Проблема этногенеза восточных славян
Реферат
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.
Содежание:
1.Введение.
2.Особенности славянского расселения.
3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.
4. Образование Древнерусского государства.
5. Список используемой литературы:
1.Введение
Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос-ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.
Образование древнерусского государства -- одна из наиболее важ-ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова-телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», постав-ленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из веч-ных вопросов нашей истории.
Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она оста-ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси--Рос-сии--бывшего СССР.
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един-ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языко-вую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина -- Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.
В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя-ется праславянская группировка. Во II--IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге го-тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими обра-зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида-ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов'.
Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова-нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо-знания, без которого невозможно существование этнической общнос-ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо-минали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы -- склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV--V вв. праславяне разделились на три группы: венеды -- на западе, склавины -- на юге, анты -- на востоке
Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., сущест-венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV--V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).
В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла-вяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V--VI вв. они фиксируются (и археологически, и письмен-ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско-го моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.
Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за-паздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»
Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII-- IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского пра-вобережья, тиверцы и уличи -- Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи -- днепровское левобе-режье, вятичи -- бассейн верхнего течения Оки, кривичи -- верховья [непра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене -- территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, бе-рета Чудского озера и Ильмень-озера.
2.Особенности славянского расселения:
освоение громадной территории Восточной Европы;
удаленность от основных очагов цивилизации;
* соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;
сохранение в местах своего обитания местного населения, в пер-вую очередь угро-финских племен;
перманентный характер славянской колонизации;
ассимиляция части угро-финских и балтских племен.
В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за-кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ-ности. Особенности расселения влияли на становление государствен-ности, характер социально-экономического и политического строя.
Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между "Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийское море -- со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.
А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.
Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев-никами и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазар-ским каганатом.
В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас-тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом -- Хазарским каганатом. История появления его такова.
С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об-разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона-чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно-морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по-литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славян-ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент-рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат-ским миром.
Духовную основу государства составляло язычество, но постепен-но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи-анство, а под давлением Арабского халифата -- мусульманство. Пере-селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим -- с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.
История противостояния Руси и Хазарского каганата -- сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при-нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.
Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни-чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного
дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.
Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.
Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.
Как жили восточные славяне? Основным их занятием было зем-леделие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господство-вала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община -- «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыбо-ловством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной дея-тельности стало входить скотоводство.
Общественная структура у восточных славян в VIII--IX вв. стро-илась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвобод-ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация сопле-менников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени -- князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени реша-лись на народных собраниях -- вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди -- наиболее смелые и удачливые воины, вставав-шие во главе дружин, появившихся уже в VII в.
Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, ви-зантийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Му-сульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне -- народ столь мо-гущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.
Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племена-ми, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста-новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII--IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие при-знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня-зьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внеш-ней политики, управления, суда, религии.
Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь -- совет старейшин -- народное собрание» решающее слово оставалось за последним.
Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым -- южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.
3.Споры о происхождении Русской княжеской династии
По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря -- норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.
Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.
Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточ-но- Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, при-вали княжить на своих землях трех варяжских князей -- братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862--879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.
Вторая группа исследователей не признает норманнского проис-хождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их сла-вянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхож-дении.
Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новго-род, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славян-ские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призва-ли варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологи-ческие, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос -- создали ли они российскую государственность?
На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать на-грабленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жите-лей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государст-венность отсутствовала.
Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в суще-ство споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы - это, видимо, особое этнообразование шведского или северо-германского происхождения. Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапо-ги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы, одеты в короткие куртки, каф-таны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».
Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, се-кирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее», а сла-вяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из сканди-навского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».
4.Образование Древнерусского государства.
Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объединенного государства.
Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолго до варягов и независимо от них.
Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью и образовали вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.
Если на севере восточнославянские племена приходили в соприкосновение с скандинавами, то на юге -- с хазарами. Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII в. послужило толчком к созданию крупного племенного объединения во главе с полянами. Его безопасность, обеспечивалась военного мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. В иностранных источниках Киев называли Самватос, как именовали его хазары. Кстати, в древности он пользовался гораздо меньшей известностью, чем Новгород. Хазары не придавали ему особого значения, и постепенно он ославянился1.
В исследовании В.В, Пузанова находим утверждение, что на земли вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. «После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань на северян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался к ним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после ут-верждения в ней Олега»2.
() хазарском влиянии в этих землях свидетельствует и тот факт,
что первые Рюриковичи именовали себя «хаканами», т.е. еще до Рю-
риковичей киевские князья приняли тюркский титул «хакан»
(каган) -- титул главы Хазарского каганата, соответствующий евро-
пейскому титулу императора.
Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписы-вается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе - Великоморавского княжества, Чешского и Поль-ского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.
4.Список используемой литературы:
1. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ист-археол. Очерки. Л.,1985
2. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994 С.92
3.Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности //История России. Народ и власть. СПб., 1997. С.6
4.Новосильцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.