Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи

Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи

Министерство образования Российской Федерации

Орловский Государственный Университет

Реферат

по дисциплине: «Культурология»

по теме: «Культура аборигенов Австралии и

папуасов Новой Гвинеи»

Выполнила:

студентка 1 курса, 3 группы

Беляева Е.В.

г. Орел, 2002г.

Оглавление:

ЧЁРНЫЕ ОСТРОВА 3

ПАПУА — НОВАЯ ГВИНЕЯ 3

АВСТРАЛИЯ 8

САМАЯ ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В МИРЕ 10

ВРЕМЯ ВЫЖИВАНИЯ 11

АБОРИГЕНЫ НЕ МОГУТ СМОТРЕТЬ ОБЫЧНОЕ КИНО 12

Список литературы: 13

ЧЁРНЫЕ ОСТРОВА

Меланезия, или Чёрные острова, — это Новая Гвинея, Соломоновы острова,

Новые Гебриды, архипелаг Бисмарка, Новая Каледония, Фиджи, острова Санта -

Крус, Банкс и множество иных, более мелких клочков суши. Их коренное

население состоит из двух больших групп — меланезийцев и папуасов.

Меланезийцы живут на побережье Новой Гвинеи, а папуасы — во внутренних

частях других больших островов. Внешне они необычайно похожи, зато

различаются по языкам. Хотя меланезийские языки входят в большую малайско-

полинезийскую семью, люди, на них говорящие, не могут общаться между собой.

А папуасские языки не только не родственны никаким иным языкам мира, но

очень часто даже друг другу.

Кроме меланезийских и папуасских народов в малодоступных горных районах

Новой Гвинеи и на многих больших островах живут малорослые пигмейские

племена. Однако и их языки изучены пока недостаточно.

Житель Папуа — Новой Гвинеи в ритуальном облачении колдуна.

ПАПУА — НОВАЯ ГВИНЕЯ

В восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и

северной части Соломоновых островов расположено государство Папуа — Новая

Гвинея. В XVI в. эти земли были открыты португальцами. С 1884 г.

территорией владели Великобритания и Германия, а в начале XX в. она

контролировалась Австралией. Хотя в 1975 г. страна стала независимой, она

входит в Содружество и формальной главой государства является королева

Великобритании. В стране добывают медь, золото и цинк. Выращивают кофе,

какао и кокосовую пальму.

Папуа — Новую Гвинею часто называют «раем для этнографов, но адом для

любого правительства». Это выражение было придумано еще колониальными

чиновниками, однако оно не менее справедливо и для наших дней. Почему «рай»

— понятно: мало найдётся на Земле мест с таким разнообразием языков,

обычаев и культур. С одной стороны — чиновники, бизнесмены, рабочие

столичного города Порт-Морсби, носящие европейскую одежду и получившие

образование. С другой — не вышедшие из каменного века горные племена,

ведущие войну друг с другом и не понимающие языка людей из соседней долины.

Они могут радушно встретить приезжего учёного, но убить человека из

ближайшей деревни. Поэтому для правительства это «ад», ведь ему приходится

«впрягать в повозку» государственного устройства не только «вола и

трепетную лань», но еще «лебедя, рака да щуку» в придачу.

Правительство страны попыталось укрепить в сознании папуасов и

меланезийцев то, что они принадлежат к одному народу — найми Папуа — Новой

Гвинеи. Для этого нужен прежде всего общий язык, ведь количество языков в

стране никем не подсчитано. В сущности, общий язык имелся, к тому же

понятный во всей Меланезии. В Папуа — Новой Гвинее его называют «ток-

писин». Он возник из английских слов и меланезийской грамматики среди

завербованных на плантации батраков из разных племён, которым нужно было

между собой общаться. Англичане этот язык называли «пиджин-инглиш» (от

англ. pigeon — «голубь»); произношение папуасов и меланезийцев напоминало

им воркование голубей. Очень быстро язык распространился, достигнув самых

отдалённых горных деревень: его приносили вернувшиеся с заработков мужчины

или бродячие торговцы. Почти все слова в нём английские. Хотя территорией

Папуа долго владели немцы, от их языка осталось лишь два слова (одно из них

«пасмалауф» — «заткнись»).

Если по-английски «вы» — «ю», а «мне» — «ми» (в ток-писин это означает

«я»), то сочетание «ю-ми» («ты-я») даёт местоимение «мы». «Кам» — «прийти»,

«кам - кам» — «пришёл»; «лук» — «смотреть», а «лук-лук-лук» — «смотреть

очень долго». Наиболее распространённым словом является «фела» (от англ,

«парень»); так обращались плантаторы к батракам.

В сущности, ничего странного в языке ток-писин нет: возникли же

французский и румынский, испанский и португальский из принесённой римскими

колонизаторами латыни, которую покорённые народы изменяли на свой лад! Надо

только развить язык, чтобы издавать газеты, говорить по радио и т. д.

Поэтому ток-писин преподают во всех школах Папуа — Новой Гвинеи. А главный

лозунг страны — «Ю-ми ван-пела пипал!» («Мы один народ!»).

Интересно то, что папуасы и меланезийцы не только считают ток-писин

своим языком, но и знают, что есть ещё другой английский, настоящий. Его

называют «ток-плес-билонг-Сидни» — «сиднейский язык». Ведь Сидней —

ближайший крупный город, населённый белыми. Поэтому тот, кто хочет получить

образование, должен владеть «сиднейским языком».

Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой

Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления

хмельных напитков: они разжевывали плоды, отжимали их сок в скорлупу

кокосовых орехов и через несколько дней получали брагу.

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на лесных расчистках

папуасами Новой Гвинеи в большинстве своем плодовые или клубневые растения,

и в отличие от зерновых культур их нельзя хранить долго. Поэтому общину

всегда подстерегает опасность голода.

Существуют некоторые принципы взаимоотношений между людьми. Этнографы,

отдавшие годы изучению обществ с примитивной экономикой, неоднократно

подчеркивали, что людям здесь далеко не чужда романтическая любовь. В то

время как основные принципы семейного устройства не регламентированы

сколько-нибудь жесткими правилами и допускают широкую свободу выбора,

сравнительно малозначимые, на наш взгляд, детали поведения женщины

находятся под строжайшим контролем традиций и обычаев. В основном речь идет

о предписаниях негативного характера. У папуасов Новой Гвинеи женщина не

имеет права входить в мужской дом, играющий роль деревенского клуба,

участвовать в праздничных трапезах, прикасаться к возбуждающему напитку

кеу. Ей не только не разрешено присутствовать при игре мужчин на

музыкальных инструментах, но настоятельно рекомендуется стремглав убегать

прочь при одних только звуках музыки. Жена не может есть из той же посуды,

что и ее муж, а во время еды ей, как и детям, обычно достается то, что

похуже. В обязанности женщины входит доставлять овощи и плоды с огорода,

чистить их, приносить дрова и воду, разводить огонь. На муже лежит

приготовление пищи и распределение ее между присутствующими, причем лучшие

куски он берет себе и предлагает гостям.

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому,

прежде всего магические операции относятся к ней. Так называемая

«промысловая магия» сохранилась у современных отсталых народов. Папуасы

Новой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна

маленькое жалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту

гарпуну.

В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и

продолжают играть важную роль. Анимистические верования глубоко укоренились

в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие

колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений.

С середины 19 в. активизировалась деятельность христианских миссионеров,

благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере,

номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до

Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения

занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии –

лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых

Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые

евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических

организаций – Ассамблеи Бога.

Население страны по этническим и лингвистическим критериям всегда

делилось на множество групп, часто весьма незначительных по численности.

Отдельную группу образуют папуасские племена на южном побережье Новой

Гвинеи.

Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни

практически не изменился за последние несколько сотен лет.

Папуасы верят в своих языческих богов, но с приходом ночи появляются

и злые духи, которых они крайне боятся. Они точно следуют обычаям своих

предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Например, племя Дани

Дугум считает, что их древние предки были птицами, и "птичья" тематика

присутствует в их танцах и экзотической нательной раскраске. Некоторые

традиции туземцев Папуа могут показаться нам шокирующими, например: они

мумифицируют своих вождей и разговаривают с мумией в дни самых тяжелых

испытаний; туземные колдуны заклинаниями вызывают и прекращают дожди.

Большинство папуасов-мужчин (а мальчишки лет по 8-16 практически все)

ходят постоянно с луком и стрелами, а также с большим ножом (с его помощью

быстро выстругивают новые стрелы), и стреляют по всему, что движется (птица

ли, зверь ли). Реакция у папуасов просто великолепная.

Многие папуасы-мужчины ходят абсолютно голыми, но с трубочками,

привязанными спереди.

АВСТРАЛИЯ

[pic]

Коренные жители материка — австралийские аборигены — вместе с метисами

(потомками от смешанных браков) составляют около 3% населения страны. В

антропологическом отношении они представляют особую австралоидную расу. У

этих людей коричневый цвет кожи; волосы чёрные, скорее непокорные, чем

вьющиеся; темные глаза. Считается, что австралийские аборигены живут на

материке около 40 тыс. лет. Никто не знает точно, сколько коренного

населения жило на бескрайних просторах континента к моменту его колонизации

европейцами. По некоторым подсчётам — примерно 0,5 млн. человек.

Многочисленные племена были разбросаны по огромной территории, говорили на

разных языках, вели кочевой образ жизни, так как только перемещаясь с места

на место, могли выжить во время периодических засух. Они не имели

постоянных поселений и жилищ, домашних животных и обходились небольшим

количеством домашней утвари.

Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает

шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами.

Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.

Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре

эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента —

в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в

течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и

танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире. Все

рисунки выполнены в очень причудливой манере.

Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях —

отдалённых пустынных частях континента, куда посторонние не допускались.

Даже в переписях населения аборигены не учитывались. Только в 1967 г.

коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на

свободное передвижение. Часть племён сохранила образ жизни, не отличающийся

от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной

схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.

В стране развита национальная культура: среди коренных жителей есть

известные писатели и художники. Многие аборигены перенимают европейскую

культуру. Они живут в городах, работают, учатся или изготовляют и продают

сувениры, за небольшую плату обучают туристов бросать бумеранги.

В 60—70-х гг. XX в. в стране были обнаружены залежи железной руды,

каменного угля, железного марганца, свинцово-цинковых руд, бокситов, урана,

никеля, висмута, золота и других полезных ископаемых. Благодаря этому

Австралия оказалась на одном из первых мест по минеральным богатствам и

превратилась в крупнейшего производителя и экспортёра минерального сырья.

Коренной житель Австралии в традиционном наряде. Впрочем, сейчас подобное

можно чаше встретить на фольклорных праздниках.

САМАЯ ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В МИРЕ

Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей

«аборигенами», от латинского «aborigene» — «от начала». Аборигены

Австралии - самая древняя из живущих на Земле цивилизаций. И одна из

наименее изученных. С ХIХ века они считаются наиболее примитивной культурой

на планете, эдаким живым воплощением предков современного человека. На

самом же деле, австралийские аборигены обладают развитой и многогранной

культурой, которая и формирует их деликатный и в то же время динамичный и

насыщенный образ жизни.

В течение многих тысячелетий аборигены были единственными обитателями

австралийских просторов. В тропических лесах восточного побережья аборигены

вели относительно оседлый образ жизни. Мужчины охотились на кенгуру и

ящериц с помощью копий и двух видов бумерангов. Тот, который возвращался

назад, служил для загона птиц в сети. Другой, более тяжелый и опасный, был

способен убить большого кенгуру. Женщины занимались сбором различных

растений и мёда. Их основным орудием была палка, с помощью которой они

откапывали лягушек, полных воды, накопленной в период засухи, и больших

личинок с медовым вкусом и богатых протеином, которые водились у корней

деревьев. Среди аборигенов существовала самая сложная в мире система

родства. В племени, которое насчитывало от 100 до 1500 человек, все были

связаны родственными узами. У них не было вождя в нашем понимании слова,

все были равны.

Аборигены Австралии - самая древняя из живущих на Земле цивилизаций

ВРЕМЯ ВЫЖИВАНИЯ

Первый крупный шаг был сделан в 1967г., когда аборигены получили

гражданство

Прибывшие в 1788 г. колонисты изгнали аборигенов с их земель, что

привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли

болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии,

алкоголь окончательно добивал их. Но, начиная с 1963 г. некоторая часть

австралийского общества стала выступать на стороне коренного населения.

Первый крупный шаг был сделан в 1967 г., когда аборигены получили

гражданство.

Аборигены определяют себя как нацию и выбирают флаг – желтый круг на

двух широких горизонтальных полосах красного и черного цветов. Это

символизирует черный народ, проживающий на красной земле под солнцем

надежды. Несмотря на возврат земель, на немалые усилия, прикладываемые

федеральным правительством, аборигены, живущие в городах, - единственный

нуждающийся класс в Австралии. Самая большая проблема – это безработица и,

как следствие, алкоголизм. Основная причина – отсутствие необходимого

уровня образования и профессиональных навыков. Большинство аборигенов не

хотят интегрироваться в систему белых, чей лозунг – «Единственная религия

белого человека – работа» - им не подходит.

АБОРИГЕНЫ НЕ МОГУТ СМОТРЕТЬ ОБЫЧНОЕ КИНО

Наскальная живопись аборигенов

Известно, что австралийские аборигены не могут смотреть обычное кино,

поскольку у них особое зрение: на экране они видят лишь сменяющие друг

друга отдельные кадры, которые не сливаются в движение. То есть они видят

все гораздо «быстрее» остальных людей. Зато картины, которые они рисуют,

непонятны нам. Нам видится какой-то авангард. А на самом деле это типичный

реализм. Аборигенам обидно. Поэтому они устроили в Сиднее выставку, чтобы

все могли попрактиковаться и научиться видеть их картины «правильно».

Список литературы:

1. Энциклопедия. Т.13. Страны. Народы. Цивилизации / Главн. ред.

М.. Д.. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.

2. Советский Энциклопедический Словарь / Главн. ред. А.. М.. Прохоров –

М.: «Советская энциклопедия», 1990

3. Е.Н. Панов Статья «На острие социальной эволюции: «я» — «мы» — «они»»

4. Кист А. «Австралия и острова Тихого океана.» М., 1980

5. Океания. Справочник. М., 1982.

6. Рубцов Б.Б. «Океания.» М., 1991.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека