Цивилизация Ацтеков
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Цивилизация Ацтеков.
Студента подготовительного
факультета,
группы ЮЮ-74,
Щербакова Алексея Вячеславовича
Преподаватель: Савичева Елена
Михайловна
Москва1997год
СОДЕРЖАНИЕ
ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ
1. АЦТЕКИ
2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ
3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ
4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ
6.РЕЗЮМЕ
ЛИТЕРАТУРА
ИЗ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ.
Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит
в себе множество загадок. До завоевания континента европейцами -
это была самобытная сплоченность нескольких культур.
Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких,
цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние
цивилизации ацтеков, инков и майя.
Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свиде-
тельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе
их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вооб-
ще.
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый ог-
ромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, сви-
детельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а
также в дошедшем до нас языке.
Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки
и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и
еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего
стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты
далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к
сожалению, навсегда утрачены, но остается многое с чем мы не-
посредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгад-
ке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относи-
тельно искусства в целом тех далеких миров.
Проблема изучения этих древних культур до недавних пор зак-
лючалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой
Лат. Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах
велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архи-
тектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением ли-
тературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, свя-
занных с обитанием на них древних племен и народов.
Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся
переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и
увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы,
когда-то совершались религиозные обряды, о древних индейских хра-
мах, о многом, чего мы не могли бы себе ясно представить, не уви-
дев на яву. Слушая их, представляешь и понимаешь все величие и
ценность памятников древних цивилизаций, они несут с собой по-
истине огромный слой информации, необходимой для осознания и пра-
вильного восприятия бытия наших предков и в целом истории разви-
тия человечества .
В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркива-
ющий их своеобразие, словесный портрет каждой.Среди древних циви-
лизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих
великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается не-
известным о них, но известно, что они достигли высокого уровня
развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астро-
номии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя
имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и
другими специальными устройствами для наблюдения за небом. Кален-
дари ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя.
Ацтеки были народом очень воинственным, который в XIII веке
обитал в долине Анауак, где сейчас находится город Мехико, терри-
тория которой была впоследствии расширена в результате длительных
завоевательных войн и превращена в основную политическую зону Те-
ночтитлан, столицу ацтекского государства, численность населения
которого была 60000 человек до начала "конкисты".
Имели ацтеки обширные знания в области астрономии, которые
унаследовали от более древних культур. Цивилизация ацтеков насле-
довала также архитектуру пирамид, скульптуру и живопись.Ацтеки
добывали и обрабатывали золото, серебро, уголь. Они построили
множество дорог и мостов.
У ацтеков было развито искусство танца и множество видов
спорта; театр и поэзия.Ониэ имели игру в мяч очень похожую на се-
годняшний баскетбол. И, согласно легенде, капитану команды, кото-
рая однажды проиграла, отрубили голову.
У ацтеков было очень хорошо поставлено образование, препода-
вались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история зако-
нов, медицина, музыка и искусство войны.
Государство инков достигло своего апогея в XY веке. Его
население насчитывало более 12 миллонов человек. Религия инков
имела культ бога Солнца, согласно которому они назначали своих
императоров. Общество не строилось на основах демократии, так как
делилось на классы. Народ должен был заниматься сельских хо-
зяйством или ремеслами и был обязан обрабатывать земли. Торговля
была развита плохо. Столица империи инков имела коммуникации со
всей территорией империи посредством великолепных мостов и дорог.
(Собственный перевод с испанского языка фрагмента из книги "Куль-
тура индейцев" стр. 5 - 6).
Далее предметом моего более подробного рассмотрения станет
цивилизация ацтеков. Я не просто так остановил свой выбор на ац-
теках, так как меня заинтересовал тот факт, что их культура сох-
ранилась до сих пор и многочисленные племена ацтеков живут в наше
время, обитая на своих исконных землях.
1. АЦТЕКИ.
Ацтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики.
Численность около 1,3 млн.человек (на 1977 г.). Язык - науатль.
Большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабо-
чие, лишь небольшая часть их сохранила старый хозяйственный ук-
лад. Первоначально ацтеки - бродячее охотничье племя. История его
начинается с ухода во второй половине 12 века с мифической праро-
дины - остров Астлан ("место цапель" - отсюда название племени;
второе название ацтеков - теночки). После долгих скитаний ацтеки
поселились на озеро Тескоко, перешли к земледелию и основали око-
ло 1325 г. город Теночтитлан (современный Мехико), ставший цент-
ром государства. Название ацтеки стало применяться ко всем носи-
телям ацтекской культуры. В результате многочисленных завоева-
тельных походов правителей Теночтитлана ацтекская культура расп-
ространилась далеко пределы долины Мехико.
У ацтеков Теночтитлана,вплоть до испанского завоевания сох-
ранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4
фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие
должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с
подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили ори-
гинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков
("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети ка-
налов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, ка-
бачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные куль-
туры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток
пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, тка-
чество) отделились от земледелия и достигли высокого развития.
Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл
(медь, золото) шел на изготовление украшений.
Города имели правильную планировку, связанную отчасти с
разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная
площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо
улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был
построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом
многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по ак-
ведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов
связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распростране-
ние у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уи-
цилопочтли.
Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов,
живших на территории Центральной Мексики, главным образом, толь-
теков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и аст-
рономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало
расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружени-
ями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на
усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома
знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатури-
лись; помещения распологались вокруг внутреннего двора. Стены
культовых зданий украшались рельефами, росписями,узорной кладкой.
Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаменти-
рованные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (ста-
туя богини Коатликуэ высотой 2,5 м). Знаменит так называемый "Ка-
мень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скуль-
птурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова мертвого", "Пе-
чальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или ке-
рамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде
архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с
изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски вы-
полняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из
камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.
Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результа-
те испанского завоевания 1519-21 г.г.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ АЦТЕКОВ.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым
пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма
служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.
Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они
могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустро-
федон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий
пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для
передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl
изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифи-
ческого характера, передающие определенные понятия; собственно
фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К
моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ац-
текской письменности, все эти системы существовали параллельно,
их употребление не было упорядочено.
3. ЦАРСТВО АЦТЕКОВ.
Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале
16 вв с центром в г.Теночтитлан (современный Мехико) до 1348 на-
ходилось в зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 г.г.
- от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века прави-
тель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" - Теночтитла-
на, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацко-
поцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль
и его преемники (Моктесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469
г.г.; Ашаякатль 1469-1486 г.г.; Ауицотль 1486-1503 г.г. ), в
состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но
и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство
достигло при Моктесуме II (1503-1519 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. бы-
ло значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского
царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, факти-
чески же его власть была наследственной. Формирование основных
классов общества не было завершено (положение члена общества оп-
ределялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте,
которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10). К 1521 году
Ацтекское царство было завоевано испанцами.
4. АЦТЕКСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памят-
ник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый
диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обознача-
ющими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога
Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное
воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден
в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии
(рис 3).
Ацтекский календарь (calendario azteca) - система лето-
исчисления у ацтеков, имел черты,сходные с календарем майя. Осно-
ву ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание
260-дневной ритуальной последовательности (так называемого свя-
щенного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации не-
дельного (13 дней) и месячного (20 дней,обозначались иероглифами
и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-днев-
ных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский ка-
лендарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя,
дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.
Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершаю-
щийся по истечении 52-летних циклов.
5. ЯЗЫК АЦТЕКОВ.
Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ац-
текской ветви таньо-ацтекской филии.Существуют и другие классифи-
кации (например, американский ученый Н.Мак-Куаун включает язык
ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви).Распространен
в Мексике (предположительно с 6 века), число говорящих около 1,3
млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на
основе латинской графики.
В грамматической структуре ацтекского языка отмечаются черты
агглютинации и умеренного полисинтетизма. Формы словоизменения и
словообразования образуются : путем присоединения аффиксов, глав-
ным образом суффиксов, к неизменяемому корню, например: icxatl -
"овца", icxacame - "овцы" (tl - суффикс немаркированной формы су-
ществительного); редупликацией (удвоением) начального слога кор-
ня: teotl - "бог", teteotl - "боги"; позиционно:tepostli - "желе-
зо",mecatl - "цепь", teposmecatl - "железная цепь"; объединением
целых слов в едином словокомплексе: totolin - "курица",tell- "ка-
мень", axcalli- "хлеб", totoltetl- " яйцо", totoltetlaxcalli-
"яичница" (буквально курица-камень-хлеб). Для выражения прост-
ранственных и временных отношений широко используются послеслоги.
Фонологическая система ацтекского языка обнаруживает черты
так называемого тихоокеанского типа: вокализм развит относительно
слабо (i:e:a:o),для консонантизма характерно противопоставление
нелабиализованных - лабиализированных задних (k:k ), наличие афф-
рикат (c,c,te) и гортанной смычки (?). В ацтекском языке самая
богатая в юто-ацтекской семье серия взрывных согласных. Современ-
ный ацтекский язык испытал большое влияние испанского языка, осо-
бенно в лексике. Ацтекский язык используется в начальной школе,на
нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хресто-
матии, сборники фольклора и др).
6.Р Е З Ю М Е
В заключении проделанной работы по изучению народа ацтеков
хотелось бы дать оценку раскрытого материала и показать сохраняю-
щуюся актуальность данной темы. Изучая ацтеков и их культуру,
становится понятным и видимым богатство их традиций и монолит-
ность накопленного ими опыта за период своего существования.
И все-таки стоит глубоко задуматься над тем,кто такие ацте-
ки ? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на
многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать
объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удиви-
тельно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих отк-
рытиях в области разных наук, там, на Американском континенте,
уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули
через барьер многих научных достижений и развивались гораздо бо-
лее быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот
факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов
граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появ-
ление многих из которых в обществе такого типа вообще не уклады-
валось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем и сейчас
нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.
Актуальность этой темы возникает сама собой потому, что че-
ловека всегда движет чувство недостаточности знаний и он никогда
не остановится в исследовании различных явлений, если осталось
хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого
разума.
Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или
иных явлений древней культуры сама собой порождает все новые и
новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь
иначе и быть не может. Мне бы, в свою очередь, хотелось подчерк-
нуть актуальность того, что я, достаточно долго соприкасаясь с
культурой испаноговорящих стран, постепенно начинаю познавать
истоки возникновения этой культуры и ее исторической трансформа-
ции. Для меня стало интересным понять существование многих слов
местного происхождения, употребляемых в разговорной речи и лите-
ратуре наряду с чистыми языковыми формами. Особенно интересно
разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой своебразие
диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим на
данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим
занимается другая очень интересная наука - лингвистика.
Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для
всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу ма-
ло изученных или не изученных вообще племен и народов, проживаю-
щих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка. Историки и
археологи посредством археологических находок и других свиде-
тельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории
древнего мира Америки. Свидетельством этого может служить факт
внимания ученых и поломничества туристов в города Мачу-Пикчу и
Куско, древнюю столицу империи инков.
Литература.
1. Народы Америки т.2, М.,1959
2. Вайян Дж., История ацтеков, пер.с англ., М., 1949
3. Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки,М., 1962
4. Латинская Америка: энциклопедический справочник, т.I - М.,
Советская энциклопедия,1979
5. Максаковский В.П., Географическая карта мира: 230 "каналов
углубления" к курсу "Экономическая и социальная география
мира", Ярославль, 1995
.
.