Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Алавиты

Алавиты

СИРИЙСКИЕ АЛАВИТЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

После краха Османской империи в 1918 г. Сирия попала под контроль

Франции. Столкнувшись с мощным противодействием иностранному господству со

стороны сирийских суннитов-националистов, французы сделали политическую

ставку на конфессиональные меньшинства, чтобы локализовать

разворачивающееся в стране национально-патриотическое движение. В этих

целях французские власти стали уделять больше внимания нусайритам, допуская

возможность превратить алавитский район в главную базу своей колониальной

политики. Параллельно в нусайритскую зону обитания было направлено

значительное количество французских миссионеров-проповедников с задачей

убедить нусайритов в их религиозной исключительности и возбудить у них

сепаратистские настроения. Опираясь на элементы христианства в нусайризме,

миссионеры доказывали, что алавиты - потомки крестоносцев, а их

мировоззрение базируется на христианстве. Но, несмотря на стремление

Франции завоевать симпатии алавитов, их отношения поначалу не сложились.

Многие алавитские лидеры не доверяли французской администрации . Кроме

того, развернувшаяся по всей территории Сирии партизанская война против

французских оккупантов также оказала влияние на алавитов, удерживая их от

активных контактов с французской стороной.

Более того, политические отношения между французской администрацией и

алавитами резко омрачились в ходе вооруженного противостояния, центром

которого стала Латакия и прилежащие районы. В мае 1919 г. крупные

беспорядки охватили территорию Ансарийских гор. Крестьянские волнения были

вызваны земельной тяжбой между алавитскими крестьянами и группой

исмаилитских феодалов, поддерживаемых Францией. Алавитские феллахи защищали

свои земли с оружием в руках. Французы были вынуждены заключить в 1919 г.

перемирие и частично удовлетворили требования алавитов. Но осенью того же

года Франция, получив возможность перебросить в Сирию новые войска,

возобновила борьбу с алавитами. Горцы оказали упорное сопротивление, и

военные действия продолжались в течение трех лет. В 1921 г. восстание

закончилось компромиссом, главным образом вследствие того, что французы

вознамерились использовать алавитский сепаратизм в своих политических целях

для закрепления собственного господства в Сирии.

Франция стремилась расчлененить страны на отдельные карликовые

государственные образования: Ливан, Дамаск, Халеб.. 31 августа 1920 г. была

создана "автономная территория алвитов". 12 июня 1922 г. это территориально-

административное образование было переименовано в "Государство алавитов".

Французский администратор был переименован в губернатора, были созданы

ведомства финансов, общественных работ, здравоохранения, юстиции,

возглавленные французскими советниками Однако французской администрации

пришлось столкнуться с необходимостью насаждать свое присутствие военной

силой, поскольку расчет на мирное внедрение в подмандатную страну на первом

же этапе его осуществления оказался подорванным. "Умиротворение" же силой

оружия - чрезвычайно затратная акция, реализация которой для послевоенной

Франции была затруднена по экономическим соображениям, в первую очередь.

Достижение имперских целей в кратчайшие сроки требовало применения разных

методов. Поддержка сепаратизма, поощрение центробежных устремлений сулили

французской администрации реализацию ее интересов уже в ближайшей

перспективе.

Именно колониальные интересы Франции заставили ее отказаться в итоге

от военных путей разрешения проблем своего пребывания в Сирии и перейти к

активному манипулированию политическими рычагами, используя к своей выгоде

противоречивость и сложности межконфесиональных связей и особенно

эксплуатируя ситуацию с алавитами, которые оставались неординарным

конфессиональным образованием на этно-политической карте Сирии.

Политика дезинтеграции страны, углубившая экономический кризис и

приведшая Сирию на грань катастрофы, в конце концов завела в тупик и

французские власти. В 1922 г. после крупных волнений, охвативших всю

страну, им пришлось провозгласить образование "Федерации автономных

государств в Сирии" в составе трех государств: Дамаска, Халеба и

алавитского образования. Однако федерация не была идентична единству Сирии.

Она должна была также подчиняться французским властям, как и местные

марионеточные правительства. Во главе федерации стоял президент, избираемый

на один год, и федеральный совет. При президенте были образованы три

федеральные дирекции: финансов, общественных работ и гражданских дел.

По существу, и это изобретение французской администрации оказалось

недолговечным.

Уже 5 декабря 1924 г. федерация была ликвидирована, и Сирия объявлена

единым государством, в которое вошли Дамаск, Халеб и государство алавитов.

Это последнее просуществовало в рамках французского мандата с 1922 г.

по 1936 г., хотя алавиты добивались полной самостоятельности. Алавитское

государство включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия,

Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-

Калях), имело собственный флаг в виде полотнища белого цвета с желтым

солнцем в средней части и четырьмя красными углами. Население алавитского

государства насчитывало 278 тыс. чел. (176 тыс. алавитов, 52 тыс. суннитов,

44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов). С 1930 г. Алавитское государство

имело и свою конституцию. Но, несмотря на обладание собственной

государственностью, алавиты оставались экономически и социально ниже

суннитов, и эти закрепленные традицией отношения нельзя было изменить

простыми административными мерами. Объективно перенаселенный алавитский

район с бедной каменистой почвой и низким уровнем развития производительных

сил оставался одним из наиболее отсталых в Сирии. Эта отсталость

зафиксирована и в социальных показателях. В годы французского мандата около

61% всех алавитов страдали трахомой, что выделялось даже на общем

невысоком, с медицинской точки зрения, фоне. Эпидемии, нехватка витаминов,

постоянное недоедание явились причиной высокой детской смертности.

Образовательный уровень алавитов также был весьма низким. Из общего числа

студентов, посещавших в 1936 г. государственные школы в Латакии, только 27%

были алавитами, хотя алавиты составляли более 60% населения провинции.

Неравноправное положение алавитов особенно ярко проявлялось в сфере

юридического обеспечения функционирования их общины. Везде на территории

Сирии действовали суннитские законы и суннитские суды.

Для придания определенного статуса алавитскому сообществу необходимо

было, чтобы у него существовала собственная официальная судебная система,

суды и судьи. Добиваясь расположения алавитов и стремясь обеспечить прочное

положение общины в своих интересах, французская администрация в ряде

случаев удовлетворяла запросы алавитского населения. Поэтому уже в 1922 г.

французы одобрили учреждение отдельных религиозных судов для алавитов

(махалим шар ила алавита). Таким образом, алавиты освободились от

подчинения суннитским судам, но тем не менее так и не получили возможности

отправления правосудия исключительно по своим собственным законам.

Общая ситуация на Западе в преддверии второй мировой войны, а главное

- изменения в самой Франции, что было связано с приходом к власти левого

правительства, существенно модифицировала на коротком историческом отрезке

подходы Франции к заморским территориям, особенно к Сирии, которая

формально не была в колониальной зависимости. а имела статус подмандатной

территории, что предполагало за ней большие права.

В 1936 г. французы приняли решение присоединить Алавитское государство

к Сирии. Алавитские шейхи выступили против этого и направили протест

премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ,

сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается

своей религией, обычаями и укладом жизни от суннитов. Кроме того,

предоставление Сирии независимости, хотя и является положительным моментом,

будет означать установление господства суннитских кланов над алавитскими. В

связи с этим алавиты не могут согласиться на требование французов о

присоединении к Сирии. Это послание подписали видные алавитские шейхи -

Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, и др.

Однако 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к

Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей.

В 1936 г. Франция признала суверенитет Сирии. Между Парижем и Дамаском

был подписан договор об образовании независимой Сирии. Французы настояли на

сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом

Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле

1946 г. Но такой урезанный суверенитет не устроил алавитов, и поэтому

сепаратистское движение среди них продолжалось. Однако, алавитские

руководители начали действовать, исходя из новых условий, то есть принимая

во внимание неизбежность существования алавитской общины в рамках единой

Сирии, а в дальнейшем и в ожидании ликвидации французского мандата.

Примерно с 30-х годов, еще до подписания указанного договора по

инициативе алавитских шейхов, осознававших несбыточность надежд алавитской

общины на самостоятельность, начинается новая реформация нусайризма,

которая, как и у части других сектантских движений, преследовала цель

приспособить свое вероучение к новым условиям и сохранить самобытность

общины.

Одним из направлений в усилиях алавитов на этом поприще стало их

стремление заручиться поддержкой суннитов и таким образом гарантировать

сохранение своей самобытности в рамках единого государства. Сунниты, со

своей стороны, стремились интегрировать алавитские районы, и в результате

интересы алавитов и суннитов совпали в том, чтобы признать алавитов как

полноценных мусульман.

Алавиты начали активнее изучать Коран, отправлять присущие "умеренным"

шиитам мусульманские культовые обряды, а также вести дела по бракам,

разводам, наследству и т. п.

В июле 1936 г. нусайритские священнослужители обнародовали воззвание,

в котором подчеркивалось следующее: "в опровержение имеющих место

рассуждений о том, что алавиты - не мусульмане, мы, обменившись мнениями и

рассмотрев основополагающие исторические и теологические труды, заявляем:

1. Всякий алавит является мусульманином, а алавиты - мусульмане веруют

в Аллаха, Мухамада и признают пять заповедей ислама.

2. Тот, кто признает ислам, но отвергает Благородный Коран в качестве

его священной книги, а Мухаммада, благословит его Аллах и да приветствует,

- как его пророка, с точки зрения Шариата не является алавитом" .

Для того, чтобы обеспечить познание догматов веры и обучение

теологическим дисциплинам в нормальной обстановке, способствующей обретению

знаний, по предложению шейха Хабиба было учреждено местное общество

"Джафари", где велось преподавание разных предметов, включая шиитскую

юриспруденцию по канонам 12-го имама. В нем алавитские шейхи могли получать

соответствующее шиитское образование. Общество обосновалось в Латакии и

имело отделения в Тартусе, Джабле и Баниясе. Общество "Джафари" в 1952 г.

было признано властями Сирии. После этого школа шиизма 12-го имама стала

считаться равной в ряду признанных юридических школ, и ее практика стала

использоваться в мусульманском праве.

Акт признания состоялся в июле 1973 г. Однако этот факт носил скорее

политически, а не теологический оттенок. Как считают наиболее

ортодоксальные суннитские и шиитские авторитеты, сирийские алавиты не стали

в результате этого правоверными шиитами, тем более, что остается

неизвестной сущность алавитских доктрин и степень изменений, которым они

подверглись, если подобное вообще имело место.

Однако политические события, имевшие место в 70-е годы на Ближнем

Востоке, не могли не оказать влияние на алавитское религиозное сообщество.

Иранская революция (1978-1979 гг.) способствовала проведению религиозной

реформы внутри алавитской общины. В августе 1980 г. Президент Сирии Х.Асад

встретился с алавитскими общинными лидерами и религиозными шейхами в

Кардахе, где призвал религиозных шейхов провести модернизацию и реформы, а

также укрепить связи с основными центрами шиизма 12-го имама. Совещание в

Кардахе шло за закрытыми дверями, но последующие события свидетельствовали,

что сирийскому руководству удалось заставить алавитских религиозных шейхов

пойти на определенный компромисс и внести свой вклад в дело дискредитации

суннитского аргумента против алавитского меньшинства.

В целом же, несмотря на специфичность нусайризма, суннитская среда не

помешала алавитам занять верхние ступени в структурах власти вплоть до

президентского кресла. Несомненно, что алавитская община обладает мощным

кумулятивным эффектом и смогла преодолеть исторически складывавшуюся

неприязнь в местном обществе, добившись ошеломляющего политического успеха,

так и не получив с догматической точки зрения признания со стороны

шиитского духовенства. Очевидно, что возвышению алавитов способствовали

объективные исторические условия, обусловленные втянутостью Сирии в

современные международные отношения, приверженностью светскому началу в

политике, бурными событиями межвоенной и послевоенной истории, когда на

авансцену политической жизни выдвигались наиболее динамичные и активные

силы. Энергичной и жизнеспособной политической силой в Сирии оказались

алавиты, сумевшие увлечь своими политическими лозунгами массы населения,

возглавить национально-освободительное движение, добиться революционно-

демократических преобразований под своими знаменами.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека