Декоративно-прикладное искусство допетровской России
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДОПЕТРОВСКОЙ РОССИИ
Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное,
стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся
часто за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и
насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес
художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажа
подготовили русское искусство к переходу на путь светского развития.
Этот переход был невозможен, однако, без решительного освобождения
искусства от влияния церкви, без внедрения в культуру светского начала,
которое несли с собой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского
средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к
пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью
в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил
народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа
действенным проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают
сюжеты, которые в народном сознании связывались с героическим или
высоким нравственно-эстетическим началом.
Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные
произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных
бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV
вв.; серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с
товарищами». Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина,
большие памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура
была полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с
иконой. Эта близость усугублялась тем, что рельефы не выступали за
плоскость обрамляющей изображение нетронутой кромки доски, а уплощенные
фигуры, рассчитанные на строго фронтальное восприятие, помещались в
киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя
друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучания
скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь
округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,
обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и
непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко
моделированные черты лица приобретают повышенную одухотворенность,
выявляя внутреннюю жизнь, сконцентрированную в величественных, застывших
фигурах. Как и в живописи, в скульптуре возвышенная идея выражалась
ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутых композиций, наделяя телесный
облик святых напряженной духовностью, лишенной индивидуальных черт.
В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же
эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки
статических фигур к большей повествовательности и свободе в передаче
движения. Не связанные непосредственно с византийской традицией,
скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеалов
нравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются
отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывали
решительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое
развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.
Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское
время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд
навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное
искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными
фигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый
потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы»,
воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши,
литой с чеканкой панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют
тектоническую ясность формы и орнамента, подчеркивающего строение
предмета. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. В XVII в.
развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия.
Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и
цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве
оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых
в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела», расписанные
яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные
изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в.
применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме
изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,
распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается
более строгий орнамент. Большое распространение получает басма,
покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV
вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный
из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые
растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII
в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в
особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из
которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Ту же
эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея
Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе
и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из
железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской
церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском
Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного
стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-
художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур
Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в
Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в
травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным
растительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв.
Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный
сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких
деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения
выделяются работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу
проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая
плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова
на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с
шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII
вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью
сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба
напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву приезжает
ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводили
западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила
распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием
деталей. Ее формы были также использованы в наружном белокаменном
декоре. Если разнообразные деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв.
отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким
геометрическим орнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные
растительные мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала
ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в мебели применялись формы,
заимствованные из архитектурного декора. Резные изделия часто пестро
раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру
она долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в.
появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как
хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной
декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают
поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях
вплоть до последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется
«битийное письмо» - бытовые сцены, сказочные существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI
в. применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется
геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур.
Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно
влияние деревянной резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные
терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-
охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются
для убранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными
сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные
изразцы для собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в
XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких
вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической
характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными
мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят
восточные и западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII
в. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв.
существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует
паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает
распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами
либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг,
серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в.
дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием
церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках
живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на
развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому
влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под
влияния церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало
мощный толчок для развития.