Генрих Гейне
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Цареградского Евгения
РЕФЕРАТ
на тему:
Генрих Гейне
Киев 1999
Генрих Гейне
(1797-1856 гг.)
Генрих Гейне - современник двух эпох. Родившись в 1797 году, он, если
полагаться на его собственные утверждения, видел в своем родном
Дюссельдорфе императора Наполеона во всем блеске его славы; юношей он
учился у Августа Вильгельма Шлегеля, теоретика немецкой романтической
школы, и у Гегеля, в учении которого нашла свое завершение немецкая
классическая философия; он посылал свои стихи уже старому Гете и посетил
его однажды в Веймаре. Десятилетием позже он вращался в Париже в кругу
учеников социалиста-утописта Сен-Симона, спорил с Бальзаком и дружил с Жорж
Санд; по прошествии еще одного десятилетия он познакомился с Карлом
Марксом, Фридрихом Энгельсом, позднее с их соратником поэтом Георгом
Веертом. А его последние произведения, которые он диктовал уже больным в
годы, последовавшие за европейскими революциями 1848-1849 годов, появлялись
почти одновременно с первыми произведениями Бодлера во Франции, Ибсена в
Норвегии, Толстого в России. Чтобы понять причину того воздействия, которое
творчество Гейне оказывало в Германии и во многих других странах со времени
выхода его первого большого сборника стихов и вплоть до сегодняшнего дня,
надо ясно себе представить, что в личности поэта нашли отражение, с одной
стороны, эпоха Великой французской революции и то огромное влияние, которое
она оказала на духовную жизнь, а с другой стороны - эпоха господства
буржуазии, эпоха бурного развития капитализма, и те глубокие социальные
противоречия, которые она с собой принесла. В его творчестве продолжают
жить философские, политические и эстетические идеи революционной эпохи,
эпохи Просвещения, эпохи немецкой классики, стремление преодолеть
устаревшие отношения, мечта о царстве разума и человеческом счастье, мысль
о способности человека к совершенствованию. Но по мере того, как идеальное
царство гармонии превращалось в дисгармоническую реальность буржуазного
мира, эти идеи уже не способствовали ни пониманию, ни освоению
действительности, и у Гейне еще на раннем этапе можно наблюдать отход от
просветительских идеалов и возрастание роли субъективного чувства,
индивидуального самоутверждения во враждебном косном мире, что было
характерно и для немецкого романтизма.
Страстные поиски такого миропорядка, при котором социальная
справедливость сочеталась бы с неограниченными возможностями развития
личности, заставили Гейне обратиться к современным социальным идеям и
привели его к мысли о том, что устранение всякой "эксплуатации человека
человеком" (его собственные слова) должны быть целью социального движения,
которое может стать жизненным делом поэта.
Гейне - поет. Его значение, его мировая слава определяется, прежде
всего, лирикой, и даже не всей лирикой, а лишь любовными стихами,
написанными главным образом до 1830 года. Они собраны в первом большом
сборнике его стихов, в "Книге песен", увидевшей свет в 1827 году, в цикле
"Новая весна", включенном затем в сборник "Новые стихотворения" (1844).
Циклы составляющие "Книгу песен", - "Юношеские страдания" (1817-1821),
"Лирическое интермеццо" (1822), "Опять на родине" (1823-1824) и "Северное
море" (1825-1826), - отражают поэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи,
замечешь, что на протяжении более десяти лет любовная тема занимала в них,
бесспорно, первое место. Судя по этим стихам, между восемнадцатым и
двадцать восьмым годом жизни все желания поэта, все его счастье - весь
смысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностью боготворимая им
женщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за эту надежду, чем больше
она ускользала от него. Он мечтает в стихах о гармонии идеальной любви - и
рисует, как обманывает каждый раз эта мечта. Мечта эта наталкивается на
непреодолимые препятствия, враждебные силы проникают даже в сновидения
поэта, разлучая его с любимой. Если сравнить эти стихи, например, с
любовными стихами Гете, то различие сразу бросается в глаза. Торжествующему
оптимизму и цельности мировосприятия лирического героя у молодого Гете
противостоит у молодого Гейне меланхолия и отсутствие цельности или,
выражаясь языком того времени, "разорванность" и "мировая скорбь". С самого
начала в лирике Гейне есть ощущение неразрешимых противоречий, которые и
определяют отношение поэта к окружающему миру, а тем самым и его личность.
Именно сильному и яркому выражению этого ощущения лирика Гейне обязана в
значительной степени своей популярностью.
В жизни поэта легко найти основания для такого мировосприятия. После
окончания школы он приезжает в Гамбург к своему дяде Соломону Гейне -
одному из самых богатых гамбургских банкиров. Здесь он обучался торговому
делу, когда же обнаружилось отсутствие у него таланта и склонности к
коммерции, он получил разрешение и финансовую помощь дяди для изучения
юриспруденции (в Геттингене, Бонне, Берлине и снова Геттингене, где он в
1825 г. завершил свое юридическое образование). Еще будучи учеником в
торговом деле, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь Соломона Гейне, и
одновременно начал писать стихи. Уже в первых же письмах того периода
драматически выражены противоречия его положения. В семье его дяди
увлечение поэзией было встречено с презрением и расценено как нечто
неподобающее, способно лишь повредить его репутации в "обществе". Амалия,
очевидно, разделяла взгляды своей семьи и не отвечала взаимностью поэту.
Равнодушие любимой, ее холодность лишили поэта веры в людей, в близость
между ними. Идеал красоты и добра, воплощенный в облике возлюбленной,
представляется ему не только недостижимым, но подчас и не безупречным. Он
часто рисует ее неверной и демонической, привлекательной и одновременно
опасной носительницей злых чар.
Одна мысль чаще всего тревожила Гейне даже в счастливые часы наедине с
любимой, как он об этом признается в своих стихах тридцатых годов, - это
мысль о родине. Гейне прожил во Франции четверть века, за это время лишь
дважды побывав в Германии (в 1843 и в 1844 гг.). В своих стихах,
посвященных Германии, Гейне часто возвращается к противоречию между
чувством неразрывной связи с родиной и критическим отношением; близость и
отталкивание тесно переплетаются между собой. Он воспевает Германию так,
как десятилетие назад он воспевал в "книге песен" возлюбленную ("О
Германия, моя недосягаемая возлюбленная!"). Родина занимает теперь место
недоступной красавицы, которая отворачивается от него, не понимая его
глубочайших чувств, и которая на самом деле не так уж достойна поклонения,
как кажется охваченному любовью поэту. Чувство это представляется самому
поэту неразумным и сумасбродным, - и все же непреодолимым. Стихотворение "И
я когда-то знал край родимый...", одно из самых прекрасных у Гейне, -
выдержано целиком в образном ключе "Книги песен", и только формы прошедшего
времени указывают на то, что поэт отошел от настроений тех лет. В
стихотворении "Ночные мысли", написанном в 1843 году, до первой поездки на
родину, это элегическое чувство к прошлому, к Германии достигает своей
вершины.
Сборник "Новые стихотворения", как и "Книга песен", содержит раздел
"Романсы". Начиная с последней трети XVIII века - со времен Бюргера, Гете и
Шиллера - в Германии возникла богатая романсная и балладная поэзия. Но уже
в творчестве романтиков баллада в известной степени утратила свое
демократическое содержание и связь с актуальными вопросами современности.
Гейне восстановил эту утраченную связь. Для ранней баллады "Гренадеры" он
заимствовал сюжет из живой современности, что было в то время чем-то
необычным. Поскольку на всем европейском континенте победа над Наполеоном
означала реставрацию феодализма и затухание революционного пламени, всякий
, кто обнаруживал симпатии к Наполеону, считался притаившимся якобинцем.
Говоря от имени двух солдат разбитой наполеоновской армии, мечтающих о
возвращении императора, Гейне выступал тем самым против существующих
порядков. Баллада почти открыто звучала как политическое стихотворение.
В других балладах Гейне использовал исторические сюжеты, античные
сказания и легенды, переосмысливая их в соответствии со своими идеями о
революции. На протяжении всего своего творчества Гейне интересовался
народной песней, легендой, сказкой и обстоятельно раскрыл свое понимание
народного творчества в прозаических произведениях; в безымянных памятниках
народного творчества поэт видел неофициальную культуру немецкого народа,
существование которой свидетельствовало о том, что народ не полностью
подчинился христианской идеологии. В образах сказок - великанов и гномов,
русалок и эльфов - продолжали жить языческие традиции: фольклорные образы,
по мнению Гейне, вели свое происхождение от античных богов и полубогов,
обреченных на подпольное существование, превращенных в эпоху христианского
средневековья в злых духов и чертей. Борьба между христианским и языческим
мировоззрением, запечатленная в древних сказаниях, имела для Гейне
величайшее актуальное значение. Язычество означало приятие жизни,
стремление к земному счастью, христианство - отрицание жизни, аскетизм,
надежду на лучшее в ином мире. Поскольку же вера в потусторонний, лучший
мир являлась существенным препятствием к тому, чтобы народ осознал свои
возможности, и предъявил свои права на лучшую жизнь, преодоление
христианского аскетизма было важнейшей предпосылкой для социального
освобождения. Так называемая "эмансипация плоти" не имела у Гейне ничего
общего с пассивным эпикуреизмом, наоборот, она была существенным элементом
и его сенсуалистической, близкой к материализму философии. Таким образом,
баллады Гейне, раскрывая его понимание прошлого, вместе с тем всегда
актуальны. Речь идет о праве на земное счастье и тогда, когда поэт
рассказывает о том, как рыцарь Олаф, несломленный, принимает смерть,
насладившись любовью дочери короля ("Рыцарь Олаф"); и тогда, когда поэт
описывает раскаяние мужа, убившего изменницу-жену, покорившуюся силе
песнопения ("Фрау Метта"). Язычество и христианство сталкиваются в поэме
"Тангейзер" - свободном переложении старой немецкой народной баллады. Здесь
Гейне особенно сильно модернизирует исходный сюжет, превращая поэму в
политическую сатиру на современную Германию. Тем самым поэма "Тангейзер"
предваряет политическую лирику Гейне сороковых годов. Правда, политические
стихотворения Гейне писал во все времена творчества. В юные годы он
воспевал в еще беспомощных традиционных стихах освободительную войну 1813
года; в двадцатых годах он высмеивал национализм "брудершафтов", спесь
прусских лейтенантов и филистерскую узость бюргеров.
После Июльской революции политические мотивы начинают звучать все
более отчетливо благодаря сопоставлению Германии и Франции. Но по сравнению
с прозой Гейне - "Путевыми картинками", "Французскими делами",
"Романтической школой", "Историей религии и философии в Германии" и
различных предисловий к его книгам, - где он смело, остроумно, ярко
высмеивал теперешнюю Германию и пропагандировал новый путь развития, в его
лирике прямых политических выпадов до сих пор было меньше. Положение
изменилось с начала 1840 года, и тем самым начался новый этап в творчестве
Гейне.
Толчком послужило начало оппозиционного движения либеральной буржуазии
и демократических слоев мелкой буржуазии в Пруссии. В результате
промышленного подъема (центром промышленного развития стала Рейнская
область) были выдвинуты, приуроченные к смене царствования, требования
свободы печати и конституции для Пруссии; усилились нападки на господство
дворян, церкви и бюрократии. Правительство пыталось справиться с этим
режимом с помощью усиления репрессий. Буржуазные газеты, выражавшие
оппозиционные настроения, запрещались и возникали вновь; издатели и
книготорговцы измышляли все новые и новые уловки, чтобы обойти цензуру;
листовки напоминали о том, что в 1813 году правивший король, который
нуждался в своем народе для победы над Наполеоном, обещал конституцию, но
обещания не сдержал. Наряду с этим движением возникла философская оппозиция
(младогегельянцы, Л. Фейербах, молодые Маркс и Энгельс), большая
политическая литература и политическая лирика. Молодые поэты воспевали
немецкое единство и свободу, обращаясь к прусскому королю и к народу;
многие их стихи звучали так, точно величие Германии уже достигнуто, а
завоевание свободы не представляет особых трудностей.
Гейне не присоединился к этому хору. Некоторое время он относился
довольно скептически как к этому движению, так и к его литературному
выражению. Классической страной революции для него оставалась Франция;
жители Парижа неоднократно доказывали, выходя на улицы и строя баррикады,
что не намерены вечно терпеть угнетение. С 1840 года Гейне снова стал
публиковать в газетах статьи, посвященные общественной жизни Франции (он
издал их позднее отдельной книгой под заглавием "Лютеция"); в этих статьях
он с еще большей настойчивостью, чем прежде, говорил о социальных
противоречиях и грядущих битвах. Он писал о рабочих клубах, в которых
обсуждаются социалистические и коммунистические сочинения; о том громадном
впечатлении, какое произвели на него исполненные грозной силы песни,
которые распевались в мастерских. Все это, происходившее вне официальной
общественной жизни, казалось ему более важным для будущего, нежели
рассчитанные на внешний эффект парламентские дебаты или правительственные
распоряжения, о которых писала пресса и говорили в салонах. Именно это и
составило для него современную политическую и общественную жизнь. Что
касается самой Германии, то поначалу Гейне сомневался в том, что "в этой
стране филистеров", стране "чистой теории" может возникнуть серьезное
политическое движение. Поэтому он сомневался и в ценности тех политических
стихов, в которых с воодушевлением воспевалась наступающая "весна народов"
и победившая свобода. Особенно фальшиво звучали для его ушей
националистические, то есть антифранцузские ноты в воспевании "свободного
немецкого Рейна" и немецкого единства под эгидой Пруссии. Риторическое,
высокопарное выражение либеральных идей - со всеми, свойственными им
иллюзиями, со всей их оригинальностью - претило ему как с политической, так
и с художественной точки зрения. Поэтому он выступал в стихах и в прозе с
серьезной критикой, а чаще с ироническими или откровенно насмешливыми
замечаниями в адрес современной "тенденциозной поэзии". Так, он спрашивал
юного Георга Гервега, одного из самых популярных в те годы певцов свободы:
действительно ли миновала зима и Германия предстала в весеннем уборе? Не
цветет ли эта весна лишь в воображении поэта? ("Георгу Гервегу"). Или
иронически советовал немецким поэтам не воспевать больше своих
возлюбленных, а будить трубным гласом народ, употребляя при этом только
общие слова ("Тенденция"). О стихах Гофмана фон Фаллерслебена Гейне
говорил: они годятся лишь для того, чтобы филистеру слаще казались еда и
табак в его привычном кабачке.
Но Гейне недолго находился в оппозиции к оппозиции. Когда борьба
обострилась, когда, например, Гервег и Фрейлиграт вынуждены были покинуть
Германию (1843 и 1844 гг.); когда восстание силезских ткачей (1844 г.)
возвестило начало открытых боев между буржуазией и пролетариатом, - тогда
для Гейне его противоречия с либералами, с мелкобуржуазными демократами
отошли на задний план и он направил острие своей критики против
господствующих немецких подрядчиков. Политические стихи, которые он вновь
начал писать, свидетельствовали о превосходстве его позиции и его
поэтического таланта. Когда он выступал против прусского короля, то вовсе
не для того, чтобы, подобно Гервегу и другим, поучать его или убеждать в
преимуществах свободы, а для того, чтобы отучить немецкий народ раз и
навсегда от почтения к королям "божьей милостью". Гейне так высмеял короля,
что умеренные либеральные круги поторопились отмежеваться от него. Не
больше, чем прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, посчастливилось
баварскому королю, - Гейне написал "Хвалебные песни королю Людвигу" для
"Немецко-французского ежегодника", издававшегося Марксом и Руге; за это
поэт оказался в списке лиц, подлежащих аресту. С тех пор Гейне никогда уже
не решался ступить на прусскую землю. Он едва избежал высылки из Франции,
которой добивались у французского правительства прусские власти. В это
время Гейне создает свое замечательное произведение "Германия. Зимняя
сказка" (1844) - поэтически свободное повествование о поездке в Германию.
Он описывает "старую" Германию такой, какой он ее нашел, но при этом
говорит, часто используя фольклорные мотивы, о своих надеждах на грядущую
немецкую революцию.
Именно в том, что поэт не только сатирически рисует явления, которые
он не приемлет, но и раскрывает собственную позицию в общественной борьбе,
дает себя знать новый этап его творчества. Впервые Гейне чувствует, что он
не одинок в своих взглядах, что он не одинок в своих взглядах, что они в
согласии с определенным политическим и идейным движением.
Лишь некоторую часть написанных в это время политических стихотворений
Гейне включил в раздел "Современные стихотворения" книги "Новые
стихотворения", чтобы не дать слишком очевидных причин для запрещения
книги. Поэтому некоторые из наиболее значительных и острых стихотворений
появились в сборнике "Посмертные стихотворения", составленном более или
менее удачно издателем его сочинений.
Годы 1843-1846 - время наибольшего участия Гейне-лирика в борьбе,
предшествовавшей революции. Во время самой революции Гейне почти не
выступал с новыми произведениями, в дни революционного подъема во Франции и
в Германии болезнь окончательно сразила его. Он уже давно испытывал
недомогание, теперь же болезнь полностью вступила в свои права, и последние
восемь лет жизни (Гейне умер в 1856 году) он был прикован к постели.
Терзаемый страданиями, мучимый заботами об удобной квартире, лечении,
деньгах, он не в состоянии был следить за бурными событиями 1848-1849
годов; об этом свидетельствуют его письма. То, что немцы совершили
революцию, казалось ему более удивительным, чем самые фантастические
события "Тысячи и одной ночи", а историческое восстание парижского
пролетариата июне 1848 года, отголоски которого доходили до его дома,
оставалось ему не понятным. Лишь к концу революции Гейне смог в какой-то
мере справиться со своим положением, чтобы опять выступить с поэтическими
произведениями. Два больших лирических сборника - "Романсеро" (1851) и
"Стихотворения 1853 и 1854 годов", а также стихотворения, опубликованные
посмертно, - свидетельствовали об этом.
Предпосылкой и содержанием поздней, послереволюционной лирики Гейне
явилось поражение революции в Европе, победа ненавистного старого порядка
и, не в последнюю очередь, стремительное развитие капитализма - все это,
увиденное с точки зрения человека, для которого осуществление его идеалов,
его революционных чаяний оказалось отодвинутым в далекое будущее, но
который, тем не менее, не отказался от борьбы против эксплуатации и
угнетения.
Надежду на продолжение и победоносное завершение борьбы за свободу
Гейне, несмотря на некоторые оговорки, связывал с пролетариатом и с
коммунизмом. Об этом - и о том, какие противоречивые чувства это в нем
вызывает, поэт сказал ясно и определенно.
Мировая общественность признала за творчество Гейне почетное место,
которое по праву принадлежит ему в истории человеческой культуры.
Литература:
Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1970.
Библиотека всемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения,
поэмы, проза. - М.: Художественная литература, 1971.
Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: НГУ, 1997.