Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Буддизм, наряду с Христианством и Исламом

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распростране

нных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно

регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния

Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его

последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве.

Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и

Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым

мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм,

Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых

религий - результат длительного развития политических, экономических и

культурных контактов между различными странами и народами.

Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им

перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого,

всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном

образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным

богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической

среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов.

Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К ним

мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм,

его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс

формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма

является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой

легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и

предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После

семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный

жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим

прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром

учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека

неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара - круговорот

рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является

страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем

достижения нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее

состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь

нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной

корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в

частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее

спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение.

Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и

неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера

бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей

возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока,

рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область

бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная

материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая

переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания -

рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а

воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного

материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание

единства личности. Каждая личность представлена, как скопление

“изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти

элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же

велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в

первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные

элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же

личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были

соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений,

выход из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент

трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -

индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир

человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся

к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без

подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами,

речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная

сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь

приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает

закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид перерождения

и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек

имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что

делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в

просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей

равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек

мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину

(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к

миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны

для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи,

алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области

индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения,

как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью

сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее

распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.

Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное

место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а

не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый,

многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к

местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи

Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами

распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и

Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего

различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях

Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду

человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только

через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения

не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на

активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и

государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче

приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество

толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь

него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна

полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно

отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов,

уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-

за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,

заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом

является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с

рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым

сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды

добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены

молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,

возник пышный ритуал.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком

рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII

вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,

переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных

условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и

Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.

Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в

ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -

воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом

высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при

этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно

было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или

вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было

образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,

представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды.

Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял

рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то

после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в

раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение

верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы),

которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и

Земли.

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском

регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на

общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде

руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно

влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в

Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри

выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами

просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.

Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь..

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным

Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления

носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане

(монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

Реферат на тему “Буддизм”

Введение:

Буддизм - одна из трех мировых религий.

Основная часть:

Появление Буддизма.

Основные положения и постулаты

Отношение к земной жизни

Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма

Ламаизм.

Заключение:

Буддизм в современном мире.

Литература:

1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.

2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека