Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Индивидуальный мир культуры

Индивидуальный мир культуры

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Введение

2.Основные элементы индивидуальной культуры

3.Личность как ценность и мир ценностей личности

4.Смысл культурного творчества человека

5.Что значит быть интеллигентным?

1.Что такое Культура ? Что из себя представляет этот набор букв ? Какой

смысл в этих символах ?

В нормальном сознании > выступает как собирательный образ ,

объединяющий искусство , религию , науку и т.д. В культурологии

используется понятие культуры , которое раскрывает сущность человеческого

бытия как реализацию творчества и свободы . Именно культура отличает

человека от всех остальных существ .

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру , через

которое человек создаёт мир и самого себя . Каждая культура – это

неповторимая Вселенная , созданная определённым отношением человека к миру

и к самому себе . Изучая различные культуры , мы изучаем не просто книги ,

соборы или археологические находки , - мы открываем для себя иные

человеческие миры , в которых люди и жили и чувствовали иначе , чем мы .

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека . Понятие

культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался

человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек

поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу

(почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным

(тайным, непознаваемым).

Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон).

Каждой эпохой выработано понятие культуры.

1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга

и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и

культурным является ее субъект.

Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин,

Чайковский, Сахаров и др.

Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это

универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия

(история, человек и др.).

Культура - это человек, а человек граница всего.

Культура делает человека личностью, рассматривает его как

личность,возвышает его.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы:

кто я? для чего я? и др.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве

К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного

содержания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней.

Духовная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся

мораль, эстетика и позитивные знания.

Самая сложная для описания проблема культуроведения. Способы проявления

культуры личности сводятся к следующим формам.

1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам материально природной

среды.

2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих

стандартов культуры.

3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация идей,

выгодных данной социальной группе.

4. Индивидуальный опыт. Можно назвать это формами бытия личной культуры.

Определение культуры личности в административном отношении представлено

анкетой, заполняемой при поступлении на работу, "Автобиография" и

"Характеристика". Литературные представления личной культуры обычно

представлены в мемуарной литературе и в исторической литературе (относится

только к историческим личностям).

Коллективная культура.

Культура в организациях не есть культурная деятельность

организатора, это есть профессиональная культура управления. Она

направлена на то, чтобы организация успешно реализовала свою текущую

деятельность.

Организация - это коллектив людей разных областей деятельности,

объединенных иерархией и решающих свою жизненную задачу.

Коллективная культура имеет словесное воплощение. Это словесное

воплощение организации является архивом (это документы, в которых

засвидетельствовано, что предполагаемые действия полностью завершены).

Культура организаций состоит из совокупности личных культур ее членов,

которые вместе образуют новое совокупное качество культуры организации.

Культура общества.

Культура общества - сложное, многообразное и постоянно изменяющееся

явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно постоянно

испытывает многие внешние влияния.

Лексикографический анализ культуры определенного общества не может

быть проведен на основе только родного местного языка. Нет ни одного

общества, кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы в

разных сферах общения разными языками.

Единицей культуры общества как целого является народ как

совокупность людей. Само понятие культуры общества должно быть

деффиренцированно: в масштабах государства и его граждан, в масштабе наций

внутри государства,в масштабах территорий, которыми занимается краеведение.

Опыт неизгладим, может быть бессознательным. Как правило, детский

опыт со временем забывается. Но сохраняется неосознаваемый опыт. Он влияет

на поведение человека, оценку им реальности, производящуюся им

бессознательно. Основные структуры опыта - продление жизни и страх смерти

сохраняются с момента существования человека.

Можно назвать это формами бытия личной культуры.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и

ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и

любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности

строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной

в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех

«благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения

просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные

типы личности и пути ее совершенствования.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник

термин agriculture или искусство земледелия.

Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям,

следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его

считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к

аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.

Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей

сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром,

прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Культура формирует личности членов общества, тем

самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует

человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет

ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

Культура ( цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она

передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов

с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство

принадлежности к определенной группе.

. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к

которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных

принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму

на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный

строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами

могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и

стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

М.: Феникс. 1995. - 576 с.

Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того,

что делает или говорит данный человек

3.Личность – человек как носитель каких либо свойств .

(Словарь русского языка)

В современном мире , да и в прошлом , любой носитель чего-либо , всегда

ценился очень высоко :в древнем мире –животные , в средние века - всяческие

механические приспособления , в современном мире – носители информации. Но

через всю спираль времени , по касательной , прошивается одна общая мысль :

ЧЕЛОВЕК-НОСИТЕЛЬ. Неважно что он несёт, хоть даже чуму (или знания) он

представляет собой огромную ценность .

В древнем мире было очень много людей , но мало личностей , и

предполагая что это неспроста , понимаем (ну по крайней мере , я так думаю

)что мысль, которая даётся нам космосом , была сконцентрирована в отдельных

личностях (Архимед , Пифагор , Сократ и т.д.).Я думаю что и этим тоже можно

объяснить такую популярность трудов этих великих людей.

Но ведь носителей от не носителей внешне невозможно отличить , все ЛЮДИ

. Могу предположить что землепашец запрягающий своего кормильца (мула ,

лошадь , вола и т.д.)в плуг , вряд ли задумается над мирозданием , ему надо

накормить и себя и семью , а после этого , на досуге можно и пораскинуть…

А зачем , разве это поможет мне в обработке земли ? Зачем тратить время на

всякую ерунду. А какой-нибудь землевладелец наоборот предпочитает

продумывать разные мысли , чем запрягать мулов . У него есть интерес , или

его кто-то подогрел .

Очень большой процент среди личностей древности занимали люди с

положением , но были и самородки , которые своим упорным трудом познали то

, что простым людям просто незачем . Но если посмотреть на личности под

углом (ну с третьей стороны ) , можно доказать что любой человек есть

ЛИЧНОСТЬ . Это просто , очень просто: - это предания , сказки , былины и

т.д. а в общих словах это память .Это платформа , базис , фундамент на

котором стоит личность . Маленький пример :Каждый год муравьи строят свои

галереи , протаптывают тропки , заросшие или просто заваленные мусором ,

наращивают муравейник , ищут места где можно найти пищу и строительный

материал … На это уходит больше половины сезона , затем идёт

усовершенствование производства , но это выражается только тем что ,

тяжёлый груз можно нести нескольким особям . Затем идёт зима , спячка , всё

что накопилось за сезон опять забыто , и остались только инстинкты. А что

если на зиму муравейник обогревать и обеспечить всем необходимым ? Возможно

тогда бы высвобожденные головы начали бы усовершенствование технологий , а

если подкинуть во внутрь элементарные веши и приспособления - колесо , шар

, глиняные кирпичи , кусочки стекла и др.? Где гарантия что не произойдёт

дальнейшего развития ?

Получается что при определённых условиях индивидуум (отдельный живой

организм , особь)может стать личностью . Это наглядно демонстрирует нам

развитие образования в целом. Чем выше уровень образования в обществе , тем

больше концентрация личностей .

Что касается ценностей личности , то не раскрыв полностью внутренний мир

личности , трудно говорить о чём либо конкретном , или обобщающим

огромнейший внутренний мир . Можно попытаться укрупнением масштаба (этот

термин я придумал)добиться каких либо результатов , но по ним будет очень

трудно сделать общие выводы .Поэтому я предложу наиболее важные (на мой

взгляд) ценности- права и свободы личности.

Теперь немного официальных понятий личности:

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского

"persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали

актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не

рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату

своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна

употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие

личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем

его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом,

так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления

характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные

качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица",

т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без

чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX

века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести

социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут

стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний,

поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда

играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо,

обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию

"гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских

языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово

"человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого

существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека

несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и

цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности,

является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то

целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек

рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого,

но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально-

политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция,

утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности,

исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность",

обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его

личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,

"случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид,

персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем

значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих,

общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика

его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе

индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула

или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю.

Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек

признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть

множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет

индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество

малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека

непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей

человека. Возникает вопрос, – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,

хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под

последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально

неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его

предыстория.

Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три

группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой

группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование,

охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет

личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности,

создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и

местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-

политические организации, право на проведение митингов и демонстраций,

право участвовать в управлении государственными и общественными делами и

др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию

человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки

для его политического участия, развития общественно-политической

активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность

личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и

др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного

развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая

жизнь невозможна.

Список использованной литературы :

Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991

Журнал Мурзилка

Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.:

Феникс. 1995. - 576 с

Культурология. Курс лекций под редакцией А.А.Радугина

Словарь русского языка . С.И.Ожогов М,1986






Информация 







© Центральная Научная Библиотека