа крестьянских и посадских дворов брали одного рекрута. Солдат обучали, а затем распределяли по пехотным и кавалерийским полкам.

Армия спешно вооружалась. Прошло немного времени после поражения под Нарвой, и русская артиллерия пополнилась несколькими сотнями новых пушек. Пехота получила новое стрелковое оружие. Созданные на русских заводах ружья и пушки не уступали лучшим европейским образцам.

В течение 1701 — 1704 гг. новая армия одержала первые победы над шведами и закрепилась на берегах Финского залива. К 1705 г. Карлу XII удалось разбить саксонскую армию и захватить почти всю территорию Польши. Снова над Россией нависла угроза нашествия шведов. Но теперь им противостояла большая и сильная регулярная армия.

Зимой 1707 — 1708 гг. 54-тысячная армия Карла XII вторглась в Белоруссию и начала стремительное наступление. Главная цель этого наступления — захватить Москву. В успехе этого дерзкого плана Карл XII не сомневался. Из Риги к нему двигалось подкрепление — 16-тысячный корпус под командованием Левенгаупта и обоз с продовольствием и боеприпасами.

2310-1.jpg

Однако расчеты Карла не оправдались. Русская армия отходила, нанося шведам удары, истребляя все запасы продовольствия и фуража. В тылу шведской армии поднималось на борьбу белорусское население. Уже к осени шведские войска стали ощущать недостаток в продовольствии и боеприпасах. Наступать на Москву было рискованно. Приближалась зима, и шведский король должен был выбрать одно из двух: зимовать в опустошенной Белоруссии или двинуться на Украину, где гетман Мазепа, изменивший России, обещал ему продовольствие, боеприпасы и войска. Карл двинулся на Украину. Левенгаупту был послан приказ идти туда же.

Петр направил на Украину свои главные силы, а сам с 12-тысячным корпусом решил атаковать Левенгаупта. В бою у реки Сож, около деревни Лесной (на левом берегу Днепра), 28 сентября 1708 г. шведский корпус был разгромлен. Победители захватили всю артиллерию и обоз с боеприпасами. Петр назвал бой при Лесной «матерью Полтавской победы».

2310-2.jpg

Серебряная наградная солдатская медаль «За Полтавскую баталию».

Теперь соотношение сил изменилось в пользу русской армии. К тому же ближайший сподвижник царя — генерал А. Д. Меншиков, действуя быстро и решительно, опередил шведскую армию и, захватив резиденцию Мазепы г. Батурин, уничтожил приготовленные там запасы. Сам Мазепа привел к Карлу лишь небольшой отряд и часть запорожских казаков. Украинское казачество единодушно выступило против кучки изменников, нарушивших вечный союз Украины с Россией. Шведам пришлось силой отбирать продовольствие у украинских крестьян. В ответ на грабежи и убийства на Украине началась народная война. Армия шведов таяла. Карл вел переговоры с турецким султаном и крымским ханом, убеждая их выступить против Петра. А в это время русские войска охватили с трех сторон район зимовки шведов и не пропускали туда подкреплений.

Весной 1709 г. Карл решил захватить Полтаву — крепость на реке Ворскле. Опираясь на нее, можно было двигаться на север к Москве и поддерживать связь с крымскими татарами и Турцией. Почти три месяца гарнизон крепости под командованием А. С. Келина, отражая атаки врага, сковывал его. Все жители города принимали участие в обороне.

2310-3.jpg

Рядовой гренадер Преображенского полка.

В начале мая 1709 г. русская армия подошла к Полтаве, но только небольшому отряду удалось прорваться в крепость. К июню в крепости был израсходован весь запас пороха. Осажденные послали в русский лагерь в пустом ядре записку, которой они извещали о своем тяжелом положении. 16 июня военный совет Петра принял решение дать Карлу генеральное сражение. Русская армия переправилась через Ворсклу и расположилась у деревни Яковцы, примерно в 5 км от Полтавы. Здесь был устроен укрепленный лагерь. Впереди расстилалась равнина, окаймленная с северо-запада Будищенским лесом. С юга лагерь закрывал Яковецкий, или Монастырский, лес. К Полтаве оставался неширокий проход, который перекрыли земляными полевыми укреплениями (редутами), обеспечивающими перекрестный огонь. Система полевых редутов была применена в боевой практике того времени впервые.

2310-4.jpg

Рядовой фузелер Преображенского полка.

Для сражения Карл вывел 24 тыс. солдат из находившихся в его распоряжении 38 тыс. и 4 орудия. Около 8 тыс. войск он оставил для осады Полтавы и охраны пути к переправе через Днепр у Переволочны. Петр, имея в своем распоряжении 48-тысячную армию, двинул в бой 32 тыс. солдат и 72 орудия.

В два часа ночи 27 июня шведы начали наступление. Но им не удалось обеспечить внезапность нападения. Защитники редутов встретили их дружным огнем. Завязался ожесточенный бой. Карл попытался обойти укрепления с севера. Однако русская конница, руководимая Меншиковым, закрыла промежуток между редутами и Будищенским лесом.

2310-5.jpg

Полтавская победа. Побежденные шведы склоняют свои знамена перед Петром I. Фрагмент картины А. Е. Коцебу.

Две колонны шведов — пехота генерала Росса и конница генерала Шлиппенбаха — оказались отрезанными от остальных сил огнем защитников редутов. По приказу Петра Меншиков с частью конницы атаковал эти колонны и отбрбсил к монастырю. Здесь разгром их довершила пехота.

В это время остальная часть русской конницы отходила к лагерю. За ней двигалась вражеская пехота. Из-за порохового дыма и пыли шведы не заметили, что правый фланг их боевого порядка очутился у самого лагеря. Здесь на них обрушился огонь русской артиллерии. Не выдержав, шведы побежали под защиту Будищенского леса, где собралась также их кавалерия. С трудом удалось шведским генералам вновь привести свои войска в боевой порядок.

Карл решил атаковать русских оставшимися силами. Он построил пехоту в одну линию, а кавалерию поставил на флангах; во второй линии расположил лишь два батальона. В свою очередь Петр вывел русскую пехоту из лагеря и построил ее в боевом порядке — в две линии с кавалерией на флангах. Артиллерия была распределена по всему фронту. В лагере было оставлено 9 батальонов в резерве. Кроме того, 6 полков конницы Петр направил к Будищам, чтобы установить связь с казаками нового украинского гетмана — Скоропадского. В пехоте были полки новобранцев, одетые в серые кафтаны. Опасаясь, что Карл, узнав об этом от перебежчика, направит свой удар на них, Петр приказал испытанному в сражениях Новгородскому полку поменяться мундирами с новобранцами и поставил его в центр боевого порядка. Сам Петр взял на себя командование 1-й дивизией, а общее командование поручил фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. В 9 часов русские войска начали движение навстречу шведам.

Перед сражением Петр I обратился к своим войскам: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества... Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество...»

Шведская пехота наступала молча. Чтобы поднять дух солдат, Карл приказал нести себя в качалке впереди правого фланга: он был ранен в ногу незадолго до сражения. В 25 саженях одна от другой армии остановились и открыли огонь. Русские стояли неподвижно, как стена. Шведы бросились в атаку.

Как и ожидал Петр, противник направил главный удар по центру боевого порядка, где стоял переодетый Новгородский полк. Прорыв центра мог обеспечить шведам успех всего сражения. Новгородцы не выдержали удара и подались назад. Заметив это, Петр во главе вторых батальонов Новгородского и Преображенского полков бросился навстречу шведам. Одна пуля пробила шляпу Петра, другая попала в седло, третья расплющилась о крест, висевший на груди. Но опасность не страшила его. Героическим натиском шведы были отброшены. Во время боя ядром разбило качалку Карла. Король упал на землю.

В шведских полках началось замешательство. Думали, что он убит. Напрасно Карл приказал поднять себя на скрещенных пиках. Напрасно он кричал своим солдатам: «Шведы! Шведы!» Никто его уже не слушал. Русская конница, оттеснив с флангов шведскую, стала окружать пехоту противника. Усилила натиск и русская пехота: как писал Петр, «непобедимые господа шведы скоро хребет показали». Бегущих рубила конница. В 11 часов сражение кончилось. Победа была одержана войсками первой линии боевого порядка; На поле сражения лежало больше 9 тыс. убитых шведов, около 3 тыс. человек сдалось в плен. Самого короля Карла едва спасли от плена. Шведская армия ринулась к Переволочне, надеясь там переправиться через Днепр и уйти через Запорожье в Турцию, но Петр приказал уничтожить все переправочные средства, лишь Карл XII и Мазепа переправились первыми с 2 тыс. человек. В это время подоспела конница Меншикова, и оставшаяся часть шведской армии сдалась без боя. Здесь было взято в плен более 16 тыс. человек, в том числе почти все генералы и офицеры. Сдались в плен и шведские войска, оставшиеся у Полтавы. Русские потеряли убитыми и ранеными около 4,5 тыс. человек.

Таким образом, шведская армия была уничтожена. С тех пор существует народная пословица: «Погиб, как швед под Полтавой». Радостно отмечали в русском лагере победу над армией, считавшейся лучшей в мире. Петр I устроил пир, на который пригласил пленных генералов.

Полтавская победа имела громадное значение. Она укрепила международное положение России и предопределила исход борьбы Русского государства со Швецией. «Ныне, — писал Петр I, — уже совершенно камень в основание Петербурга положен». 21 декабря 1709 г. Москва торжественно встречала победителей.

Хорошо сказал Белинский о значении Полтавской победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови, — нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства...»