Гостиница Метрополь
Индивидуальное задание по культурологии тема: «Гостиница Метрополь»
«Москва» энциклопедия, Москва «совецкая энциклопедия» 1980г.
И. Л. Бусева-Давыдова, «Москва архитектурный путеводитель», Стройиздат
1997 г
«Метрополь» – это 5-этажное 404 номера (659 мест). Построена в 1899-
1903 по проекту архитектора В. Ф. Валькотта, внутреннее оформление
архитекторов А. Э. Эрихсона, В.А. Веснина и др., на фронтоне
керамическое панно «Принцесса Греза» по рисунку М. А. Врубеля.
Проектирование этого гигантского культурного полифункционального
центра и гостиничного комплекса было начато на основании контракта
Санкт-Петербугского страхового общества с Северным домостроительным
обществом, руководимым С. Мамонтовым. В 1898 г. архитектор Л. Кекушев
разработал планировку будущего комплекса, включившего в себя ранее
существовавшие на этом месте дома П. Челышева. В январе 1899 г. был
объявлен специальный международный конкурс на фасад «Метрополя»,
собравший 20 участников. Удостоенный первой премии проект Л. Кекушева,
однако, полностью осуществлен не был, к строительству был принят
проект шотландца В. Валькотта, получившего лишь четвертое место.
Однако его нельзя считать единоличным автором фасадов, так как С.
Мамонтов, неутомимый многих художественных начинаний конца XIX- начала
XX в., активно повлиял на их формирование. Вариант Валькотта легче
было дополнять разнообразными произведениями скульптуры и декаративно-
прикладного искусства, которые хотел поместить здесь Мамонтов, -
страстный пропагандист творчества своих друзей М. А. Врубеля, А. Я.
Головина, П. Ваулина и др., а также продукцией его любимого
художественного детища – Абрамцевской керамической мастерской. В
комплекс по инициативе Мамонтова помимо Зимнего сада, многочисленных
залов для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, ресторанов
должен был водить и не осуществленный шести ярусный оперный театр.
Зрелищная функция нашла иное, более скромное выражение – в 1906 г.
здесь открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».
Если внутренняя отделка помещений не была приведена к единому стилю,
то фасады гостиницы сыграли роль своеобразного манифеста нового стиля
модерн не только благодаря новому формально-пластическому
архитектурному языку, но и благодаря блестяще продемонстрированному
синтезу искусств, характерному для этого стиля. Самая крупная
композиция – «Принцесса Греза» М. Врубеля. Привлекают также сюжеты:
«Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие,
исполненные по сюжетам А. Головина. В цело создание «Метрополя» было
широкомасштабным экспериментом, неотъемлемым от дальнейшего развития
стиля модерн в России, и шире – русской архитектуры XX в. Это
подтверждала и майоликовая надпись, опоясывавшая все здание, со
словами Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то
замечаешь, что научился кое-чему».