Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Бабиновская дорога

Бабиновская дорога

16

Реферат:

Бабиновская дорога

Содержание

Введение

1. Бабиновская дорога

2. Соликамск

3. Верх-Яйва

4. Чикман

5. Молчан и Косьва

6. Растес

7. Павда

8. Юрты и Савинова

9. Верхотурье

Заключение

Список литературы

Введение

Первопроходцем нового пути, который оказался в четыре раза короче прежнего, стал крестьянин села Верх-Усолка Артемий Сафронович Бабинов. Поэтому новую дорогу в народе прозвали Бабиновской.Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель.За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его "вождем сибирской дороги".

Для Артемия Бабинова разведка и строительство новых дорог стали делом жизни, впоследствии, продолженным его потомками. В скором времени, новая "государева дорога" была продлена до Тюмени и Тобольска. На протяжении XVII -- первой половины XVIII века она являлась единственным официально разрешенным путем сообщения между европейской частью государства и Сибирью. В первую очередь это было обусловлено открытием в 1600 году в Верхотурье таможни, досмотр в которой обязаны были проходить все без исключения люди, следовавшие в Сибирь и обратно из нее. На протяжении почти 150 лет, дорога, названная народом "Бабиновской", по имени ее создателя, выполняла роль своеобразной стержневой магистрали освоения сибирских земель. "Бабиновская дорога сравнима по своей значимости со всемирно известным торговым Великим шелковым путем из Варяг в Греки. Это становится ясным, если представить себе, как в XVII веке, когда происходило освоение русскими огромного сибирского субконтитнета, значительные людские массы, не говоря уже о безмерных объемах грузов, проникали в Сибирь через узкое горлышко Бабиновской дороги в несколько метров шириной...". Бабиновская дорога стала одним из главных связующих звеньев комплекса первых транссибирских путей, прокладываемых первопроходцами к новым, восточным рубежам российского государства.

Сегодня, большинство из этих маршрутов нельзя различить на современных географических картах. Многие города и остроги, являвшиеся их основными организующими центрами давно утратили свое былое значение, а некоторые из них даже оказались стертыми с лица земли. Однако, и в наши дни, в культурно-историческом наследии России, эти пути продолжают выполнять роль своеобразных историко-географических магистралей, несущих в себе следы жизни давно минувших эпох. На этих маршрутах они представлены памятниками материальной культуры, исторической памятью, хранимой печатным словом и устными преданиями, а также самобытными особенностями мировоззрения и жизненного уклада живущих здесь людей. В совокупности, все эти составляющие образуют единую взаимосвязанную среду, для условного обозначения которой может быть применим термин "культурный ландшафт".

1. Бабиновская дорога

Дорога от Соликамска до Верхотурья, которая была открыта в 1597 году. Освоение Сибири потребовало строительства новой, более короткой дороги, так как старая проходила через Чердынь и была необыкновенно длинной (более двух тыс. верст).

Первопроходцем нового пути, который оказался в четыре раза короче прежнего, стал крестьянин села Верх-Усолка Артемий Сафронович Бабинов. Поэтому новую дорогу в народе прозвали Бабиновской.

Бабиновская дорога проходила «сухим путём» через реки Усолку, Сурмаг, Яйву, Косьву, посёлок Ростес, деревню Павдинскую, реки Мостовую, Туру.

Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель. Прежде путь к первым сибирским городам - Тобольску, Тюмени - шел только по рекам, озерам и волокам. Новая дорога значительно сократила время пути. Надежная, сухопутная, более короткая дорога в Сибирь в конце XVI века стала просто необходимостью. Недаром ее строительство и дальнейшее обустройство было прописано в специальных указах русских царей Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича. Потому что мало было победить последнего сибирского хана Кучума, надо было еще победить пространство, заселить его, войти в контакт с местными жителями, научить их жить по единым российским законам.

За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его "вождем сибирской дороги".Известно, что после смерти Артемия Бабинова его земельные угодья переходили на правах личной собственности его потомкам, а сам Бабинов, по свидетельствам старожилов, был похоронен на старом кладбище села Верх-Яйва.

С 1598 года, со времени постройки города Верхотурья, и по 1763 год, когда был открыт сибирско-московский тракт на Екатеринбург, Бабиновская дорога именовалась официальным путем в Сибирь.

Кого только ни несли сани, телеги, кареты по этой незамысловатой дорожной стлани! Послы, воеводы, стрельцы, церковные иерархи, плотники и каменщики, посланные на строительство крепостей и храмов, девицы, направляемые в Сибирь "служилым людям и пашенным крестьянам на женитьбу", - все проезжали тут.

В 1733 году по Бабиновской дороге проследовала научная экспедиция, возглавляемая Витусом Берингом. В ее состав входили академик астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых - Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки. Наиболее подробное описание Бабиновской дороги оставил академик Иван Лепехин, одолевший уральские перевалы в 1771 году. Годом раньше в этих местах побывал естествоиспытатель, географ и путешественник, 29-летний член Санкт-Петербургской Академии наук Петр Паллас. Молодые и непоседливые были тогда академики.

А сколько народу тряслось здесь в возках не по своей воле! Мятежный протопоп Аввакум, впавшие в немилость царедворцы Меньшиков, Остерман, Миних, Бирон. По Бабиновке везли и разные товары: меха, хлеб, металлы, рыбу. Собрав вместе возов по сорок (для безопасности), отправлялись купцы в далекий и негладкий путь.

"Сколько верст по Бабиновской дороге от Соликамска до Верхотурья уж, право, не могу сказать наверное", - писал в 1873 году основатель Уральского общества любителей естествознания Наркиз Чупин. Далее, сопоставив данные множества справочников, в том числе таких, как "Всеобщий и совершенный гонец и путеуказатель", "Российский почткалендарь", Н. Чупин пришел к выводу, что наиболее точной можно считать цифру 273 версты.

2. Соликамск

Отсюда начинается маршрут. По названию этого города (сначала - Соль Камская, потом - Соликамск) понятно, что и имя его и история возникновения связаны с солью.

В XV веке посадские люди Калинниковы, как свидетельствуют историки, завели солеварни на речке Боровой. Поселение, основанное ими в 1430 году, назвали Солью Камской. Вскоре появился солеваренный завод промышленника А. Рязанцева. Его амбары и солеварни сохранились до сих пор. Они стали частью уникального городского музея, посвященного соли.

Когда возраст Соли Камской перевалил за 160 лет, но на месте нынешних белокаменных храмов еще стояли деревянные церкви, когда к востоку от Соли Камской, кроме только что построенных Лозьвинска, Тобольска и Тюмени, еще не было других русских городов, когда путь на восток был только по рекам - длинный и трудный, вот тогда уроженец деревни Верх-Усолки (что в верстах двадцати от Соли Камской) Артемий Бабинов, посадский человек - так в ту пору называли торговцев, ремесленников, - надумал строить посуху тракт в Сибирь - через горный хребет, по охотничьим тропам. Об этом он написал начальству "донос". И получил через воеводу высочайшее повеление: "просеки рубить, канавы копать, мосты мостить". Для работ было выделено "два целовальника" (то есть чиновника) "и с ними посошных людей 40 человек" (набранные в порядке повинности на временную службу). Два плюс сорок, да сам Бабинов. Такими невеликими силами всего за два года была построена дорога - совершен бросок через горы, болота, тайгу из одной части света в другую.

Дорога брала начало от торговой площади, что у Троицкого собора. Ныне там установлена мемориальная доска с надписью: "На Соборной площади в 1597 году взяла свое начало Государева (Бабиновская) дорога, соединившая Центр России с Сибирью". Дорога прошла через Городище и Половодово. Эти старинные села живы и до сих пор. Здесь же рядом была и деревня Верх-Усолки, в которой жил Артемий Бабинов, но от нее осталась лишь колокольня.

3. Верхйва

"Село Яйва прозвано по реке Яйве, над которою оно стоит; около сей реки места казалися быть тучнее и сушее и везде видны были пахотные труды", - записал Лепехин.

Пахотные труды видны и ныне. Поля, долины речек, а стена тайги отодвинута к самому горизонту. С холма видны деревни: Махнева, Шубина, Коченгина, Осинники, Семкова, Гари, Степановка, Исанка, Верх-Яйва, Ерзовка, Гашковка.

На каждой версте - по деревне. Будто не Урал, а Средняя Россия. Если обратить внимание, что на подробной карте рядом с названиями многих деревень написано: "Нежил.", то есть - нежилая. А ведь сто лет назад, по сведениям уральского географа Ивана Яковлевича Кривощекова, в Верх-Яйве были здания волостного правления, земельного училища, церковь, почтовая станция, пять лавок. Жилых домов в волости было за полторы сотни.

Коренные жители охотно рассказывают, что здесь когда-то обитал большой род Бабиновых. Царь Федор Иоаннович - он был первым "заказчиком" дороги - освободил подрядчика Артемия Бабинова в благодарность за его труды от подати и оброка "и велел ему на той новочистной Сибирской дороге жить на Ейве на льготе, и слободу устроити ему для проезду воевод наших и служивых и всяких людей". Слободу на Яйве (несколько дворов и церковь Введения Пресвятой Богородицы) Артемий устроил, но льготной жизни не получил: "...посацкие и уездные люди тех прежних грамот не слушают и его Ортюшку во всякие подати воротят". С

лезная челобитная Бабинова возымела действие: новый царь Михаил Федорович все заслуги путейца признал, все льготы подтвердил, наново пожаловал ему покосы и пашни по рекам Яйве и Чикману. Эту грамоту видел у потомков Бабинова в деревне Чикман историк Герард-Фридрих Миллер, когда проезжал из Сибири в Москву в 1742 году, что засвидетельствовано в его объемистом труде "История Сибири".

И все же воспользоваться царскими милостями Бабиновым, видимо, так и не удалось. Сначала чиновники постоянно "забывали" об этих льготах, а в XIX веке и вообще земли, жалованные Бабинову, обратили в государственную собственность.

Старожилы Верх-Яйвы и Чикмана и сейчас еще помнят последних из здешних Бабиновых. Уважительно рассказывают о Марине Степановне Бабиновой - женщине сильной, гордой, красивой. И почти каждый добавляет, что она, слава Богу, успела уехать из родной деревни до раскулачивания.

Никого из Бабиновых в родном гнезде не осталось. Ну, а судьбу мест, по которым пролег первый "сухой путь" из Европы в Азию, Бабиновы определили надолго. Там, где раньше лишь изредка проходили манси-охотники, поселились русские люди, выросли деревни на расстоянии не более дневного перехода (18-20 верст) одна от другой. Раскорчевали площади под огороды и пашни, построили постоялые дворы.

4. Чикман

Считается, что это село основано самим Артемием Бабиновым. Живо оно и по сей день. Теперь здесь две переправы через одноименную речку: исконная - брод через перекат и новая, рукотворная, - недавно построенный железобетонный мост, по которому вывозят древесину.

От брода, пересекая наискось лесовозную "бетонку", идет Бабиновская дорога. Небольшой ее отрезок здесь сохранился почти в первозданном виде: торная, шириной в две телеги, просека. Кое-где по бокам кюветов проглядывает почти совсем истлевшая стлань (настил). В поселке старая дорога попала под застройки, под огороды.

5. Молчан и Косьва

В позапрошлом веке, вероятно, в такой же погожий летний день, эта деревня встретила проезжавшего через нее академика

Лепехина легким дымком, который, как он отметил, "везде курился для прогнания оводу, который в несказанном множестве не токмо людей, но и самой скот мучил". Сегодня деревни нет. Но тайга еще не поглотила поляну, на которой чуть проступают фундаменты бывших домов.

Далее путь выходит на шоссе Кизел - Верх-Косьва. Бабиновка идет справа от тракта, и они вместе приводят к поселку Верх-Косьва. По западной его окраине проходит граница Пермской и Свердловской областей.

6. Растес

Никто из путешественников, проезжавших по Бабиновской дороге через Растес, не обошел его своим вниманием. Значит, было на что посмотреть: православная церковь, волостное правление, церковно-приходская школа. Позднее появилась метеостанция. В XIX веке княгиня Абамелек-Лазорева вела здесь, в верховьях рек Косьвы и Кырьи, разработку золота и платины. Жители Растеса тоже подались на прииски, чем значительно улучшили свое благосостояние. О том, что жили они не бедно, сейчас можно судить, пожалуй, только по множеству дорогих мраморных надгробий на кладбище. Претензий к качеству Бабиновки с самого ее рождения было немало. Еще в 1599 году Борис Годунов выговаривал подданным: "Та новая дорога чищена и мосты мощены худо, пеньё сечено не из коренья, и заломы по дороге великие, и чищена дорога уско, и мосты, которые бы мощены на речках и на ручьях, и в бояраках, вешнюю водою посносило, а на грязях и на болотах мосты испроломались, и выбоина той дороге великие". Вот так было с Бабиновкой во все времена. Ругали дорогу и царь, и возницы, и каждый проезжий. А все же сибирский путь прослужил не одно столетие.

7. Павда

Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой этого поселка. Сначала здесь была только ямская станция - государево заведение на государевой дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия. Так что для четырехсотлетней истории Павды завод - лишь эпизод, а дорога - сама вечность. Многие десятилетия павдинцы встречали и провожали обозы. Из-за хребта везли хлеб. А на запад - рыбу и "мягкую рухлядь".

Многих гостей из дальних краев повидали здешние места. Известный командир уральского партизанского отряда времен гражданской войны Борис Дидковский вел геологические исследования. Безрадостным зябким путем на санях по льду реки Ляли параллельно Бабиновке проезжали здесь братья Александра Твардовского - Иван и Костя. Их семью раскулачили и с жалким скарбом, с ребятишками везли в тайгу на лесоповал. Мальчишки несколько раз пытались бежать домой, на Смоленщину. Их ловили, возвращали в тайгу. Потом в барачный поселок Парча, что рядом с Павдой, пришло к ним наставительное письмо от старшего брата - Александра: "... Прошу вас крепиться, терпеть, работать. Ликвидация кулачества не есть ликвидация людей, тем более детей". Из затеи с колхозами в Павде ничего путного так и не вышло. А вот артель "Гужтранспорт", вероятно, благодаря исконной привычке местных жителей к ямщине, долгие годы жила и здравствовала. Сегодня павдинские мужики заняты тоже, можно сказать, извозом. Перевозят лес с делянок на переработку в райцентр - Новую Лялю. Комбинат "Лялялес" - основной работодатель в этих краях.

8. Юрты и Савинова

На восток от Павды это первое сельцо. Бабиновская дорога сейчас здесь стала бойким пыльным большаком. Когда-то Юрты были одним из центров по обращению вогулов (старое название народов манси) в христианство. Со всеми проявлениями "шатости" у вогулов (то есть нетвердости в вере) в Верхотурском уезде боролись нещадно. Дальше дорога на восток идет по берегу Ляли. Иван Лепехин, живописуя лялинские переборы, сообщал: "В сей реке изобильно ловится редкая и только приморским рекам свойственная рыба, прозываемая таймень, нередки в ней были и нельмы, лини, а в тихих заводях налимы, щуки, окуни, язи, чебаки, пескари, ерши".

9. Верхотурье

Невозможно не позавидовать тем, кто попадает сюда впервые, да еще по старой Бабиновской дороге. Со смесью восторга и страха шагают они по пляшущему над Турой подвесному мосту. Греются на скупом солнышке у терема, который был домом для приема высоких гостей, а теперь - музей. Бродят по тихим улочкам, великодушно прощая Верхотурью и малую его величину, и неухоженность, и бедность. Это их предки шли по царскому указу за Урал возводить деревянный острог, выпрашивая жалованье вперед за три месяца, потому что "без запасу идти невозможно - место новое, дальнее и пустое". Потом соликамские мастера возводили здесь, на берегу Туры, каменный кремль и храмы. В деревнях рядом с Соликамском был особенно почитаем главный верхотурский святой - праведный Симеон, пришедший когда-то на Урал по Бабиновской дороге.

По своему положению на правительственном тракте Верхотурье служило как бы воротами в Сибирь. Здесь была установлена таможня, через которую должен был проходить каждый проезжающий. Государственные чиновники принимали строжайшие меры, дабы пресечь всякую возможность обойти верхотурс кую таможню какими-либо иными дорогами.

Верхотурью уже исполнилось 400 лет. Конечно, в городе есть гостиница, школа, баня, водовод, жилой микрорайон из коттеджей. И все постройки - по индивидуальным проектам, с учетом "почерка" архитекторов прошлого. Но главными достопримечательностями остаются кремль с его многочисленными постройками. Жемчужина среди них - Свято-Троицкий собор, которому уже около трехсот лет. А Крестовоздвиженский собор на территории ныне действующего Николаевского мужского монастыря считается одним из самых грандиозных в России.

Артемий Бабинов справился с постройкой дороги за два года. Сегодня дел не больше, и выполнить их легче, ведь параллельно и под углом к Бабиновке идет множество дорог лесовозных, покосных и прочих. Где-то можно состыковать Бабиновку с ними, чтобы спрямить, укоротить ее. Где не получается стыковка, чуток замостить, прорубить, подсыпать. Ведь не автостраду, не проспект надо сделать, а хоть бы проселок, пригодный для паломников, туристов, рыбаков, для школьников, чтобы лучше помнили историю своей земли.

Заключение

Бабиновская дорога официально существовала до 60-х годов XVIII века, хотя по ней ездили и в последующие годы. Однако ещё раньше её особый статус стал все чаше нарушаться. На Среднем Урале начал складываться горнопромышленный район, вскоре превратившийся в крупнейший во всей России. Было бы нелепым поддерживать с ним связь через Соликамск -- Верхотурье -- Тюмень. Это показала первая же попытка доставить с Каменского завода по Бабиновской дороге в Москву обоз с пушками и снарядами. Выручила Чусовая. Тут уж Строгановым не помогли никакие жалованные грамоты 150-летней давности. Интересы государства требовали того, чтобы уральское железо, чугун и металлические изделия регулярно поступали на рынки Европейской России. А регулярно, значит раз в год, в период весеннего половодья, когда уровень воды в Чусовой резко повышается и скорость течения намного возрастает. Именно в этот короткий период большие гружёные барки могли преодолеть меженные мелкие перекаты и быстро доплыть до Камы, где грузы перегружались на более крупные суда.

После открытия в 1763 году Сибирско-Московского тракта на Екатеринбург дорога утратила своё значение.

Список литературы

1. Бабиновская дорога - путь длиною в 400 лет: научно-популярное издание. Под. ред. Шилова В.В., Бординских Г.А. - Березники, 2004

2. Баньковсий, Л. Соликамские ворота в Сибирь. // "Соликамские вести", 5 декабря, 2007

3. Веревкин Г.И. Бабиновская дорога в книге Даниэля Дефо. // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии. (Материалы Международной научно-практической конференции). Березники, 2003.

4. Корчагин П.А. Бабиновская дорога: историография и новый этап исследования. // Проблемные вопросы истории, культуры, образования, экономики Северного Прикамья: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. - Березники, 2004. - С. 29-31.

5. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-пресс, 2002. 256 с.

6. Макареня А.А., Егорова Г.И. Роль путей сообщения в социально-экономическом и культурном развитии Сибири и ее столицы - Тобольска. Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии. (Материалы Международной научно-практической конференции). Березники, 2007.

7. Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.-Л., 2007. - Т. 1. - С. 305.

8. На государевой дороге: Культурно-исторические очерки / Колл. авт. - Екатеринбург: ИД "Сократ", 2000. - 304 с.

9. Очерки истории и культуры города Верхотурье и Верхотурского края. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. - 288 с. 10. Чирков, Ю. Позвала Бабиновская дорога. Соликамск, 2007






Информация 







© Центральная Научная Библиотека