Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




История развития колеса

История развития колеса

ПРО КОЛЕСО

Что может быть проще колеса?! А между прочим, на создание этой простой и

совершенной конструкции люди потратили не одну сотню лет. Зато попробуйте

вспомнить сегодня машину в которой не было бы ни одного колеса.Чем же оно

замечательно?

Когда колесо поворачивается, то на его ось действует большая сила, чем

на обод. Этот эффект используется для полуения выиг-рыша в силе, например в

рулевом колесе. Чем больше руль, тем легче поворачивается его ось. При

повороте оси колесо перево-дит вращательное движение оси в прямолинейное

движение,бла-

годоря чему с его помощью возможно перемещение грузов.Точ-ки обода колеса

проходят большее расстояние, чем ось, так как диаметр колеса больше

диаметра оси.

Если взять, например, ствол толстого дерева, распилить его поперек

несколько раз, то получим много деревянных дисков-кругляшек.

Почему же мы говорим, что кругляшка не колесо?

Потому что у колеса есть секрет,которого нет у кругляшки - дырка

посередине. Этот пустяк превращеат обыкновенную круг-ляшку в настоящее

колесо: дырка, о которой говорится располо-жена точно в центре окружности.

Это значит, что колесо можно насадить на ось и заставить везти любой груз -

в тачке или теле-ге... Только подумайте, что получилось бы, если бы дырка

нахо-дилась не в центре, а где-нибудь сбоку? На таком кособоком ко-лесе

далеко не уедешь: оно катится по ровной дороге, а ось то вверх то вниз

подымается. Другое дело, когда ось посередине: центр окружности -

замечательное место. От него до любой точ-ки окружности одно и то же

расстояние - колесо катится, а ось всегда остается на одинаковой высоте от

земли.

Нет самое первое колесо было не просто придумать.И приспо-собить его к

полезному делу - тоже было не просто.Как же это происходило? И на чём люди

перевозили тяжести, до появления колеса.

ПРЕДКИ КОЛЕСА

На стенах дрвних египетских пирамид, сохранились надписи и изображения,

повествующие о том, как строились эти фараоно-вы горы. На этих рисунках

отчетливо видны люди, которые перевозят гигантский каменный блок ,

подложив под него круглые бревна-катки.

Катить по каткам куда легче, чем волочить по земле. Бревна, по которым

груз уже прокатился, перекладывают вперед, и та-

ким образом процессия медленно продвигается.Недаром гово-рится : лучше

круглое катить, чем плоское тащить.

Между прочим, катки поныне применяются человеком для очень тяжелых

грузов, которые не выдержит ни один колесный экипаж. Например, камень-

постамент весом в полторы тысячи тонн для знаменитой статуи медного

всадника в Петербурге тоже был доставлен на место с помощью своеобразных

катков: ими служили чугунные ядра-шары, катившиеся по специальным лоткам. А

когда-то катки были единственным средством для перевозки тяжестей. Каток -

ближайший родственник колеса.

Как же придумали катки?

Сперва человек бродил поблизости от своего жилья. Со време-нем совершали

все более дальние путешествия в поисках пищи. Еще позднее люди научились

выдалбливать лодки из стволов толстых деревьев.Ученые утверждают, что

прежде, чем ездить по суше, человек научился плавать в лодках.

Иногда подходящее дерево для такой лодки росло далеко от берега. Как

доставить его к реке?

Снаала, наверно люди обламывали и обрубали сучья на дереве, чтобы те не

мешали вытаскивать из лесу ствол, и сообща волок-ли его по земле. Но

однажды заметили, что тащить становится легче, если ствол скользит по

корням или по другим упавшим деревьям потоньше. Люди стали нарочно выбирать

дорогу с корнями и упавшими деревьями. Особенно облегчилась работа, когда

на пути попадались прямые и гладкие кругляки, которые перекатывались по

земле. Потом научились подкладывать под стволы тяжелых деревьев деревянные

кругляки - не слишком длинные, чтобы они не наталкивались на деревья в

лесу, и очи-щенные от сучьев, чтобы могли хорошо катиться. Эти кругляки,

предназначеные специально, чтобы по ним перекатывать тяжес-ти, и были

первыми катками.

Конечно, никто из нас не видел, как это происходило на самом деле. Но

историки говорят, что именно так могло быть в дейст-вительности.

Не сразу человек додумался до обыкновенных катков. Но и от катков до

колеса путь был не близкий - несколько тысячелетий.

Дерево истлевает в земле; в лучшем случае от толстого бревна через

несколько сотен лет останется труха, и при малейшем при-косновении оно

рассыпается. Правда археологи научились с по-мощью химических составов

укреплять сгнившее дерево ( кон-сервировать), так что оно сохраняет

прежнюю форму. Но разве отличиш простое бревно от того, которое служило

катком? Быть может, поэтому точный возраст изобретения катков неиз-вестен.

Всё же ученые предпологают, что каткам не меньше два-дцати тысяч лет.

Иное дело колесо: его ни с чем не спутаешь. Древним колёс-ным повозкам,

найденым археологами, всего пять тысяч лет. Впрочем, сами повозки в

раскопках встречаются редко. Гораздо чаще - изображения на стенах и модели

из обожженной глины или бронзы. Наиболее древней считается бронзовая модель

дву-колки - двухколесной повозки, найденная в Индии: ей пять тысяч лет.

Изображению боевой шумерской колесницы тоже почти пять тысяч лет.

Глинянная модель телеги - платформы, найденная на острове Крит,

помоложе: ей всего три с половиной тысячи лет.

Археологи обратили внимание, что у многих древних повозок колёса

сплошные и при том скреплены с осью: ось вращается вместе с парой колёс.

“Может быть, сначала колёса делали из тогоже куска дерева, что и ось? -

задумались учёные. - Но разве легче вырубать все вместе из цельного ствола,

чем мастерить колёса и ось по от-дельности?..”

Разгадка нашлась простая: првы повозки, как предпологают ученые, были

вовсе не на колесах, а представляли собой древян-ную платформу, под которой

свободно распологались катки - четыре, пять или шесть, сколько поместится.

Концы брёвен - катков выступали за широкие края платформы; а чтобы бревна

не выкатывались из под платформы, их удерживали специальные брусья,

приделанные к платформе

спереди и сзади. Во время езды

катки тёрлись о платформу, сере-

дина их постепенно перетиралась

становилась всё тоньше, а концы

оставались по-прежнему толстыми. Получалось нечто похожее на ось с двумя

колесами. А когда люди заметили, что повозка на колёсах катится легче, чем

на обычных катках, они стали нароч-но обжигать середину бревна. Так

появились повозки на колё-сах. Подобные колёсные пары, называемые скатами,

только не деревянные, а сталные - и сегодня применяются человеком - это

поезда метро и вагоны железной дороги, паровозы,электровозы-все они ездят

по рельсам на колёсах, скреплённых неподвижно с осью,- на скатах.

Не только неуклюжие грузовые телеги, но и первые двухколёс-ные повозки,

очевидно, ставились на сплошные, тяжелые, проч-ные колёса - скаты.

Зато, как красиво - будьто не катятся по земле, а летят по воз-духу -

выглядят боевые колесницы на больших, но легких колё-сах со спицами!

Колесницам тоже очень много лет, и все же они появились позднее: сперва

человек догадался сделать ось непод-вижной, а колеса вращающимися на оси;

затем решил облегчить колесо - придумал спицы, обод и ступицу; ещё позднее

- надел на обод для прочности железную шину. И на всё это человеку

потребовалось несколько тысяч лет.

Но эволюция колеса на этом не завершилась. В наши дни коле-со не только

оснастилось пневматической шиной, но и обрело “колесо” в “колесе” -

шарикоподшипник. Порою оно перестаёт быть круглым.

Новую эру в создании колёс открыли космические исследова-ния. Луноходы,

лунные автомобили потребовали создания новых типов колёс, небоящихся ни

вакуума ни космического холода, ни жары...

-----------------------

А вот конструкция чехословацкого инженра Ю.Мацкерле. Он

изобрёл колесо, которое способно само себя двигать.Колесо состоит из

отдельных пневмосекций, давление в которых мож- но изберательно менять. Как

только секция пройдет нижнюю мёртвую точку, давление в ней

поднимают, обьём секции увели-

чивается, и она подталкивает ко-

лесо в нужном направлении.

Свообразным развитием этой идеи стало колесо шведских конструкторов,

состоит из восьми свободно вращающихся ро-ликов из твёрдой резины. Ролики

помещены под углом 45 к плоскости колеса и перемещаются от гидравлического

привода.

Благодоря таким колёсам машина без всяких сложных манёвров

может двигаться назад, вперёд, в обе стороны. А французские инженеры

создали шагающее колесо, состоящее из трёх ма-леньких колёсиков,

соеденённых треугольником. На гладкой до-роге треугольник обращен вниз

вершиной и машина едет толь-ко на четырёх колёсиках.

Все эти овальные, шестигранные, спиральные колёса соз-

давались для эксперементальных вездеходов






Информация 







© Центральная Научная Библиотека