На главную

На III партийном съезде

Дождь, густой туман, копоть — так встретил Лондон русских социал-демократов — большевиков, приехавших весной 1905 г. в далекую британскую столицу на свой очередной партийный съезд.

Не прошло и двух лет со времени II съезда РСДРП, который происходил здесь же, в Лондоне, а положение в партии значительно изменилось. С одной стороны, налицо был явный рост ее рядов, сделавшийся особенно заметным после начала революции. С другой стороны, партия переживала кризис, вызванный раскольнической деятельностью меньшевиков (см. ст. «II съезд РСДРП»). Весной 1905 г. соотношение сил в РСДРП было таково: у большевиков — 32 комитета и 35 групп (главным образом в Центральном промышленном районе, Поволжье, на Урале и в северных областях страны), у меньшевиков — 23 комитета и 27 групп (западные и южные районы, Кавказ). 10 комитетов и 43 группы занимали колеблющиеся, примиренческие позиции.

Меньшевики отказались прислать на съезд своих делегатов и собрали собственную конференцию в Женеве. Поэтому Лондонский съезд РСДРП 1905 г. был чисто большевистским.

К 12 (25) апреля в Лондон прибыло около 40 делегатов. Среди них были В. И. Ленин, Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, А. В. Луначарский, В. В. Боровский, которые впоследствии стали выдающимися деятелями первого в мире социалистического государства. С Кавказа приехал «старейший» делегат съезда Миха Цхакая (ему было тогда 40 лет, и большевистской молодежи он казался чуть ли не стариком).

Ленин был душой и мозгом съезда. Он председательствовал на его заседаниях, выступал с рядом основных докладов, готовил резолюции, следил за работой секретарей, которые протоколировали речи делегатов. Анализу решений III съезда РСДРП Ленин посвятил затем свою знаменитую книгу «Две тактики социал-демократии в демократической революции», в которой он вскрыл корни ожесточенной идейной борьбы, развернувшейся в это время между большевиками и меньшевиками по всем основным вопросам революции.

Съезд одобрил ленинские выводы о характере и движущих силах революции, указал народу единственно правильный путь к свержению царизма — путь перехода от массовых политических стачек к вооруженному восстанию. Вопрос о восстании занял центральное место в работе съезда. Большевики считали, что в условиях начавшейся революции центр тяжести партийной работы следует перенести именно на конкретную, практическую подготовку восстания — создание боевых дружин, закупку и изготовление оружия, обучение дружинников военному делу и т. д.

2720-1.jpg

В. И. Ленин. Фотография 1897 г.

Особое внимание уделил съезд крестьянскому вопросу — вопросу о главном союзнике пролетариата в начавшейся революции. Было решено, что партия должна поддержать все революционные требования крестьянства, вплоть до полной конфискации помещичьих, казенных, церковных земель и имений членов царской фамилии. Большевики призвали крестьян к созданию революционных крестьянских комитетов, которые должны были осуществить экспроприацию помещичьих земель и ввести в деревне демократические порядки.

2720-2.jpg

Л. Б. Красин.

2720-3.jpg

Р. С. Землячка.

2720-4.jpg

В. В. Боровский.

2720-5.jpg

М. Г. Цхакая.

Делегаты обсудили также вопрос об отношении к непролетарским партиям, в частности к партии эсеров, имевшей определенное влияние на,крестьянство, демократическую интеллигенцию и часть рабочих. Партия социалистов-революционеров (эсеры), выражавшая интересы крестьянства и городской мелкой буржуазии, возникла в 1902 г. Эсеры выступали за свержение самодержавия и установление в России демократической республики. Однако их программа не имела ничего общего с социализмом и объективно лишь расчищала дорогу капиталистическим отношениям в деревне. После Октябрьской революции эсеры выродились в контрреволюционную, антисоветскую партию, выражавшую интересы кулачества. Осуждая путаную эсеровскую программу и их увлечение индивидуальным террором, III съезд РСДРП вместе с тем разрешил местным большевистским комитетам вступать с ними во временные соглашения для совместных революционных действий. Такие соглашения имели место, например, во время Декабрьского вооруженного восстания в Москве и в других местах.

Что касается меньшевиков, то съезд отметил, что они стремятся принизить значение сознательности и организованности пролетарской борьбы, подорвать партийную дисциплину. Съезд предложил всем членам партии вести борьбу против оппортунистической линии меньшевиков, отрицавших руководящую роль пролетариата в революции, не веривших в возможность союза рабочего класса и крестьянства и считавших, что борьба с царизмом должна закончиться установлением политической власти буржуазии. Большевики подчеркивали, что в интересах революции желательно объединение большевистских и меньшевистских организаций, но его можно допустить только на принципиальной, марксистской основе, при условии признания меньшевиками решений III съезда партии (объединение большевиков и меньшевиков на IV съезде РСДРП в 1906 г. оказалось далеко не прочным и вскоре было сорвано оппортунистическими действиями бывших «мягких» искровцев). Делегаты большевистского съезда разъезжались на места, вооруженные ясной программой действий. Впереди был непочатый край работы. Революция шла на подъем.