Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Чуваши Самарской области

Чуваши Самарской области

Этноним чуваш – самоназвание народа. Оно является исходным для

названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами:

татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют

чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских

источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского

государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.

Расселение. Основная масса чувашского населения расселена с

другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале. Доля

коренной национальности в Чувашии составляет 68,4%.

Чуваши подразделяются на три основные этнографические группы.

Верховые (вирьял) занимают северные и северо – западные районы Чувашии,

низовые (анатри) - южные и часть северо – восточных, переходная группа

средненизовых чувашей (анат енчи) – центральные и северо – восточные

районы. В соседних областях, расположенных к югу и юго – востоку от

автономной республики, проживают чуваши, близкие по материальной культуре к

группам анатри и анат енчи. Встречаются отдельные села выходцев из

европейских районов.

Антропологический тип чувашей сформировался при интенсивном

взаимодействии и комбинации признаков, характерных для финноязычных народов

Поволжья (так называемый субуральский тип). Наибольшее сходство чуваши

имеют с горными марийцами. Заметно участие и монголоидных компонентов,

возможно, центральноазиатского происхождения, которые выделяются в

антропологическом облике северных чувашей. Население южных районов обладает

более европеоидными чертами и тяготеет к европеоидным группам Среднего

Поволжья, в частности к мордве.

Чувашский язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем

два диалекта: верховой и низовой. Одним из наиболее заметных отличительных

признаков верхового диалекта является оканье; в низовом диалекте верховому

оканью соответствует уканье (верх. Орпа – «ячмень», низ. Урпа). Между

диалектами расположена промежуточная полоса переходных говоров.

В состав чувашских гласных входят девят фонем, которые

классифицируются по месту образования (передние и задние), по степени

подьема языка при образовании (верхние, средние, нижние) и по участию губ

(лабиализованные и нелабилизованные). В отличие от большинства тюркских

языков в чувашском языке противоположение согласных по звонкости и глухости

отсутствует. Но шумные согласные четко противопоставлены сонантам.

Характерной особенностью вокализма литературного языка является закон

небной гармонии гласных. В говорах верхового диалекта имеется также губная

гармония гласных. Важная особенность чувашского вокализма – неустойчивость

редуцированных гласных в слабой безударной позиции они легко исчезают. В

чувашском языке невозможно стечение гласных звуков. Между ними либо

вставляются согласные, либо один из гласных выпадает или заменяется

звукосочетанием.

Чувашский язык отличается от остальных тюркских языков и

некоторыми особенностями синтаксического характера, например отсутствием

характерных для других тюркских языков аффиксов сказуемости при именах.

Чувашский язык впитал в себя многочисленные иноязычные лексические

заимствования (персидские, арабские, татарские, марийские и др.). В

результате тесных связей с русским народом чувашский язык обогатился

русскими лексическими заимствованиями.

Чувашский литературный язык оформился на основе низового диалекта.

Предками чувашей явились племена поволжских финнов, так и

тюркоязычные племена, булгары и сувары, пришлые на Волгу с юга, из

приазовских степей. В начале X века на териитории среднего Поволжья и

прикамь ими было создано первое раннефеодальное государство – Волжская

Бугария.

Результатом процесса формирования народности явилось деление

чувашей на две основные этнические группы.

Со второй четверти XIII в. Чуваши были подчинены монголо –

татарами, а в первой половине XV в. Окаались под властью казанского

ханства. Чувашские крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись

ханскими наместниками и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и

тарханами. В эту эпоху плодородные южные районы Чувашии разорялись набегами

кочевых племен и были превращены в «дикое поле». Земледельческое наследие,

спасаясь от завоевателей, вынуждено было переселиться в лесную местность

между реками Цивиль и свияга; здесь и начался процесс слияния верховых и

низовых чувашей в единую народность.

Уже в XIII – XIV вв. установились хозяйственно – культурные связи

предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв. они значительно усилились. В

1551 году Горная сторона в результате народного восстания отпала от

Казанского ханства и добровольно перешла под власть Русского государства. С

этого времени и особенно после ликвидации в 1552 году Казанского ханства

чуваши тесно связали свою судьбу с русским народом. Сооружение засечно –

сторожевых линий в XVI – XVII веках позволило начать вторичное заселение

юго – восточных районов Чувашии.

Дальнейшая история чувашской народности неразрывно связана с

социально – экономическим и политическим развитием России, в состав которой

чуваши вошли в 1551году. Результатом процесса закрепления крестьянских масс

и насильственной христианизации в XVII – XVIII веках явилась массовая

миграция чувашей за пределы их первоначального расселения – в Заволжье,

Приуралье и в Сибирь.

Освоение чувашами Самарского Заволжья началось одновременно со

строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края,

особенно усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли –

степные пространства за Волгой.

Исторические документы свидетелствуют о переселении в Самарский

край изначально представителей обеих этнических групп – как вирьял, так и

анатри.

Для решения вопроса этногенеза чувашского народа значительный

интерес преставляет изучение специфических культурно – бытовых черт.

При постановке вопросов этногенеза современная этнография широко

использует известный источник – национальный костюм.

По своему покрою чувашская женская рубаха целиком принадлежит к

типу туникообразной. Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к

старинным рубашкам степных народностей.

Что касается вопроса о происхождении белой туникообразной рубашки

у чуваш, то в полной мере утвердительно сказать, что она булгарского

происхождения, ибо наличие ее в старину отмечается некоторыми авторами и у

казанских татар.

Наиболее древним типом рубашки у чувашей Самарского края

исследователи считают рубашку анат – енчи.

Главной особенностью этой рубашки является домотканый белый холст,

из которого ее шили; к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы

по бокам, а также прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у

кисти. Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым

вставкам и рукавам ластовицы. Другой отличительной особенностью рубахи было

обязательное оттенение продольных швов, соединяющих основное полотнище с

боковыми. Это осуществлялось двумя способами: или легкой и узкой вышивкой

шерстяной ниткой зеленого цвета, расположенной вдоль шва, или лентой

красной материи, нашитой на шов. Смешанная шелково – шерстяная вышивка с

преобладанием красного шелка располагалась вдоль шейного и грудного разреза

ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшалагу их.

Нагрудная вышивка «кеске» представляла собой две асимметрично

расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных

восьмиконечных звезд. Но кеске можно было увидеть стилизованные

растительные и животные моивы. На некоторых рубашках кеске вышиались не с

двух, а с одной стороны нагрудного разреза, на другой стороне она

заменялась положенной наискось полоской красного кумача.

Замужним женщинам анат – енчи были известны рубашки, украшенные

двумя ромбами из кумача на груди по боеим сторонам грудного разреза. На

девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная

полоса. По самому грудному разезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку,

которая постепеноо все уменьшалась в размере.

Для белой вышитой рубахи очень характерно ношение на поясе вышитых

кусков ткани – «сара» и кистей из шерсти и бисера, называемых «хуре».

Вторым типом рубашки у чувашей самарского края была рубаха анатри.

Отличительной, сразу бросающейся в глаза. Особенностью этой рубахи является

цвет. Она изготовляется из домотканой сине – красной пестряди, в новой

форме – из покупной материи, ситца или сатина. Другой ее особенностью было

отсутствие вышивки. Рубашка анатри имеет прямые аналогии с татарской

рубашкой. Дальнейшее изменение рубашк связано с расширением волана так, что

основная часть рубашки из 4-х полотнищ доходила только до седины бедра,

оттуда же начинались один за другим два широких волана. Последний вариант

пестрядийной рубашки преобрел вид настоящего платья.

Последний третий тип рубашки – так называемая вирьяльская рубашка,

туникообразная, с одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми

полотнищами, продольные швы не окаймлялись, на плечах, до ластовки рукава

шла узкая вышивка и пришивались полоски узорного тканья.

Чувашский женский костюм характеризовался большим коллическтвом

разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.

Обязательной принадлежностью чувашского женского костюма являлись

штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых – с широким

шагом.

Верхней одеждой чувашам обеих групп служили холщовые балахоны из

холста и пустав из тонкого сукна, кафтан

Традиционной обувью были лапти, надеваемы у верховых чувашей на

черные портянки, у низовых – на вязанные чулки.

Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие

группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные

головные уборы.

Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий

головной убор – тухья, символизирующий девственность. Тухья – шапочка –

шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической

шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.

Большинство орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве

чуваш финского происхождения.

Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже

со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила

традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому

народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических

групп чувашей.

В старину нательной одеждой являлась холщовая рубаха (кепе),

белая или из крашеницы и пестряди, и штаны йем). Рубаха туникообразного

покроя без воротника, с боковыми клиньями. Навыпуск, подпоясывалась узким

плетеным поясом. Зимой поверх йем надевали того же покроя сытма из толстой

крашеницы или сукна. Летом в прохладную погоду поверх рубахи носили

холщовый шупар, пустав из тонкого сукна - короткую поддевку с сборами

сзади.

Теплой одеждой служи: сахман – поддевка со стеганой подкладкой до

талии, керек – шуба из овчин желтого или черного дубления, сшитая в талию с

сборами или складками асам – азям из толстого, плотно сотканного и валяного

сукна и тулуп, как и азям, имевший большой воротник шалью.

С давних пор для решения вопроса этнической истории народов

привлекались предания народов о собственном происхождении.

Список использованной литературы.

1. Бытовая культуры чувашей.- Чебоксары,1985.

2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского

края.- Самара,1991.

3. Волков Г.Н. трудовые традиции чувашского народа.- Чебоксары, 1970.

4. Вопросы материальной и духовной культуры чувашей.- Чебоксары, 1986.

5. история, археология и этнография Чувашской АССР.- Чебоксары,1975.

6. Народы Поволжья и Приуралья: историко – этнографические очерки.- М,

1985.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека