Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Революция языка и этногенез

Революция языка и этногенез

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Этногенез (этническая история) - наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

В этнографии различают два исторических типа этногенеза:

- этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей;

- этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, арабского мира, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).

Этногенез не является однородным и равномерно идущим процессом. Необходимо учитывать неравномерное и сложное его развитие по основным его составляющим: культурная, языковая, генетическая, институциональная и территориальная.

При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук -- этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания. Именно на стыке двух наук - сравнительного языкознания и этногенеза лежит решение выведенной в название настоящего реферата темы.

Определим цель настоящего реферата: на основании современных теорий этногенеза и сравнительного языкознания выделить связь революции языка и этногенеза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как уже было сказано выше, этногенез - это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов -- консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

В процессе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание -- автоэтноним (например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советский народ», или современные украинцы, чья идентичность определяется государственной принадлежностью к гражданству Украины, в отличие от наций, где идентичность определяется этнической составляющей.).

В этнографии различают два исторических типа этногенеза:

- этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей;

- этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, арабского мира, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).

Этногенез не является однородным и равномерно идущим процессом. Необходимо учитывать неравномерное и сложное его развитие по основным его составляющим: культурная, языковая, генетическая, институциональная и территориальная. Отличие хотя бы в одной из составляющих позволяет ставить вопрос о процессах трансформации или разделения этноса, то есть об этногенезе.

Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе Этногенез и биосфера Земли. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре - до нашей эры и пять - за последние два тысячелетия.

Этногенезе по Гумилеву - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.

В пику работам Льва Гумилева выступил Д. Тойнби. Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов (этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» из окружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный «ответ» таким вызовам.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить, только начиная с эпохи неолита, когда окончательно сформировались племенные отношения.

Если исходить из гипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей они расселились по новым территориям. Поскольку этот процесс расселения занял тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению, как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объясняется многочисленностью и разнообразным характером проявления различных расообразующих факторов. К числу наиболее важных факторов следует отнести влияние географической среды. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генетических признаков. Третий важный фактор расогенеза - социальная изоляция.

Антропологические процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы.

Дадим краткое определения понятию язык - язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой глав-ное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназ-начен. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека. Речевое общение во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Историей языка занимается сравнительно-историческое языкознание -- область лингвистики, посвященная, прежде всего родству языков, которое понимается как факт происхождения от общего праязыка. Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Именно эта область лингвистики занимается этногенезом языка.

Остановимся подробнее об одной из первых революций в истории человека - революцией языка. Под революцией языка понимают стихийно возникшую в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речи. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощью знания.

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления проводятся только на синхронном уровне, т.е. невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социальные, семейные отношения. Определим несколько общих положений к которым пришла современная наука.

Исходные популяции были малочисленными, эндогамны и относительно оседлы, т.е. имели обширную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительна, и она периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичны, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.

Первичные языки охватывали, скорее всего, несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено.

Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Процессы интеграции антропологических признаков, культуры и языка одной популяции с группой других популяций происходили в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктом расообразования.

Однако возникновение и развитие процессов этногенеза и расообразования были бы невозможны без антропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей позволяют сделать вывод, что первые люди появились около 1 млн. лет назад. Кости таких живых существ найдены на востоке и юге Африканского континента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекантропы, жившие в раннем палеолите, и неандертальцы. Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьенца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьенцев существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей. Эта эпоха позднего палеолита характеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток имевших ритуальное и магическое значение.

Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века - начала истории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людей одним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становились хранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говоря современным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд, сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фонд палеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древних людей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средством стала документальная фиксация информации.

В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса.

Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков обычно означает родство носителей этих языков. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков. Среди обстоятельств и причин, предопределяющих победу одного языка над другим, решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этических общностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы развития языка и процессы этногенеза, несомненно, связаны. Именно язык является одним из связующих звеньев в процессе образования единого этноса. Революция языка, которая началась в эпоху палеолита и представляла собой стихийно возникшую в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речи.

Именно появление языка, по мнению некоторых ученых, послужило одним из краеугольных камней в процессе сложения этнических общностей. В настоящее время учеными считается доказанными факт существования протоязыка, а лингвистическая классификация народов мира основана на принципе близости языков (когда усматривается наличие общих черт и регулярных соответствий на разных языковых уровнях у языков, происшедших от одного языка-основы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы пришли к некоторым общим выводам:

- этногенез (этническая история) - наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп;

- если исходить из гипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. Это приводило к изменению, как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков;

- антропологические процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы;

- язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Речевая деятельность, связанная с использованием языка, одна из важнейших в жизни человека;

- под революцией языка понимают стихийно возникшую в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речи. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы развития языка и процессы этногенеза, несомненно, связаны. Именно язык является одним из связующих звеньев в процессе образования единого этноса. Именно появление языка, по мнению некоторых ученых, послужило одним из краеугольных камней в процессе сложения этнических общностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: АкадемКнига, 2005. - 359 с.

2. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты: Учеб. пособие для студентов. -- М.: Высшая школа, 2003. - 316 с.

3. Савельев А. Этнополитика: от теории к практике // Вестник аналитики. - 2001. - № 6. - С. 16-37.

4. wikipedia.org






Информация 







© Центральная Научная Библиотека