Нации и народности в РФ
4
Содержание
Введение
1. История народностей и национальных культурных традиций
2. Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и
Кузбасс
3. Новые направления национальной политики
4. Необходимость учета национального фактора в службе деятельности
милиции
Заключение
Список литературы
Введение
Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.
Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой.
Цель работы:
§ рассмотреть этническую ситуацию в России.
Задачами работы являются:
§ изучить историю народностей и национальных культурных традиций;
§ выделить демографические процессы в России и Кузбассе;
§ проанализировать государственную и региональную национальную политику;
§ определить необходимость учета национального фактора в службе деятельности милиции.
1. История народностей и национальных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государство мно-гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз-вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика пос-ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отноше-нием к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими миро-выми религиями.
Разными путями оказались народы в составе России, при-чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благо-даря стремлению самих этих народов стать под державную за-щиту могущественного российского престола.
Национальная политика царизма, как и любого многонацио-нального по составу государства мира, во многом была ориен-тирована на формирование унитарной политической и социаль-но-экономической инфраструктуры, культурную ассимиляцию ма-лочисленных народов. Были и существенные особенности. В от-личие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жиз-ни, религию и культуру населения. С момента включения в со-став государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, по-лучали равные с российским крестьянством права (статус под-данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по-лучала статус российского дворянства России.
Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уни-чижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче-ние народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера"). Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - С. 64-65.
Интерес представляет и состав российской армии, где сто-летиями существование национальных воинских частей органич-но сочеталось с практикой освобождения от воинской повин-ности сибирских "инородцев" и народов Севера.
В области национальной политики дореволюционная Рос-сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра-зом межнациональное противостояние веками органически со-четалось с вполне зримым тяготением народов к единению.
Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од-нако вражда между собственно народами не стала преоблада-ющей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчез-новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от на-циональной принадлежности.
Дружба, сотрудничество народов России не являются пря-мым результатом политики интернационализма, осуществляе-мой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла-годаря приоритету духовно-нравственных ценностей над мате-риальными, которыми всегда отличалась российская действи-тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов -- это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.
В этом плане можно говорить о формировании на ее терри-тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяю-щего. Можно привести массу примеров самоотверженного слу-жения чести, достоинству и благополучию России представите-лей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно опре-делялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу-жить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.
Современная Россия имеет вполне реальный шанс насле-довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополу-чию и возрождению страны.
Здесь стоит вспомнить и те периоды истории, когда русские не составляли подавляющего большинства населения. И рос-сийская история дает достаточно много ярких примеров.
Стихийные миграционные передвижения русского населе-ния уже с XV в., а особенно со второй половины XVI в. (когда политические обстоятельства переставали им препятствовать), приводили к изменению национального состава страны. В XVI-XVII вв. Русское государство вобрало в себя огромные простран-ства и многие народы. Только в состав сибирской России вош-ли крупные этносы, составляющие национальную мозаику Се-верной Азии: обские угры и северные самодийцы (31,6 тыс.), северные тунгусы (36,2 тыс.), юкагиры и северо-восточные па-леоазиаты с эскимосами (34,7 тыс.). В границах Русского госу-дарства находились также северные тюркоязычные (49,7 тыс.) и монголоязычные (37, 2 тыс.) группы населения, часть манчжуров и южных тунгусов. Некоторые группы населения Сибири в это время откочевали или были насильственно уведены южными соседями в сопредельные районы. Но были и такие группы, которые сознательно приходили на государственные земли и входили в состав государства.
По своим масштабам переселение в Сибирь в XVII в. было настолько массовым, что представляло собой особую страницу не только российской, но и мировой истории. В результате при-соединения к России, ряд сибирских народов попали в условия более развитых феодальных отношений. Переселенец, прежде всего северорусский крестьянин - промышленник и пахарь, пе-ревалив через Урал, конечно, не думал о задачах государства. Само же государство не могло не опираться на переселенца. Для переселенца разгром Сибирского ханства (XVI в.) представ-лялся всего лишь одним из эпизодов вековой борьбы с "тата-рами". А возможность перебраться в Сибирь - делом сложным и многотрудным в освоении новых угодий. В результате миг-рационных перемещений русского населения на вновь осваива-емых им землях прослеживалось его сплошное или локальное расселение. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 23-25.
Образование районов со сложным этническим составом было явлением постоянным и исторически обусловленным на Восточноевропейской равнине, на Урале и в сибирских просто-рах. Определенное влияние на этнические процессы в Запад-ной Сибири оказали города, центры 20 сибирских уездов, много-численные крепости (остроги) и ясачные зимовья, основанные русскими служилыми людьми в процессе присоединения си-бирской территории к России. Русские промышленные люди, жившие менее компактно, сыграли тем не менее огромную роль в освоении обширных пространств Сибири.
Русское население Сибири по своей численности стало пре-обладать над коренным только в конце XVII в. По официальным данным 1710 г., в Сибири насчитывалось в округленных цифрах 314 тыс. русских переселенцев обоего пола, которые на 100 тыс. превосходили местное население. Из переселенцев 248 тыс. проживало в Западной и 66 тыс. - в Восточной Сибири.
Появление русских на огромных просторах Сибири существенно изменило этнографическую карту и этнические процессы в сре-де самого коренного населения. Изменение системы расселе-ния, консолидация бурятских, якутских племен стали возможны только благодаря тому, что прекратились межродовые и меж-племенные столкновения, что были определены границы наро-дов и государств в целом. Стоит отметить очень существенный момент, который не все-гда учитывается историками. Для коренного жителя Сибири лю-бой пришелец, говорящий на русском, или пришедший с рус-скими, рассматривался как русский. Однако миграция за Урал охватила не только русское население. В Сибирь продвинулись народы Поволжья (татары, башкиры, чуваши) и Севера (коми). Сюда же царское правительство высылало группы военноплен-ных (поляков, шведов, литовцев, украинцев и др). Все это спо-собствовало формированию исключительно яркой националь-ной и культурной мозаики населения Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству не только имело огромное значение для дальнейшего социального и эко-номического развития народов этого региона, но и определило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию от границ на западе до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в "евро-азиатское". Двуглавый орел стал символом государственной по-литики, на многие века определив ориентацию государства не только на Запад, но и на Восток.
В историю освоения Сибири XIX век и предреволюционный период XX века вошли особой страничкой. Связано это было с целенаправленной переселенческой политикой Российского го-сударства, не имеющего исторических прецедентов в мировой истории как по масштабам переселения, так и по сложности решаемых управленческих задач.
Освоение и развитие Сибири в прошлом всегда предъявля-ло особые требования к ее жителям. Здесь выжить и успешно работать всегда могли только сильные духом, трудолюбивые люди, умеющие учиться и жить в мире с коренным населением. В те-чение XIX в., с открытием к переселению сначала Амурской и Приморской областей (с 1861 г.), а с 1865 г. и кабинетских земель Алтая (куда входила и южная часть Кузбасса) в Сибирь переселились сотни тысяч крестьян из черноземных губерний. Крестьяне уходили из мест, где в прошлом были сильны крепост-нические пережитки. Продав все свое имущество, проходили ты-сячи километров для того, чтобы на новом месте начать свою жизнь с новой страницы. Не все могли адаптироваться к новым условиям, часть возвращалась. В Сибири оставались только те, кто в течение нескольких лет, отработав по найму у старожилов, могли поднять свое хозяйство.
Межнациональные отношения в предреволю-ционный период были далеко не гармоничными, что и сказалось на раскладке социальных сил в гражданской войне. Во многом основными причинами межнациональных конфликтов являлась слабость государственных структур в Сибири, не способных взять под полный контроль социально-экономические процессы и хищ-ническую деятельность представителей крупного капитала.
Стоит особо отметить, что многие современные проблемы развития капиталистических отношений как в Сибири, так и в Кузбассе, имеют прямые аналогии с дореволюционным перио-дом. История нас учит, чем это в конечном счете завершилось. Сибиряки, несмотря на высокий уровень благосостояния (в срав-нении с крестьянами европейской части России), активно при-нимали участие в революционном движении начала XX в. Одна-ко и не поддержали программ сепаратистов, направленных на раскол Российского государства.
Еще один урок истории заключается в том, что грамотная миграционная политика определяет социально-экономическое развитие региона. В результате столыпинских реформ начала XX века только чуть более половины русского этноса сохрани-лось на своей этнической территории. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Поволжье, Кавказе, Урале проживало 44,6% русских. Незначительная часть - за пределами России. В целом в Рос-сии, по данным переписи 1897г., русский язык назвали родным 47% населения, на другие языки приходилось: 19 процентов - украинский, 5% - белорусский, остальные языки считал родным меньший процент населения. Вместе с украинцами и белору-сами русские составляли 71% населения России. Именно бла-годаря миграции десятков народов, при преобладающей роли русских переселенцев, Сибирь к началу XX в. окончательно пре-вратилась из колонизуемой сырьевой окраины в один из наибо-лее динамично развивающихся регионов России.
Значение сырьевых ресурсов Сибири для мировой эконо-мики уже определилось в XIX - начале XX вв. Однако значимость нашего региона несоизмеримо возросла в годы советской вла-сти, определившей курс на индустриализацию Кузбасса и его активное включение в программы социально-экономического развития страны. Каждый регион Сибири имеет свои территориальные осо-бенности, характеризующиеся различными природно-климати-ческими условиями и национальной спецификой проживающе-го населения. Кузбасс отличается тем, что является наиболее населенным, урбанизированным и промышленно развитым райо-ном. Для него характерен исключительно сложный этнический состав и во многом драматичная история формирования судеб его жителей. Фактически история Кузбасса как региона, во мно-гом определяющего судьбы России, началась в послереволюцион-ный период. Сочетание этих факторов влияет на состояние и развитие народов Кузбасса, накладывает специфический отпе-чаток на национально-культурную сферу жизни людей. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 26-27.
С Октябрьской революции и гражданской войны в нашем регионе начался качественно новый этап развития. Руководство страны взяло курс на индустриализацию, создание второй пос-ле Донбасса угольно-металлургической базы. Идея В. И. Лени-на о связи уральского металла и кузнецкого угля нашла свое практическое применение в создании Урало-Кузнецкого комби-ната. Повышенный интерес к кузнецкому углю проявился в годы первых пятилеток. Здесь планировалось построить десятки шахт, заводов, фабрик.
В 20-е годы XX века основным источником рабочего класса Кузбасса явля-лось сибирское крестьянство. Более 66 тыс. человек выехало в то время из деревень на строительство индустриальных объек-тов. Незначительное пополнение рабочего класса Кузбасса в эти годы проходило за счет организационного набора (оргнабора) и партийно-комсомольского призыва, оставшегося во многом без ответа. Так, для развернутого строительства шахт и заводов в одном только г. Кемерово необходимо было 180 тыс. рабочих. В реальности насчитывалось лишь 30 тыс. человек. Планы пер-вой пятилетки в Кузбассе находились под угрозой срыва, так как численность населения у нас к 20-м годам составляла всего 200 тыс. человек. Решить кадровую проблему своими силами реги-он не смог.
Если в начале 20-х годов на территории Кузбасса прожива-ло около 200 тыс. человек, то в конце 30-х годов насчитывалось уже более одного миллиона. В конце 20-30 гг. в Кузбасс пошел огромный поток спецконтин-гента - раскулаченных, депортированных, осужденных по 58 ста-тье. Раскулаченных крестьян семьями (более 600 тыс. чел. - в среднем по 5 чел. в семье) свозили сюда из соседних террито-рий - Алтая, Томской, Новосибирской областей и т. д. Предста-вителей депортированных народов (немцев, поляков, жителей Прибалтики) вывозили из европейской части России.
Национальный состав Кузбасса пополнился и в послевоен-ный период крымскими татарами, народами Северного Кавказа, украинцами, народами прибалтийских государств. В большин-стве своем после освобождения со спецпоселения эти люди оставались жить в Кузбассе. Их трагические судьбы помогли создать особый тип межнациональных отношений. Для них было характерно настороженное отношение к политике центра, взаи-моуважение, чувство локтя, взаимовыручка, сочувствие, умение со-переживать и многие другие качества, которых порой так не достает современному молодому поколению. Не только слож-ные климатические условия, но и единство судеб кузбассовцев помогли воспитать в нашем народе чувство межнациональной и религиозной терпимости, теплоты и доверия друг другу, чувство достоинства и гордости за Кузбасс.
2. Глобальные демографические и экономические процессы.
Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится на начальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре-гиона связана тысячами нитей с экономикой не только сопре-дельных областей, стран СНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связь обуславливает то, что изменения в мировой экономи-ке, политике, социальные и национальные потрясения объектив-но влияют, а в ближайшее десятилетие будут еще больше вли-ять на жизнь людей.
Сен-тябрьские события в США и целый ряд трагедий, которые пере-жила Российская Федерация, когда в результате национализма, сепаратизма, террористических актов страна потеряла десятки тысяч жизней, когда сотни тысяч превратились в мигрантов, те-ряя дома и имущество, не являлись неожиданными для серьез-ных аналитиков. Это события одного порядка. И спровоцирова-ны они демографическими и политическими процессами.
Человечество стоит на пороге исключительно сложных стратегических задач, пути разрешения которых во многом не ясны и спорны. Уже в конце 70-80-х гг. ведущие ученые мира начали бить тревогу о том, что гигантские социальные и политические изменения последних десятилетий XX в. кардинально преобра-жают мир в целом. Социальная общность десятков стран мира начала распа-даться. Распад проявляется в разных формах: политических кри-зисах и сменах правительств, форм государственных устройств и политических режимов, смене идеологий, банкротствах круп-ных монополий, выступлениях "антиглобалистов" и создании международных террористических организаций. Отчасти это - результат исключительно высоких темпов экономического рос-та европейских стран и США. Отчасти - переориентации десят-ков наций мира на самоопределение и самостоятельность в попытке достичь более высокого уровня. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - С. 214.
Россияне столкнулись с этой проблемой в 90-х гг. XX в. Распад Советского Союза и образование Содружества Незави-симых Государств (СНГ), несомненно, явление мирового поряд-ка, спровоцировавшее углубление мирового кризиса. На ги-гантском пространстве, охватывающем территории бывших стран социалистического лагеря, произошло изменение форм государственного устройства и политических режимов. Произо-шел раскол постсоветского общества по имущественным, идео-логическим и мировоззренческим позициям. Укрепились пози-ции мировых религий и национальных движений, преобразую-щих повседневную жизнь десятков миллионов жителей не менее активно, чем экономическая, политическая, культурная экспансия стран Европы и США. Россия впервые столкнулась с демографической пробле-мой. Россия имеет самую низкую рождаемость (8,6%), уступая только Японии и Армении. В результате за время реформ Рос-сия потеряла более 5 миллионов человек.
Демографические процессы, уг-лубление бедности, социальные взрывы спровоцировали мощ-ные миграционные процессы. Мир стронулся, как в эпоху "Великого переселения народов". В настоящее время количе-ство беженцев и перемещенных лиц в мире больше, чем во вре-мя Второй Мировой войны. Этот процесс уже охватил Россию. По экспертным оценкам специалистов Института социально-эко-номических проблем народонаселения РАН, нелегальная миграция в стране в 2002 г. составляла примерно 9,5 млн. человек. За последние годы эти процессы взяты под контроль госу-дарства, миграция вошла в нормальное русло и стала больше определяться факторами экономического порядка.
Как обстоит демографическая ситуация в Сибири и Кузбас-се? Впервые за последние три столетия население Сибири пе-рестало прирастать. В Кузбассе, благодаря принятым мерам за последние пять лет по подъему экономики и социальным про-граммам, удалось стабилизировать численный состав населения (2002 г. - 2940,5 тыс. человек). За прошедшее десятилетие самоотверженным трудом кузбассовцев сделано исключительно много. И в это же время отрицательные демографические тенден-ции серьезно повлияли на возрастную структуру населения об-ласти. Оно, вне зависимости от его этнического состава, стре-мительно стареет. Средняя продолжительность жизни состав-ляет 62,8 лет (мужчин - 56,6 лет). Преломить этот процесс вплоть до настоящего времени органам власти не удается. Ситуация остается стабильной только благодаря миграционному прирос-ту, переселению людей из бывших республик Средней Азии и Кавказа. За последние два года в области осталось 23 тыс. миг-рантов.
К сожалению, впервые в истории негативные демографи-ческие процессы охватили районы проживания малочисленного коренного населения Кемеровской области, как шорцев, так и телеутов. Согласно Постановлению Совета Министров Прави-тельства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 997, у нас определен перечень таких районов. Они охватывают всего 32 населенных пункта из 1399 по области и входят в 8 из 34 районов. Насколько глубоко зашли эти процессы, до подведе-ния итогов переписи 2002 г. сказать сложно. Связано это с не-совершенством муниципальной статистики и тем, что националь-ность не фиксируется в паспорте. Администрации городов и районов не обладают точной информацией о количестве шор-цев по населенным пунктам и районам. По результатам научных исследований, охвативших только сельские администрации Таштагольского района, относительно стабильная ситуация сохраняется в отдаленных поселках, население которых сохра-няет традиционный уклад жизни.
3. Новые направления национальной политики
Концепции национальной политики правительства Российской Федерации определяет:
§ сохранение целостности Российской Федерации;
§ равенство прав и свобод человека и гражданина незави-симо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
§ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
§ право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться национальным языком, сохранять и развивать национальную культуру, традиции, обычаи;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности.
Последнее российское десятилетие наглядно отражает и новые проблемы. Связаны они с появлением политических сил как внутри страны, так и за ее пределами, заинтересованных в дестабилизации обстановки, отказе от формирующегося курса развития, построения гражданского общества и правового госу-дарства. Достаточно часто разыгрывается национальная карта, направленная на выработку платформы сепаратизма, разжига-ние межнациональной розни и религиозного противостояния. Сегодня реальной угрозой в России, как и в мире, становятся терроризм и экстремизм, маскирующийся в религиозные одеж-ды. В этих условиях политически неверно сводить возникающие проблемы исключительно к материальным. Они уходят и в ду-ховную сферу. Относиться к этому следует серьезно.
В международной практике безусловно успешными оказа-лись те народы, чья самоорганизация осуществлялась на основе национальных ценностей. Яркий пример - Великобритания, Франция, Германия, государства Юго-Восточной Азии. Там, где приоритетной была политика размывания национальной специ-фики и формирования общества на основе ценностей, предла-гаемых всей мощью государства, неизбежно возникало межэтни-ческое противостояние. Россия не стала исключением. Именно игнорирование национальных проблем в течение последнего столетия во многом способствовало распаду СССР. В результа-те и сформировались особенности современного состояния России. К ним можно отнести стремление национальных элит к национальной самореализации, настороженное отношение граж-дан к власти, проблемы в межличностных отношениях, неразрывно связанные и вытекающие из системы национального образова-ния, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и национальной культуры в целом.
При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из чет-кого осознания того, что власть не должна делать никакого раз-личия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обя-занности. Только при соблюдении этого условия возможно фор-мирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по соста-ву регионе. Исключением в этом отношении являются только представители коренных малочисленных народов (шорцы - около 10 тыс., телеуты - около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством име-ющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальной поли-тики в наступившем столетии выражается в отказе от представ-ления о том, что она имеет второстепенный характер, размы-вается в повседневных проблемах общего социального бла-гоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонационально-го региона возможно только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Это положение становится приори-тетным. Региональная национальная политика должна способ-ствовать укреплению внутренней безопасности региона.
Определенные в октябре 1990 г. на I Областной конферен-ции национальных обществ и представителей национальностей Кузбасса курс национальной политики, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, был направлен в первую очередь на сохранение национального своеобразия области и развитие национальных культур.
В связи с этим органами законодательной и исполнительной власти Кемеровской области и были сформированы основ-ные направления региональной национальной политики:
§ соблюдение конституционных прав национальных групп;
§ оказание поддержки развитию национальных культур, языка;
§ распространение влияния национально-культурного дви-жения на все национальные диаспоры и этнические группы;
§ подготовка национальных кадров;
§ содействие экономическому развитию национальных пред-приятий;
§ создание рабочих мест в национальных районах;
§ предупреждение возможных межэтнических конфликтов, очагов межнациональной напряженности. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - С. 35-36.
Можно констатировать, что в области сформировалась до-статочно устойчивая тенденция распространения влияния национально-культурного движения на большую часть крупных национальных диаспор и этнических групп.
Наиболее серьезным достижением Администрации Кемеров-ской области, общественных организаций, жителей Кузбасса в последние годы стало то, что при наметившихся темпах эконо-мического роста район избежал конфликтов на национальной почве, обычных при проведении социально-экономических и политических реформ. Для области в настоящее время не ха-рактерна активизация деятельности экстремистских нацио-налистических организаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместного проживания на земле Кузнец-кой десятков народов, тот исторический путь, который прошла область за 60 лет.
В то же время политические, демографические и социально-экономические процессы диктуют поиск новых направлений в решении возникающих проблем.
Необходимость поиска ответов диктует резко меняющаяся социальная и политическая обстановка в Кузбассе. Кемеровская область имеет существенные преимущества по сравнению с со-седями. Развитая промышленность, богатые сырьевые ресурсы создают основу для устойчивого развития и перспективы роста числа рабочих мест как для населения области, так и для миг-рантов. Именно это привело к тому, что при сокращении рождае-мости, повышении смертности, проблемах занятости, оттоке час-ти населения в европейскую часть России и в зарубежные страны область сохраняет относительно стабильную численность городского населения.
Как и соседние регионы Сибири, Кузбасс привлекателен для представителей целого ряда народов стран СНГ, Северного Ки-тая и Юго-Восточной Азии. Учитывая современную демографи-ческую обстановку (устойчивый рост) и более низкий уровень жизни населения регионов, эти тенденции устойчивы. Менее развитые в индустриальном отношении регионы Сибири приня-ли первую волну мигрантов. Кузбасс в ближайшие десятилетия примет следующие.
Можно ожидать, что доля представительства народов Рос-сии и СНГ в составе населения области будет меняться. Срав-нивая статистические данные 2002 г. по представителям наро-дов Кавказа, зарегистрированных на территории Кемеровской области, с результатами переписи 1989 г., можно сделать вывод, что прирост населения только по этой группе составил около 5 тыс. человек. Исключительно высокие темпы прироста дают диаспоры выходцев из Средней Азии, республик, традиционно отличающихся высокими показателями рождаемости. В настоя-щее время по данным УПВС ГУВД КО по Кемеровской области уже зарегистрировано 3513 выходцев из Казахстана, 1515 - из Узбекистана, 1885 - из Киргизии. К притоку мигрантов надо от-носиться спокойно. Однако в связи с этим возникает задача сохранения национального мира и нейтрализации возможных межэтнических конфликтов, обычных при разграничении сфер экономической деятельности. Процесс этот неизбежен.
4. Необходимость учета национального фактора
в службе деятельности милиции
Интенсивная миграция приводит к формированию национальных диаспор, изменению этнического состава населения. К наиболее многочисленным диаспорам относятся китайская, афганская и вьетнамская; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном, наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность.
По некоторым оценкам, представителями азербайджанской, ар-мянской, грузинской и ряда других диа-спор, локализующихся на территории России, ежегодно за рубеж перечисляют-ся денежные доходы, в полтора-три раза превышающие бюджет стран их исхода. В то же время большая часть мигрантов относится к категории малообеспечен-ных, не защищенных в социальном и пра-вовом отношении, а потому находящихся в стрессовом состоянии людей, в связи с чем они составляют устойчивый источник пополнения этноорганизованных крими-нальных группировок.
Незаконно прибы-вающие в Россию мигранты, как правило, занимаются нелегальной, уголовно нака-зуемой деятельностью. По данным МВД РФ, рост общего числа ежегодных пре-ступлений, совершаемых негражданами, по России составил с 308 в 1991 г. до 40 570 в 2003 г. Сибирский федеральный округ (СФО) - один из наиболее сложных суперрегионов России. Так, если в целом по стране рост миграционной преступнос-ти составил 9,6 %, то в субъектах РФ на территории Сибирского суперрегиона -19,7 %. При этом отмечается высокая латентность преступлений, совершенных мигрантами. Собольников В. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. - 2005. - № 8. - С. 39-40.
Особая криминальная активность зафик-сирована со стороны транснациональных преступных сообществ (китайские триа-ды), этнокриминальных и трансграничных группировок. Криминальные мигранты на территории СФО устанавливают устойчи-вые связи с региональной российской организованной преступностью, что в принципе соответствует общей тенденции криминальной глобализации обществен-ных отношений в мире. Ярко выраженная криминальная субкультура, которой проти-востоят общепринятые ценностные ори-ентации, стереотипы мышления и поведе-ния, мировоззрение российского общест-ва, превращают криминальную миграцию в своего рода антисистему.
Особенно опасным становится ее "культурный" ас-пект, имеющий глубинный по своим по-следствиям негативный характер воздей-ствия на общество и государство.
Это принципиально новое антисоциаль-ное явление. Транснациональные пре-ступные сообщества, этнокриминальные, трансграничные группировки и преступ-ные региональные образования в СФО представляют собой иерархические орга-низации с жестко централизованным принципом управления. Их "сильной сто-роной" являются: жесткая дисциплина, высокая управляемость, эффективная си-стема защиты и устойчивые каналы полу-чения прибыли. К числу "слабых сторон" такой организации можно отнести отсут-ствие обратной связи как по горизонтали, так и по вертикали; низкий уровень про-гноза развития ситуации и неспособность к генерации задач; слабая адаптивность к новым условиям; отсутствие резерва для замены лидеров, а также возможностей для маневра ресурсами и средствами.
Очевидно, начальный этап их деятельно-сти характеризовался попытками раздела сфер криминального воздействия и коор-динации своих действий. По некоторым данным, в настоящее время складывается структура координированного управления системой этноорганизованных и транс-граничных преступных группировок, транснациональных сообществ и отдель-ных представителей региональной рос-сийской преступности. Последние, рас-пространяя влияние за рубежом, приобре-тают системообразующий и видовой при-знак миграционной преступности. При этом начинают выполнять работу по орга-низации, координации, целенаправленно-му воздействию на условия, способствую-щие усилению криминальной миграции и достижению поставленных целей. На этом этапе формируется организованная миг-рационная преступность, представляющая собой систему с децентрализованным принципом управления. Такие системы устойчиво функционируют в любых, но не экстремальных условиях. Инициативность, способность к самоорганизации, гибкость элементов структуры и т. д. обеспечивают на определенном этапе развития высо-кую эффективность преступной деятель-ности. Вместе с тем низкая управляе-мость такой организации, неспособность к систематическому и полному анализу ситуации, превалирование индивидуаль-ного компонента и т.д. обусловливают дальнейшую трансформацию организо-ванной миграционной преступности.
Она может пойти по пути как жесткой структуризации, так и альтернативного построения структур с высокими адаптив-ными возможностями, способных опера-тивно перестраиваться.
Анализ состояния и тенденций развития миграционной преступности позволяет го-ворить о ней как о сложившейся антисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов ее криминологического предупреждения.
Система предупреждения миграционной преступности должна строиться с учетом угроз безопасности России. Очевидно, в своей основе эти угрозы не носят военно-го характера. К числу наиболее опасных факторов следует отнести:
а) увеличение потока незаконной миграции (китайцев, афганцев и представителей других азиат-ских государств);
б) незаконное переме-щение через границу наркотиков, оружия, "живого" товара и т.д.;
в) резкую активи-зацию криминальной миграции (трансна-циональная и трансграничная преступнос-ти, этноорганизованные группы и т.д.);
г) все более широкое вовлечение терро-ристическими группировками мигрантов в свою деятельность;
д) рост масштабов незаконного промысла и вывоза биоре-сурсов и т.д.
Анализ состояния миграционной пре-ступности, в том числе на территории СФО, убеждает, что существующая систе-ма нейтрализации этих угроз малоэффек-тивна. На примере Сибирского региона можно выделить ряд наиболее актуаль-ных направлений по предупреждению миграционной преступности, в частности:
а) разработку концепции и правовой по-литики;
б) координацию в пределах феде-рального округа деятельности правоохра-нительных органов;
в) организацию взаи-модействия федеральных органов испол-нительной власти, осуществляющих защи-ту и охрану экономических и иных интересов России, с территориальными органа-ми;
г) поддержание взаимодействия по предупреждению миграционной преступ-ности с полномочным представителем Президента РФ в СФО и органами власти.
К числу неотложных задач на федераль-ном уровне следует отнести разработку законов по противодействию криминаль-ным угрозам и упрочнению внутренней безопасности общества - федеральных законов о борьбе с миграционной пре-ступностью, о предупреждении легализа-ции доходов, полученных преступными способами, об ответственности за неза-конные трансфертные операции и т.д.
Заключение
Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со-существование народов возможно. Изменение национально-го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт-нической напряженности. Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем. Многонацио-нальный состав европейских и американских городов при раз-витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред-принимательства, городской инфраструктуры, городской культу-ры, пополнения бюджетов городов и регионов.
Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду-преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль-ной глобализации мира неизмеримо возрастает.
Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали-зация стимулирует международные пере-мещения, а с другой - обусловливает ин-тенсивную криминализацию обществен-ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.
По экспертным оцен-кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу-тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира.
В поиске путей и подходов в реализации курса региональ-ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив-но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. В течение десятилетий в Рос-сии отсутствовала система подготовки кадров в области на-циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан-ностей.
Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь-ко чет-кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста-новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.
Список литературы
1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: ФОРУМ, 2004.
2. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово, 2003. - 160 с.
3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия, 2000. - 302 с.
4. Собольников В. Миграционная преступность и её предупреждение // Законность. - 2005. - № 8. - С. 39-40.