Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




История промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века

История промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века

20

Оглавление

    • Введение
    • Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX века
    • 1.1 Хозяйственная жизнь Красноярска
    • 1.2 Домашняя промышленность
    • 1.3 Ремесленный труд
    • 1.4 Золотопромышленность
    • 1.5 Развитие капитализма - толчок в развитии промышленности
    • 1.6 Фабричная промышленность
    • Глава 2. Значение транспорта в развитии промышленности
    • 2.1. Московский тракт
    • 2.2. Открытие пароходного движения по Енисею
    • 2.3. Транссибирская железнодорожная магистраль
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложение 1

Введение

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. «История- наставница жизни»,- говорили древние. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

По-разному складывались судьбы российских и сибирских городов в первой половине 19 столетия в условиях острого кризиса феодализма и бурного развития капиталистических отношений. Красноярск оказался среди быстрорастущих городов, став самым крупным из пяти городов Приенисейского края. За 60 лет (к 1861 г.) его население и число дворов увеличилось в 4 раза ( с 1093 до 4560 мужского пола и с 386 до 1375 дворов).

С начала XIX века в Сибирь хлынули российские казенные крестьяне, которым правительство впервые, хотя сравнительно и ненадолго, разрешило свободно переселяться за Урал.

Мощный импульс для своего развития город на Енисее получил с конца 1822 года, став центром Енисейской губернии.

Одной из наиболее острых и актуальных проблем современного общества является развитие российской промышленности. Успешное функционирование любой отрасли невозможно представить без использования исторического опыта.

История промышленного развития провинциальной аграрной губернии представляет особый интерес с точки зрения оценки ее вклада в российскую промышленность в период бурного экономического развития России во второй половине Х1Х века, начало которому положила отмена крепостного права в 1861 г., устранившая препятствия для проявления предпринимательской активности населения во всех сферах экономической деятельности.

Актуальность исследования определяется также необходимостью изучения опыта прошлого, без которого нельзя говорить об успехах современных экономических реформ в России. Без него невозможно объяснить тенденции и перспективы развития нынешних экономических процессов.

Для Енисейской губернии и поныне сохраняют свое значение вопросы создания и успешного функционирования промышленных предприятий, рассчитанных на переработку продуктов сельского хозяйства, так как и тогда, и теперь Красноярский край в значительной мере является аграрным.

Большой интерес представляет исследование социальной структуры дореволюционного промышленного предпринимательства и ее сравнительная характеристика.

Анализ развития промышленности российской провинции позволит более полно рассмотреть вопросы социальной дифференциации различных категорий предпринимателей, определить их отношение к экономическим преобразованиям и определить уровень отношения отдельных социальных групп к ним. А выяснение характера участия различных слоев населения в процессах реформирования страны в прошлом позволит лучше представить и оценить последствия сегодняшних эпохальных преобразований, спрогнозировать их влияние на социальную ситуацию в государственном и региональном масштабе.

Орденоносный Красноярск - крупнейший индустриальный и культурный центр Восточной Сибири - несомненно, заслуживает научного изучения.

Он прошел славный и поучительный путь: в XVII веке это крупный деревянный острог-крепость, видный опорный пункт русского освоения южной Сибири, через столетие это скромный центр сельскохозяйственной округи, ремесла и торговли, на исходе первой четверти XIX века он становится административным центром огромной Енисейской губернии. В конце 30-40-х годов XIX века Красноярск оказывается в центре крупнейшего в мире золотопромышленного района. Это окончательно превращает его в важный узел общесибирских водных и сухопутных коммуникаций, а также в заметный товарно-распределительный пункт.

К концу века Красноярск уже сравнительно крупный для Сибири центр промышленного производства, а значит и место формирования большого отряда рабочего класса.

Таким образом, целью данной работы является изучение промышленного развития города Красноярска во второй половине XIX века. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

1. Описать разные виды промышленности того времени

2. Ознакомиться с различными нововведениями, которые послужили толчком в развитии промышленности города

Глава 1. Промышленное развитие города во второй половине XIX

века

1.1 Хозяйственная жизнь Красноярска

Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, например, красноярцы имели 2145 десятин пашни, 484 десятины сенокосов и 40 десятин садов. В среднем на каждого жителя мужского пола тогда приходилось до двух десятин сельскохозяйственных угодий и около одной головы крупного рогатого скота. Практически у каждого дворовладельца был огород, с которого в 1828 году в среднем получали по два рубля продукции. К 1861 году эти средние показатели уменьшились примерно вдвое, но не за счет сокращения площади сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а за счет увеличения численности населения. 1835 год -- в Красноярске начали выращивать картофель. Каждая семья была обязана заниматься выращиванием картофеля. За невыполнение этого распоряжения виновных ссылали в Белоруссию, на строительство Бобруйской крепости. Ежегодно всю информацию о выращивании картофеля губернатор отсылал в Петербург.

1.2 Домашняя промышленность

Крестьянские промыслы стали питательной средой для зарождения промышленности в губернии. Земледельческий характер экономики, ее удаленность от крупных торгово-промышленных центров обусловили широкое распространение домашней промышленности. Зачастую все - от орудия труда до домашней утвари - изготовлялось самими крестьянами.

Домашняя промышленность - самая ранняя форма промышленного производства, для которой была характерна переработка продукции крестьянского хозяйства для внутреннего потребления.

1.3 Ремесленный труд

В Красноярском округе свыше 40 % крестьянских дворов было занято ремеслами, связанными с деревообработкой. На втором месте стояли извозный промысел и дворничество. Дворничество - промысел, связанный с содержанием постоялых дворов. Затем шли рыболовство -11,2 %; охота - 8,4 %; слесарно-кузнечные промыслы - 3 %, кожевенные - 3%, шерстяные - 1,6 %, ткачество - 0,8 %. Ремесленные занятия горожан по сравнению с 80-и годами 18 века расширились в 2 раза. В городе к 1861 году насчитывались ремесленники 31 специальности. Самыми многочисленными были кузнецы - 41 мастер, 67 подмастерьев и 12 учеников; за ними шли плотники и столяры - 32 мастера, 39 подмастерьев и 6 учеников; сапожники и башмачники - 29 мастеров, 41 подмастерье и 11 учеников; портные - 14 мастеров, 34 подмастерье и 20 учеников; печники - 21 мастер и 10 подмастерье; извозчики- 25 человек, в том числе 8 помощников. Каждый десятый житель Красноярска жил ремеслом. Ремесленный труд был производительнее сельскохозяйственных занятий горожан, но оставался малопродуктивным. Так, по данным городской думы, в 1858 - 1860 годах на каждую душу обоего пола, занятую в городском ремесле, производилось продукции ежегодно на 58 рублей, а в сельском хозяйстве только на 32 рубля.

1.4 Золотопромышленность

Новой отраслью экономики Енисейской губернии крупнотоварного типа стала золотопромышленность. Она требовала значительного начального капитала, специальных знаний, организации работ и снабжения их на мануфактурном уровне. Поэтому, за исключением нескольких местных купцов (И.К. Кузнецов, С.А. Логинов, И.Д. Попов), красноярские «толстосумы» не могли, да и не хотели рисковать своими средствами, довольствуясь прежней неэквивалентной торговлей, ростовщичеством, виноторговлей и подрядами. Ведущую роль в золотопромышленности заняли томичи Асташевы, Горохов и Голубков, а также осевшие в Красноярске «купеческий сын» из Барнаула С.Г. Щеголев, енисейцы Даниловы, выходцы с Урала - екатеринбургские купцы Рязанов, Подсосовы, Казанцев, Крюков, Ярославский почетный гражданин Н.Ф. Мясников с братом и др. Золотопромышленники получали баснословные прибыли, но после выработки наиболее богатых золотых россыпей к концу 50-х годов многие из низ разорились. Спад золотопромышленности болезненно сказался на общем развитии губернского Красноярска, где размещались конторы всех наиболее крупных компаний по добыче золота. Добыча золота велась примитивными хищническими способами: отрабатывались только верхние слои, а нижние сбрасывались в стволы шахт и засыпались пустой породой. Основными орудиями при добыче песка было кайло, лом и лопата, для промывки золота использовался ручной труд. Транспортировка песка производилась тачками. Лишь на крупных приисках для промывки золота использовались приспособления - бутары. В 1870 -х гг. на некоторых приисках внедряются паровые двигатели и шлюзовые устройства. В 40-е годы город стал центром крупнейшего не только общероссийского, но и мирового района золотодобычи, давшего к 1860 году 18,9 тыс. пудов золота, или 75% всего добытого золота Сибири и 53 % в России. Все другие отрасли промышленности губернии остались в это время далеко позади по стоимости продукции и количеству занятых рабочих рук. Впервые промышленная продукция превзошла по стоимости продукцию сельскохозяйственную, но это не означает, что экономика Енисейской губернии стала индустриально-аграрной.

Развитие золотопромышленности оказало огромное влияние на экономику губернии. По количеству вложенных капиталов привлеченных рабочих она занимала первое место. Самый крупный прииск на р. Осиновой принадлежал красноярскому купцу Некрасову.

1.5 Развитие капитализма - толчок в развитии промышленности

Отмена крепостного права в 1861 году дала могучий толчок развитию капиталистических отношений в стране. Распространение капитализма вширь захватывало новые районы, в том числе и Сибирь, вовлекая их в общероссийские исторические процессы. Но развитие капитализма и формирование новой социально-классовой структуры на окраинах шло замедленными темпами. Положение Сибири как колонии в экономическом смысле, многоукладность ее экономики, консервация патриархально-родовых и феодальных общественных отношений у народов Сибири сочетались с такими особенностями региона, как отсутствие помещичьего землевладения, многоземелье, определяющий крестьянский тип сельскохозяйственного производства, казенно-кабинетное землевладение. Несмотря на черты колониальной эксплуатации, экономика Сибири развивалась в поступательном направлении. Оживление торгово-промышленной жизни края вызвало заметный подъем сибирских городов.

Развитие Красноярска последней трети XIX века ознаменовалась рядом новых качественных изменений. Город все более приобретает значение не только административно-культурного центра губернии, но и торгово-промышленного, к которому тяготеет прилегающий округ.

Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию.

Торгово-промышленное развитие Красноярска в пореформенное десятилетия отставало от общероссийских темпов. Сибирь привлекала русский капитал как громадный рынок сырья и сбыта для промышленности центральных областей страны. Российские капиталисты, опасаясь конкуренции сибирских купцов и промышленников, стремились через систему различных мер, в том числе через кредит товарами, ограничить их предпринимательскую деятельность, превратив в посредников по сбыту своих товаров в Сибири.

В «Обзоре Енисейской губернии за 1884 год» говорилось, что Красноярск и другие города губернии не отличаются оживленностью торговой и фабрично-заводской деятельности: «Жители Красноярска занимаются молочной торговлей, в небольших размерах земледелием, преобладающими ремеслами считаются плотничное, кузнечное и сапожное». Доля Красноярска в производстве промышленной продукции в губернии была незначительной. За тридцать лет пореформенного развития она выросла с 8 до 11 %. (Динамику промышленного развития Красноярска в пореформенное время смотрите в приложении 1).

По своей экономической организации городская промышленность имела сложную структуру. В ней были представлены все стадии промышленного производства: домашняя промышленность, ремесло на заказ, мелкотоварное производство, мануфактура и предприятия фабрично-заводского типа.

Со временем заметно расширяется номенклатура ремесел, углубляется их специализация, появляются новые ремесленные профессии: мясники, колбасники, рыбники, меховщики, шубники, овчинники, обойщики, конопатчики, кровельщики. Рост ремесленников в городе выражается в следующих цифрах: в 1863 году-593 человека, в 1890-1424 человек.

Наиболее распространенным в городе было кожевенное ремесло. Оно возникло в 50-х годах, а в 70-х годах объем кожевенного производства возрос до 20 тысяч рублей. В 80-х годах оно давало 20 % всей промышленности продукции города. Преобладали в основном кустарные мастерские, в которых кожи выделывались вручную самими ремесленниками, членами их семей, иногда привлекались наемные работники.

Общая низкая производительность городского ремесла обусловливалась его слабой профессионализацией и широким участием ремесленников в других сферах хозяйства. Поэтому неслучайно цеховые организации к 1960 году имелись только у портных (30 человек) и сапожников (64). Традиционное для Красноярска преобладание ремесел, обрабатывающих в первую очередь животное сырье, обусловило появление именно в этой отрасли городской промышленности предприятий фабрично - мануфактурного типа.

1.6 Фабричная промышленность

В 1860 году фабричная промышленность города состояла из 21 заведения, в том числе девяти кожевен, шести салотопен, пяти мыловарен и одного восокобелильного заведения. Судя по числу работников, только два кожевенных завода, где было занято по 10-12 человек, можно отнести к мануфактуре, а прочие оставались мелкотоварными «домашними заведениями», которые обслуживались главным образом домочадцами ремесленников. Крупное товарное производство в Красноярске еще только складывалось. Так, каждый кожевенный завод вырабатывал в среднем ежегодно до 1,2 тысяч юфтяных и подошвенных кож, а домашняя кожевня - 75-80 кож. Топтание на месте даже самой развитой в городе обрабатывающей промышленности в 30-50 годах объясняется наплывом более дешевых российских товаров и трудностями с квалифицированной рабочей силой, так как многие из мелких и неимущих ремесленников, привлеченные более высокими заработками, предпочитали наниматься на золотые прииски.

В подавляющей массе городские промышленные предприятия основывались на ручном труде. Лишь в 80-х годах появляются заводы, на которых применялись паровые двигатели. Они возникали как своеобразные объединения нескольких предприятий. Такой комплекс представлял чугунно-литейно-механический и лесопильный заводы, принадлежавшие купцу 1 гильдии А.П. Кузнецову. На чугунно-литейном заводе изготовлялась продукция из сырья Абаканского железоделательного завода. В кирпичном здании завода находились литейная и кузница. Работы в них производились ручным способом. Слесарные, токарные и гранильные мастерские располагались в корпусе лесопильного завода, где помещалась паровая машина мощностью 10 лошадиных сил. Гранильные и токарные работы выполнялись с использованием приводного колеса, присоединенного ремнями к паровому двигателю. Этот же двигатель применялся для приведения в действие и лесопильного инструмента, при протяжке леса использовались две лошади. Корпуса завода находились на берегу Енисея, недалеко от городского парка.

В 1881 году в городе началось строительство кирпичного завода и паровой мельницы купцом К. Плотниковым. Паровой двигатель мощностью 10 л.с. использовался одновременно для механической выделки кирпича и помола муки. В июле 1823 года основан Знаменский стеклоделательный завод.

Появление машин означало переход к фабричной стадии капиталистического производства.

Однако этот процесс в Сибири шел медленно, мешала дороговизна машин, отсутствие кредита, недостаток инженерно-технических кадров.

Фабричная промышленность основывалась на капиталах, сколоченных на доходах от золотопромышленности и торгово-ростовщической деятельности. Не случайно владельцы первых фабрик и заводов - Гадаловы, Кузнецовы, Даниловы, Плотниковы - были одновременно золотопромышленниками и купцами.

Существенное место по размерам вложения капитала занимало винокурение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода, в самом городе три водочных завода. Производство вина приносило прибыли винозаводчикам. Доля этой отрасли в общем объеме промышленного производства составляло 70 %.

Глава 2. Значение транспорта в развитии промышленности

2.1 Московский тракт

Одной из причин медленного развития промышленности и торговли в крае было отсутствие разветвленной транспортной системы. Знаменитый великий сибирский путь - Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы Росси до Дальнего Востока, прошёл через Красноярск, за счет этого во много раз ускорилась доставка товаров из европейской России на Восток, активизировалась торговля. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным.

2.2 Открытие пароходного движения по Енисею

Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в пределах города оставалось неудовлетворительным. Современники иронически сравнивали сибирские дороги с «восьмым чудом света». «Море жидкой грязи в распутицу, в сухую погоду пересохшие канавы и кочки, поднимавшиеся на аршин»,- так описывала местная газета дорогу близ Красноярска. Скорость движения по таким дорогам не могла удовлетворять нужд хозяйственного и общественного развития края. Та же газета с возмущением писала о случае, когда обоз с товаром шел из Томска до Красноярска 39 дней.

В этих условиях чрезвычайно важное значение имело открытие пароходного движения по Енисею. Начало ему было положено в 1861 году образованием частной пароходной компании енисейских купцов - А.С. Баландина, И. и А. Кытмановых, С. и И. Калашниковых, Е. и А.Грязновых. В 1863 году на Енисее появился первый пароход «Енисей». Однако первые пароходы курсировали в нижнем течении Енисея, проход к Красноярску преграждали Казачинские пороги, которые считались непроходимыми. Лишь в начале 80-х годов Н. Гадалов приобрел у фирмы «Кнопп» два парохода ( «Москва» и «Дальман») и несколько барж. Пароходы успешно преодолели пороги, и с этого времени началось регулярное пассажирское и грузовое пароходное сообщение между Красноярском, Енисейском и Минусинском. И в 1888 году по Енисею уже ходили шесть пароходов, из них три были Гадаломва.

2.3 Транссибирская железнодорожная магистраль

Развитие пароходства способствовало ослаблению остроты транспортной проблемы, но не могло снять ее окончательно. Решение транспортной проблемы сибирские власти связывали со строительством железной дороги. В 80-е годы в русском обществе широко дебатировались вопросы строительства железной магистрали, соединяющей европейский центр страны и Сибирь. В 1891 году было принято окончательное решение о строительстве дороги одновременно с двух сторон - Челябинске и Владивостока. Строительство дороги шло ускоренными темпами. Этому способствовало широкое привлечение частных капиталов. На железнодорожных подрядах вырастали огромные состояния предпринимателей - А. Данилова, Е. Жеголева.

Основной рабочей силой, занятой на строительстве участка дороги около Красноярска, были арестанты, ссыльнопоселенцы. Положение этой категории рабочих резко отличалось от положения вольнонаемных. Задания для них были более интенсивны, а оплата труда намного ниже, чем у других рабочих. Работы проводились, главным образом, на берегу Енисея по устройству мостовой дамбы.

В конце 1895 года строительство рельсового пути на среднесибирском участке железной дороги, в основном, завершено, а 6 декабря в Красноярск прибыл первый поезд. В следующем году были построены здания железнодорожного вокзала, депо, кузнецы и железнодорожные мастерские. Общая площадь построек превысила 1,5 квадратных версты.

Это имело громадное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны и форм. Новый этап в жизни Красноярска, безусловно связан с проведением через всю Сибирь Великого железнодорожного пути. Рельсовый путь к концу 1895 года пересек Енисейскую губернию с запада на восток. В 1897 году открылось движение пассажирских поездов на линии Новониколаевск (ныне Новосибирск) - Красноярск, а в 1898 году - на линии Красноярск - Иркутск. Она усиливала связь Сибири с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению новых предприятий, увеличению численности населения вообще, рабочего класса в частности.

30 августа 1896 года в Красноярске состоялось торжественная закладка железнодорожного моста через Енисей, руководил ею инженер-механик Е.К. Кнорре. Мост протяженностью около километра был открыт 28 марта 1899 года. Автор проекта моста профессор Московского инженерного училища Л.Д. Проскуряков получил за него золотую медаль на всемирной выставке в Париже.

Постройка рейсового пути имела исключительное значение для более широкого вовлечения края в экономическую жизнь страны, ставших ударным отрядом сибирского пролетариата в классовых боях в годы первой русской революции.

Специфика экономического развития Сибири в пореформенное время во многом способствовала складыванию здесь особого типа буржуазного предпринимательства. В Сибири в этот период не произошло еще окончательного отделения торгового капитала от промышленного, и для сибирского капиталиста было характерно слияние в одном лице купца и промышленника. Подряды, торгово-ростовщическая деятельность, золотопромышленность являлись благотворной почвой, на которой выросли громадные капиталы красноярских предпринимателей - Кузнецовых, Гадаловых, Даниловых, Щеголевых, Хилковых, Ларионовых и др.

Заключение

Красноярск - столица объединённого края. Миллионный город с четырёх вековой историей. Основанный казаками-первопроходцами в начале XVII века, он горел, воевал, отстраивался снова и снова, меняя своё название от Красного Яра, Качинского острога и Новокачинского городка. И стал, наконец, Красноярском - Сибирским оплотом государства Российского.

В 1822 г. была учреждена Енисейская губерния, административным центром которой стал г. Красноярск, обладающий удобным транспортно-географическим положением. К середине XIX в. Енисейская губерния стала крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки», который приходится на 1847 г., в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в России золота. Город Красноярск все более стал приобретать значение торгово-промышленного центра губернии.

Экономическому подъему города способствовал рост населения. Массовое переселение в Сибирь, начавшееся после реформы, затронуло и Енисейскую губернию. За 30 лет с 1863-го по 1893 год население Красноярска выросло с 9997 до 17035 человек. Доля губернского центра в общей сложности городского населения губернии составляла 38-40 процентов. Но Красноярск по численности населения все же уступал таким крупным городам Сибири, как Иркутск, Томск, Омск.

Развитие капитализма изменило социальную структуру населения города. Заметно возрастает доля крестьян-мещан, до 60 процентов. Число мещан с 1863-го по 1888 год увеличилось с 2297 до 5385 человек.

В городской промышленности преобладали обрабатывающие отрасли. При этом ведущее место занимала обработка сельскохозяйственного сырья - мукомольная, лесопильная, винокуренная, салотопленная, мыловаренная, маслобойная, кожевенная. На втором месте находилась обработка минерального сырья - механическая, чугунолитейная, кирпичная. Значительное место по размерам вложения капиталов занимало винокурение. В Красноярском округе в 1882 году было два винокуренных завода.

Одной из причин медленного развития промышленности и торговли в губернии было отсутствие разветвленной транспортной системы. Знаменитый великий сибирский путь - Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы Росси до Дальнего Востока, прошёл через Красноярск. Во много раз ускорилась доставка товаров из европейской России на Восток, активизировалась торговля. Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным.

Проведением на территории губернии в 1895-1897гг. Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги, добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленности.

В последующем в Красноярске как центральном пункте Средне-Сибирской железной дороги были построены депо и главные железнодорожные мастерские в составе вагонного, сборочного, кузнечного, электромеханического и токарного цехов. Мастерские и депо в Красноярске стали самым крупным капиталистическим промышленным предприятием не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. В 1898 году в них было занято 2000 железнодорожных рабочих.

Оживление торгово-экономической жизни повлекло за собой развитие пароходства. За счет этого еще больше активизировалась торговля.

Московский тракт, железная дорога, пароходство дали новый толчок развитию фабрично-заводской промышленности в сибирских городах.

.

Список литературы

1. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII - XIX века). - Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. - 304 с.

2. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. - 240 с., илл.

3. Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей. Красноярск, 1998. - 150 с.

4. Хроленок С.Ф. Золотопромышленность Восточной Сибири. Иркутск, 1990

5. История Красноярского края - http://www.sibterra.ru/aboutkk/detail.php?ID=1076

6. Красноярск. Страницы истории - http://www.ikz.ru/siberianway/krasnoyarsk/19.html

Приложение 1

Динамика промышленного развития Красноярска в пореформенное время

Год

Число предприятий

Количество занятых рабочих

Объем производства, в рублях

1864

20

52

24 000

1876

35

191

140 000

1885

49

333

282 448

1890

27

138

164 420






Информация 







© Центральная Научная Библиотека