Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Фольклор

Фольклор

Министерство профессионального образования РФ

Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.

Реферат по детской литературе на тему:

«Фольклор детского чтения и его значение»

Выполннила: студентка

2 «З» (К) курса

Ландина Е.

Переподаватель:

Щербина Л.Г.

г. Усть-Лабинск

2001г.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства -изучение ранних

проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и

приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний

контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в

нашей стране, так и за рубежом.

Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова,

Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов

развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно

строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему

радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот

фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее

постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной

восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное

мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается

опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях

является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные

произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания,

возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной

педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий

огромные дидактические возможности. Знакомство с народными

произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к

окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль

и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что

фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни

ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на

детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает

разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм

фольклора в развитии познавательной активности детей,

формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности,

воспитание любви к народному национальному искусству.

Целенаправленное и систематическое использование произведений

фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического

благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в

дошкольный период детства.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых

фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок,

скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк

незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые

жанровые богатства.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического

творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и

красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по

своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих

отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно

заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей

связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского

художественного творчества. Особенности детской психики, мышления

определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные

песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного

творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С.

Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на

жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и

задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на

юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что

следует назвать народной педагогикой» .

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными

песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок

начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и

короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные,

бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с

пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и

стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического

творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы

(«Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят,

ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и

туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-

белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и

образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить;

кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-

белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает

пирожок;

заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и

заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,

баюкает младенца и т.д.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности

для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой

индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо

как можно шире использовать его воспитание детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют

особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а

именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть

индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития»

(Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их

умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют

неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и

методики ознакомления с народной поэзией.

Фольклорно-игровые занятия с малышами - деятельность специфическая и

требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства.

Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь,

танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет

привнести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в

исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые

занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с

малышами.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и

преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности

детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные,

наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями,

варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок,

откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять

любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на

себя любую роль.

При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить

понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски

речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое

взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-

образное мышление.

На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием

действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности,

самостоятельности, развивать их фантазию.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста,

необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека,

развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со

взрослым.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в

детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому,

маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может

подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить

контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока

еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные

произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно

в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка. или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не

велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны

соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они

произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие,

они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко,

успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей

двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

На деточка пойдет,

Через киску упадет! или:

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ,топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

или:

Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную,

пушистую, Мягкую, душистую.

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать

потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления

куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей

дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе

кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не

плачь, не плачь, куплю калач».

Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям

потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в

игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-

баю», «Катя, Катя маленькая...».

В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и

конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное

отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных

слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в

которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает

детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь,

способствует развитию разговорной речи.

Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры,

книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие

речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать

умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить

книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки.

Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток,

сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же

произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с

радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых

потешек.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному

поэтическому слову.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении

самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические

чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к

народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее

использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку

колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку,

он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему

частицу вашего вдохновения.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.

Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение

эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром

народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление.

Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего,

воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть

рассвета человеческой личности и добрых поступков.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются

их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они

расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное

развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего

развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное

отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного

материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют

запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша

удовольствие и радость.

Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать

потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -

«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный

положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая

на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар

покачу, гулять хочу

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,

Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и

понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы

фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки,

инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.

Возможно, для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет.

Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или

щенка, мишку, зайчика, птичку,

и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «

металлофон, бубен, барабан, треола, дудочка, треугольник. Внимание,

необходимое на занятии, будет зависеть от того, на сколько вы заинтересуете

малыша, увлечете ребенка своими действиями.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,

воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют

жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в

которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки

высоких

человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец

духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.

(Потешки и песенки, которые можно использовать в работе с детьми,

представлены в Приложении ).

ПРИЛОЖЕНИЕ

***

Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га!

Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки в

верху -Грру-грру-грру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя

- петушок Ранним-рано по утру

Нам споет - ку-ка-ре-ку!

***

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

***

Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам Да расти по

часам.

***

Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули:

«Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешься

вечерком,

Нас напоишь молочком.

***

Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малые

ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье

Молоко коровье.

***

Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули

ворковать, Тихо Машу усыплять:

«Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай».

Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченьку

качать. Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:

Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

***

Большие ноги Шли по дороге:

Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:

Топ,топ,топ,топ,топ,

Топ,топ,топ,топ,топ.

***

Этот пальчик - детка, Этот пальчик - бабка, Этот пальчик - папенька, Этот

пальчик - маменька, А вот этот- наш малыш, И зовут его Денис!

Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша, И для нас на ней растут

Пироги и каша!

***

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

***

Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

***

Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем В лес ходил. С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем песни пел.

***

Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-

ка.

***

Поехали, поехали С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку,

По сладеньку.

***

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг ... в яму

Бух!

Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала

маменька, Отрыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

- Курочка-рябушечка, Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

- За водой.

- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!

***

Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла

маменька, Закрыла ставенку, Засыпай,

Бай-бай.

***

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня - тележке, Щелкает

орешки.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека