Русские обереги
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ ОБЕРЕГИ»
2008
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Творческий проект «Русские обереги»
участники проекта: студенты группы ТШ-71
руководитель: Куприянова Инна Владимировна, преподаватель дисциплины «Флористика и бумагопластика» (факультатив)
Цель проекта:
· познакомить студентов с одним из явлений русского народного искусства - оберегом.
Задачи проекта:
· закрепить знания о символах и древних образах;
· развивать творческий потенциал студентов;
· воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
План выполнения проекта
1. Изучение русских оберегов, их значении в жизни русских крестьян
2. Изготовление оберегов
3. Презентация проекта
Тема «Обереги» меня очень давно заинтересовала. Как - то давно мы с мамой были на выставке картин на ВВЦ (Всероссийский Выставочный Центр) и там я увидела этих смешных и забавных домовых. Мы долго стояли рядом с витриной и рассматривали поделки. Это были различные венички, плетени, ложки, косички, лапоточки, домовята. Каждый оберег был не похож друг на друга, но в тоже время у каждой работы был свой характер, своя душа, в этих работах было столько тепла и добра. Особенно меня поразило из чего, они были сделаны. Это были различные злаки, зерна, шишки, травы, сухие цветы, ягоды, грибы (из соленого теста), семечки, кора и веточки деревьев, различная тесьма, лоскутки ткани и т.д. Казалось ничего особенного, но в тоже время хотелось их взять в руки и смотреть на них и смотреть.
Поэтому мне бы хотелось познакомить других с оберегами - домовушками, потому что люди верили, что в каждом живет домовой, которого надо задабривать, иначе он сердится и вредит обитателям дома.
Цели и задачи проекта
1. ИСТОРИЯ РУССКИХ ОБЕРЕГОВ, ИХ ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН
Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа.
Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.
На протяжении тысячелетий не один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и земле.
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод. Наши предки защищали его с помощью правильного расположения на месте, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительства, а после постройки - при помощи самых разнообразных символических изображений. Правильно построенный дом сам по себе был наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей.
Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства дома, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. По этой причине так много значения придавали они вопросам выбора места и соблюдению ритуала строительства. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня многие из них могут показаться нам необычными суевериями, а другие, напротив, полными глубокого скрытого смысла.
Так, в древности нельзя было построить дом на месте, куда попадала молния, покинутом людьми из-за стихийных бедствий или болезней. Не строили дом и вместе, где были найдены человеческие останки, были совершены тяжелые преступления, кто - то получил тяжкие увечья, где сломалась оглобля или опрокинулась телега. Традиционным было уважение к кладбищам.
Поэтому традиционный славянский дом обычно строился как модель Вселенной. Печь представляла собой символ Земли, а находящийся напротив красный угол с иконами - Солнце и Бога на небе … Культ дома - один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов.
Главным естественным рубежом дома являются стены, проёмы и крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы. Дверь тоже служила естественным оберегом. В домах у дверей вешали специально вытканные шторы, обводили проём по контуру красной глиной.
При рождении ребенка наддверной коробке делали зарубку топором как сообщение о прибавлении в семействе. Существовал в деревнях и обычай не запирать дверь на замок, держать их открытыми для всех, кто приходил с добрыми намерениями.
Наибольшей обереговой силой наделялся порог. Хорошо известны приметы, что нельзя что-либо передавать через порог, разговаривать и здороваться через порог, стоять на пороге. При переходе этого рубежа существуют многочисленные, как языческие по происхождению, так и христианские, молитвы-обереги.
Старались наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки и крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плетень. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и уберечь домашнюю живность. Также на кольях забора или плетня развешивали камешки с отверстиями, так называемых «куриных богов», тоже имеющих обереговое значение. В наше время внимание к внешней границе двора - ограде почти исчезло, тем не менее, по-прежнему жива традиция - прибивать на ворота подкову на счастье.
Статуэтками - оберегами являются флюгера, которые помещали на крыши домов. На Руси чаще всего это были конь или петух. Этот оберег защищал дом от всяческих напастей.
Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти. Главными повседневными оберегами русских в Х1Х - начале ХХ века был нательный крест и пояс. Крест на младенца надевался часто еще при родах, чтобы ребенок не умер некрещеным. За некрещеного, согласно народным верованиям, не мог заступиться его ангел-хранитель.
Следующий свой оберег, по народным поверьям, ребенку давался самой природой, как только у него вырастал первый молочный зуб. До того он считался особо доступным проискам нечистой силы, из-за чего его не принято было оставлять одного ни на минуту.
Обереговую функцию несла также накидка на зыбку, которую принято было шить из материнской юбки. Под подушкой в зыбке принято было держать для оберега два скрещенных ножа, раскрытые крестом ножницы, рукописную молитву «Святые помощи» (90-й псалом) или «Молитву Честному кресту».
От духов, которые, по поверьям, проникали в дом снаружи, дитя оберегали веником для пола, поставленным на ночь на порог. Вместо веника на порог часто клали топор лезвием вверх. Оберегом от сглаза младенцу служили мазки сажи за ухом или на тех частях тела, где его кости образовывали «крест».
Пояс первый раз на младенца надевали у печного столба по достижению им года, но если он умирал до этого срока, то в гроб клали подпоясанным.
С семи лет для оберега от сглаза начинали носить булавку. Мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.
На свадьбу жених и невеста брали для оберега от колдовства молитву «Отпуск», которую покупали у колдуна родственника или знакомого. Невесте в подол втыкались иголки с отломанным ушком, жениху такие иголки втыкались в поясную часть брюк. Жених и невеста могли носить с собой для оберега лук и чеснок, ртуть в гусином перышке, жених под пятку в правый сапог клал серебряный рубль или плоский камень. Дополнительным оберегом в день свадьбы ему служил ремень, никогда не одевавшийся на человека. Свадебные обереги носились новобрачными в течение 40 дней после свадьбы.
Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его.
На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно - печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: “вот те сани, поезжай с нами”.
Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и “домовушки”. Это - веник, коса, лопатка, венок, картина и т.д. на них изображены предметы домашнего быта, сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов.
«Домовушки» чаще всего вешают на стену в кухне. Сделаны они из природных материалов: кожи, лыка, крупы, соленого теста, сушеных ягод и цветов. Основой «домовушки» может быть веник, мешочек, деревянная ложка, подкова, венок.
Все «домовушки» содержат похожий набор символических фигурок и предметов: миниатюрные веники, лапти и венки, плетеные скатерки, горшочки с кашей, выпечка, букеты сухоцветов. По традиции на нем должно находиться 12 предметов-символов, не больше и не меньше.
Каждый предмет имеет свое значение:
v веник символизирует чистоту в доме;
v чеснок и перец выгоняют нечистую силу;
v изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток;
v букет сухоцветов -- уют и красоту;
v семена подсолнуха -- детей в доме;
v мешок - богатство, изобилие;
v горох и фасоль -- мир и дружбу;
v коса - долголетие;
v фигурки мужчины и женщины - любовь и неразрывность уз;
v монетки, шишка - успех в делах, бизнесе;
v крупа - мир и лад в семье;
v домик - семья, дом, уют;
v кукуруза - здоровье у детей, взаимопонимание в семье;
v символ кувшина - вода, здоровье;
v лавровый лист - слава и успех;
v бессмертник - долголетие;
v мак - исполнение желаний
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЕРЕГОВ
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов и сфер их применения.
Для оберега- веничка подходит собранные и высушенные магические растения.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
3.. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.
5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.
Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.
Обереговый веник
та красивая вещичка (веник) является одновременно украшением, оберегом и целой сказкой. Веник известен у многих народов как символ, оберегающий от зла, входящего в дом. На Руси было принято ежегодно менять обрядовый веник, выбрасывая его на перекресток дорог. Считалось, что с веником уходят беды, накопившиеся в течение года. Чем красивее и аккуратнее Ваш веник, тем значительнее его сила.
Веник легко сделать из растений семейства мятликовых. Для этого нужно растения связать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец). Перевязку сделать посередине каждого пучка. Несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя -- комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Основа для «домовушки» готова.
Теперь на метелку нужно прикрепить элементы украшения и символы. Для каждого это украшение может быть индивидуальным, в зависимости от смысла, вкладываемого в его создание.
Если расположить оберег-веничек метелкой вниз, то он помогает выметать ссоры из избы, выгоняет нечистую силу.
Веничек, расположенный метелкой вверх - привлекает деньги в дом.
Обереговое панно
Роль оберегового панно такая же, как и у веника, на нем так же располагаются различные предметы, которые оберегают дом от зла, несут добро и понимание.
Мешочек
Мешочек всегда ассоциировался на Руси с богатством, он может быть украшен различными символам, а может просто стоять в углу, оберегая дом и неся в него достаток. Мешочки хранятся до тех пор, пока чувствуется травяной запах.
Расписанные яйца
На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней
Урожайный оберег
Достаток в будущем году можно привлечь уже в этом, если к Покровам украсить дом урожайным оберегом. Создается этот символ на основе щедрых даров природы и служит не только талисманом благосостояния вашей семьи, но и прекрасным элементом декора. Ведь сегодня в украшении интерьера очень популярен стиль «кантри» -- сельский, поэтому такой оберег будет модным и уместным практически в любой квартире. Прекрасно подходят сухоцветы, орехи, шиповник, чеснок, пшеничные колоски .
Легкие детали (сухоцветы, колоски, веточки, сухой укроп, физалис) просто просовываем под ленты. Более тяжелые (зубки чеснока, половинки ореха: разломанный пополам, он смотрится эффектней -- лук-сеянку, фасоль) приклеиваем к лентам. Самые тяжелые элементы (целую головку чеснока, декоративную тыкву) крепим к поролону длинными швейными булавками в нескольких местах, а ветки рябины -- степлером.
Подкова
Подковы счастья имеют декоративную функцию, а также функцию оберега и амулета. На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где подковывают лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом в очистительном огне, а частично оттого, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц.
На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.
Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома: нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье.
У разных европейских народов есть свои легенды о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них - это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему Кентерберийскому архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко, что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Вероятно, эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что прибитая над дверьми подкова в силе отразить вторжение потусторонних гостей.
В Древнем Вавилоне и Египте подкова, своей формой напоминающая форму прибывающей луны, была связана с культом богинь плодородия Астарты и Исиды.
Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие сильные мира сего коллекционировали их. В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков. Современные всадники и жокеи стремятся сохранить подкову лошади, на которой удалось выиграть приз или установить рекорд.
Но вот как вешать подкову? Рожками вверх или рожками вниз? И где именно ее вешать?
На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз - чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены, что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало. Мексиканская подкова - украшенная лентами и монетами, ликами святых, висит высоко - трогать ее никому нельзя. А итальянцы, напротив, вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.
В России вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения фэн-шуй. Здесь мнение иное - подкова рожками вверх, чтобы дом был - полная чаша.
В наши дни подкова как талисман используется по-разному:
-- прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;
-- рожками вверх -- привлекает в дом благополучие;
-- помещенная на внутренней стороне двери выравнивает энергетику помещения, если в нем есть геопатогенные зоны, вредные для здоровья. С той же целью можно держать сувенирные подковы в изголовье спальных мест;
-- в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;
-- положенная в первую ночь полнолуния на подоконнике концами внутрь, начнет привлекать в дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию;
-- закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу в сфере помощи и поддержки;
-- если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.
Плетень
Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.
В наши дни нарядный оберег- плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.
Интересен и материал, из которого выполнен наш плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали «волшебные палочки», а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. Многие великие врачеватели прошлого писали о целебных свойствах ивы. Авиценна, Парацельс и другие ученые рекомендовали из коры и сока ивы при различных заболеваний.
На Руси распускающиеся ранней весной пушистые шарики козьей ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе. Возможно, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению - народная мудрость говорит об этом: «Ива и из тычка растет», или «Иву выкосили, а она снова выросла». И правда, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти наверняка прорастет, а случилось, что расти начали и ивовые плетни!
Домовенок
Домовые - это озорные и шкодливые духи вашего дома. Они могут сладости или вещицу какую-нибудь утащить, гриву конскую запутать, пошуметь да погреметь по ночам - хозяев попугать. Но если уважишь домового, угощение ему выставишь - лучшего помощника не найти. Он и по хозяйству управляется, и за домашней живностью приглядит, и от пожара убережет, и в болезни поможет!
По поверью многих народов, обитали домовые в близи огня - и тепло, и до вкусностей из печи рукой подать. Не позавидуешь хозяину, не пустившему домовенка у печки погреться! Домовые, конечно, существа добрые, но неуважительного отношения не потерпят - мстить и проказничать начнут!
Домовой переменчив и непредсказуем, как жизнь, как судьба дома или судьба семьи. Он может быть добрым, хитрым, озорным, равнодушным и даже вредным. От уважительного отношения к домовому зависело счастье и благополучие дома. Домовой - это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушка»устраивает мелкие неприятности - стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству
Коса-домовушка
Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность - задобрить невидимого покровителя вашего дома - домового. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей отдать. Получить такой подарок приятно любому. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.
Лапоть
Обувь тоже могла быть оберегом.
В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком - ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.
Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.
С обувью связано много гаданий и поверий - во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.
Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.
Техника безопасности
1. Требования охраны труда перед началом работы
1.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
1.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
1.3. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
1.4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличии диэлектрического коврика на полу около машины.
2. Требования охраны труда во время работы
2.1. Храните иголки и булавки в определенном месте (подушечки, специальные коробки и тд.), не оставлять их на рабочем месте.
2.2. Не использоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
2.3. Шить иголками только с наперстком.
2.4. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
2.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
2.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.
2.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
2.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
2.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
3. Требование охраны труда в аварийных ситуациях
3.1. При появлении неисправимости в работе швейной машины прекратить работу, отпустить педаль пуска электрической швейной машины и сообщить об этом учителю (преподаватель, мастеру). Работу продолжать только после устранения неисправимости.
3.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.
3.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
3.4. При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или непрямой массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4. Требование охраны труда по окончании работы
4.1. Отключить электрическую машину от сети.
4.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
4.3. Провести влажную уборку помещения и его проветривания.
4.4. Тщательно вымыть руки с мылом.
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Экспозиция оберегов участвовала в выставке студенческого творчества ГОУ СПО КПТК, областной студенческой выставке творческих работ студентов, на выставке Дней немецкой культуры.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры
|
Наименование материалов | Единица измерения | Затраты на единицу изделия | |
| | Норма расхода | Цена, руб. | Сумма, руб. | |
Ткань х/б | м | 10, 0 | 200 | 2000 | |
Сатин | м | 4, 0 | 50 | 200 | |
Клеевая ткань | м | 1,50 | 30 | 45 | |
Нитки мулине | мот | 20 | 8 | 160 | |
Пуговицы | шт. | 20 | 3,0 | 60 | |
бусы | пак | 10 | 15 | 150 | |
бисер | пак | 10 | 15 | 150 | |
Пайетки | пак | 5 | 15 | 75 | |
Ленты | м | 15 | 6 | 90 | |
ИТОГО: | | | | 2930 | |
|
Калькуляция статей себестоимости
|
Наименование статей затрат | Затраты на единицу, руб. | |
Сырье, материалы и фурнитура | 2930 | |
Реализуемые отходы | - | |
Транспортно-заготовительные расходы | - | |
Заработная плата ППП | | |
Дополнительная заработная плата | - | |
Отчисления на социальные нужды | - | |
Общецеховые расходы, 1,5 % | 43,95 | |
Общехозяйственные расходы, 1,5 % | 52,74 | |
Прочие производственные расходы,10% | 293 | |
Итого себестоимость изделий | 3319,69 | |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение проектов в студенческих группах ТШП-41 , ТШП-31, ПЗ-31 вызвали интерес у обучающихся. Эта работа принесла моральное, эмоциональное и творческое удовлетворение. Через костюм студенты узнали историю, культуру, быт, традиции русского народа, научились видеть красоту, поняли насколько важно сохранить национальную культуру и как можно использовать элементы русского народного костюма в моделировании современного костюма.
Главным итогом работы был не только сам костюм, а те воспитательные, развивающие и обучающие цели, которые ставятся преподавателем на каждом уроке: самостоятельная деятельность учащихся, реализация их личного творческого потенциала, повышение самостоятельности, ответственности, формирование умений работать в коллективе, планировать и принимать решения, оценивать полученные результаты. Учащиеся приобретают бесценный опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.
Конечно, работа по методу проектов требует от педагога много сил, подготовки и терпения. Именно педагог - инициатор интересных начинаний. В определенном смысле, педагог перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он, как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями. Педагог своим личным примером должен показать студентам как можно и нужно правильно скоординировать работу, каким образом можно преодолеть возникающие трудности. Любовь к делу, которому ты служишь - это залог успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемьева, Е. Алешинский наряд [Текст] /Е. Артемьева// Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- №5.- С.5-34
2. Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.
3. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход [Текст] / Л. Каршинова - М.: Белые Альвы.- 2005.- 64 с.
4. Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] http://www.rosdesign.com.- 2008. 20 мая
5. Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..
6. Хранитель традиции: [Электронный ресурс] /art.1september.ru.- 2007.- 14 февраля