Колыбель Иркутского града (Спасская церковь)
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
Реферат
Выполнила:
Ученица 11 В класса
Симошина Жанна
Руководитель:
Борзина А. Е.,
учитель истории и
обществознания
Иркутск 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Колыбель Иркутского града
а) стены первого иркутского храма…………………………………..3-5
б) сибирское барокко………………………………………………….5-7
в) загадки церкви……………………………………………….……..7-9
г) пожар 1879 года……………………………………………………9-10
д) символика атрибутов церкви……………………………………..10-11
3. Заключение…………………………………………………………...11-13
4.Литература………………………………………………………...…..13-14
5. Приложение…………………………………………………………..14-20
Введение
О первом храме столицы Восточной Сибири, который называют «Колыбелью
Иркутского града», написано много статей, очерков и книг. О нем
рассказывали историки и краеведы, искусствоведы и архитекторы.
Но, как правило, каждый со своей узко профессиональной точки зрения.
Знаем ли мы, кто строил иркутские храмы, часовни и монастыри в начале
века? По каким правилам давали им имена?
На эти и многие и другие вопросы отвечает данная работа,
адресованная всем, кому дорого прошлое и будущее нашей культуры. Она
рассказывает о судьбе памятников православной культуры до и после
революции, о религиозных сюжетах в настенной росписи. Я считаю, что
для города и его жителей очень важно сохранить память о судьбе
исторических памятников.
Цель моей работы – исследовать историю одного из великолепнейших
православных памятников нашего города – Спасскую церковь. Именно ее
называют «Колыбелью Иркутского града».
В своем реферате я использовала такие книги, как «Исторические
памятники древнейшей части Иркутска», «Живая старина приангарья» и другие.
В них я нашла много неизвестных мне фактов, которые попыталась раскрыть в
этой работе.
Спасская церковь всегда поражала меня своей красотой, какой-то
непохожестью на другие церкви. Ее я выбрала не случайно. Еще с детства я
многое слышала о ней от моих родителей. Поэтому рассказы об этой церкви
заинтересовали меня, и я решила съездить в этот храм, увидеть его, что-то
понять, о чем-то подумать…
Колыбель Иркутского града
Человек порой не замечает красоты
только потому, что никто не открыл ему мир
красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами.
А. В. Ополовников.
К Спасской церкви, к этим седым стенам, приходят люди в самые торжественные
дни своей жизни. Храм символизирует собою вечность. После крещения Руси
именно храм был центром духовной жизни нашего народа. С его строительства
начиналось в старые времена основание городов и сел. Церковь освящала
землю, которую обживали новые поколения.
Стремление к святости, духовному совершенству жизни и до сих пор
отличают русский национальный характер, об этом писал русский поэт Ф. И.
Тютчев:
Не поймет и не заметит
Гордый взгляд иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя…
В жизни каждого человека и каждого народа есть одно ключевое слово,
без которого невозможно говорить о многом. Это слово «святость», «святыня».
Слово «святой» переводится как чистый, незапятнанный, сияющий, возвышенный,
избранный на особое служение Богу…
Стены первого иркутского храма
В начале века, когда население молодого города уже превысило тысячу
человек, стали возводиться каменные постройки. Спасская церковь – древняя и
памятная святыня Иркутска из сохранившихся до нашего времени. Это второе по
счету каменное строение города. Летописи сообщают нам, что первый иркутский
острог был срублен в 1661 году на правом берегу Ангары. В 1672 году была
поставлена в нем деревянная церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного, а в
1706 году вместо нее был заложен каменный храм. Основное здание Спасской
церкви построено в 1706 году, а 1 августа 1710 года состоялась церемония
освящения храма. Колокольня, шпиль которой поднимается почти до высоты 50
м., построена в том же веке, в конце 50-х – начале 60-х годов. (см.
приложение 1)
Белой лебедью на фоне приземистых бревенчатых построек острога
выплывал навстречу приезжему люду златоглавый храм, стоящий на берегу
широкой сибирской реки. «С возведением Спасской церкви берегов Ангары
коснулось мощное дыхание древнерусской культуры; в этом замечательном
творении начала XVIII века нашли отражение черты национального
древнерусского зодчества», - пишет историк Надежда Михайловна Полунина.
Всем своим видом – гармонией объемов, белизной стен, изысканным
убранством окон и порталов, наконец, броским золотым возглавием церковь
утверждает свое первородство в иркутской архитектуре. Ее исторические
достоинства неоспоримы: это единственная постройка, оставшаяся от строений
острога, к тому же точно показывающая местоположение острожной крепости –
колыбели города. Спасская церковь представляет собой старейшую страницу
каменной летописи не только Иркутска, но и всей Восточной Сибири.
Не оттого ли так берегли ее в прежние времена? Не разрушили, когда
разбирали острог, тщательно залатали, когда землетрясение 1861 года
испещрило ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в
1879 году пожар небывалой силы истребил центр города. И не раз дружно
поднималась общественность города, когда ретивые чиновники предлагали
снести старинное здание, якобы мешавшее городскому строительству. От многих
превратностей судьбы уберегли иркутяне каменную реликвию, отреставрировали
ее в числе первых памятников и в возрожденных стенах открыли музей (филиал
областного краеведческого музея), (см. приложение 5) .
Сибирское барокко
Самая древняя Спасская церковь построена еще по старинке по типу
ранних посадских храмов, и в ее декоративном убранстве использованы
типичные приемы мастеров XVII века: над цоколем, создавая резкую границу
света и тени, идет «поребрик»*, а между этажами пролег «бегунок» - поясок
из кирпичей в виде ломаной линии. Особую прелесть придают церкви наличники
северного, обращенного к Ангаре, фасада, они почти все разные, у каждого
своя особенность, и эта асимметричность придает особую прелесть церкви,
невольно заставляет сравнивать ее с живым существом.
Каменные узоры четверика Спасской церкви более нарядны, чем на
колокольне. Это говорит о том, что колокольня была пристроена гораздо позже
– в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде была паперть; от нее
отходила в обе стороны галерея-гульбище. Первоначально кровля была
выполнена из дерева, глава над четвериком одета в осиновый лемех и
возвышался над ней простой и суровый в своих очертаниях рубленый крест.
Чтобы представить первоначальный облик каменного храма, нужно мысленно
отсечь колокольню. Теперь храм выглядит совсем иначе. На втором ярусе
четверика за деревьями находится входная дверь, назначение которой
непонятно, ведь она «висит» в воздухе. А все дело в том, что когда-то
Спасская церковь была опоясана вокруг деревянной галереей, и вход на нее
был именно здесь. В отличие от предшествующих русских церковных построек
храмы стали менее строгими и величественными, они приобретают более
праздничный и нарядный характер, становятся более близкими народному
искусству, теряют некоторые черты церковного аскетизма. Древнейшая ее часть
отличается ярким и выразительным декором. Сочный, пластичный и вместе с тем
разнообразный орнамент церкви сохраняет вместе с тем и чувство меры.
Пристройка, спустя полвека, высокой колокольни удачно довершила
первоначальный замысел зодчих.
Спасская церковь – единственная в Сибири, на стенах которой имеется
живопись, созданная в начале XIX века талантливыми художниками. На
восточном фасаде церкви размещены три многофигурные композиции. Левая из
них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения.
Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая
изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику
святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого
возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий
(XVIII в.). На южной стене церкви – образы святых, которым была посвящена
церковь и ее приделы. Под самым карнизом четверика – Никола Мирликийский, а
ниже – св. Митрофан Воронежский, а на самой стене апсиды – особенно
тщательно выполненный лик Спаса (см. приложение 2).
Загадки церкви
У церкви есть много своих загадок. Глядя на Колыбель Иркутского
града, не чувствуется угрюмой настороженности ее оборонной мощи. Четверик с
горящей на солнце золоченой маковкой, скругленные наверху овалы окон,
увенчанные пенистыми резными кокошниками, каменное узорочье, по верху и
вниз опоясывающее храм, - все это веселит и радует взор. Но стоит отойти
немного от храма в сторону мемориала, как белокаменный узорчатый «утес»
храма как бы растает на глазах, а вместо него, точно невесомая ладья,
«оторвется» Спасская церковь от земли и легким сияющим облаком поднимется
над нашим бренным бытием.
Архитектурный силуэт храма построен на плавных, протекающих линиях,
которые словно ласкаются друг к другу. Сверкает золотом овальная маковка.
Полукружьями белых радуг выгибаются под крышей закомары. Мягко закруглен на
восток пристроенный к четверику алтарь.
В начале девятнадцатого века церковь была расписана, причем не только
внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были
отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное
место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию. Это
довольно редкое явление в сибирских храмах. В верхней части четверика –
иконописное изображение Николая Чудотворца, епископа из города Мир
Ликийских, великого святого первых веков христианства. Золотая митра на его
голове указывает на сан епископа, а узкая, похожая на фартук епитрахиль –
знак божественной благодати, которая дает священнику в таинстве
рукоположения. Ниже, под окнами третьего яруса, помещено изображение
Митрофана Воронежского, который был прославлен церковью в лике святых. Но
самое интересное изображение расположено на южной стороне алтаря. Это Спас
Нерукотворный. Священное предание доносит до нас историю о появлении первой
иконы, с ним связанной. Вот эта история…
Жестокие испытания и страшные унижения принял Спаситель, когда Иуда
предал его. Воины-язычники привязали Христа к столбу и стали бичевать его
кожаными плётками. Затем его венчали терновым венком. Но и это было не все.
Христа приговорили к ужасной, позорной, мучительной казни – распятию на
кресте. Такой мучительной смерти в Риме в ту пору подвергали только рабов и
самых злостных преступников. Казнь должна была свершиться публично. Тяжелый
крест Христа заставили нести к месту последний страданий на своих плечах.
Измученный и ослабевший, нес он его сквозь ослепшую от ненависти толпу
людей, в ярости кричавших: «Распни его!». Зноем раскаленного полдня дышали
под его ногами тесные, вымощенные камнем иерусалимские улочки, обжигавшие
ступни. Пот и кровь струились по бледному лицу Спасителя. Он падал, снова
брал крест и медленно нес его в гору… Беснуясь, хохотала и плевала в него
озверевшая толпа. И лишь одна женщина-христианка не побоялась показать свою
любовь к Нему. Звали ее Вероникой. Когда он поравнялся с нею, она протянула
ему чистый плат, чтобы он промокнул им свое лицо. Христос принял его,
приложил к свежим ранам, отер пот и кровь со лба, а когда отнял его, на
плату засияла первая в мире икона – отпечаток его святого лика.
Потому и называют ее «нерукотворным Спасом» (или «Спасом на плату»),
что она не была написана руками человека, а появилась чудесным
сверхъестественным образом.
Так считают верующие люди…
Самая большая роспись находится над алтарем.
Пожар 1879 года
Спасская церковь была любима и оберегаема многими поколениями иркутян. Но
не только за красоту ее. История этого храма тесно переплелась с жизнью
самих горожан, вместе с которыми он переживал все праздники и бедствия,
отмеренные судьбой Иркутску. Не однажды чудом спасалась церковь от
стихийных бедствий: пожаров, наводнений, землетрясений. 22 июня 1879 года
на Иркутск обрушился страшный пожар, заливший город огненной лавой.
Городские летописи так описывают этот черный для истории города воскресный
день: «Часу в четвертом пополудни загорелась дача купца Черных. В 10 часов
вечера зловещим заревом были объяты уже одиннадцать городских кварталов.
Началась паника. Люди бежали в сторону Спасской церкви в надежде
переправиться на другой берег».
Многое не удалось в те дни спасти иркутянам от пожара, но Спасскую
церковь – первую свою святыню – с огромным напряжением сил они все же
отстояли. Когда огненный вал покатился по городу, добровольцы устроили у
церкви дежурство, воду подвозили с Ангары, часть людей поднялась на
колокольню и тушила летящие искры, ясно осознавая, что эту святыню уступить
огню нельзя – чего бы это ни стоило. Страшный пожар не прошел для храма
бесследно. Копоти в те дни было так много, что она толстым слоем в
несколько сантиметров покрыла настенную роспись над алтарем. Потом росписи
расчистили, содрали и забелили ее снова после революции, в двадцатые годы.
И восстановили (практически написали заново) только в 60-е годы, когда под
руководством московского архитектора Галины Геннадьевны Оранской начались
реставрационные работы.
Спасская церковь славится своими прекрасными колоколами (см.
приложение 4). В 1910 году высота колокольни составляла 22 2/3 сажени.
Самый большой весит более 250 пудов (см. приложение 3).
В 1930-е годы замолчали иркутские колокола. Большая их часть погибла
в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения.
В 1990 годы иркутяне вновь услышали колокольные звоны.
Символика атрибутов церкви
В большом узорчатом кресте, который возносится над куполом храма, есть
много интересных деталей. Под маленьким крестиком весело искрится золотое,
точно игрушечное солнышко, чуть ниже его видна царская корона. Как
оказалась она здесь? Под короной – снова солнце, только покрупнее. На
кресте этот символ повторяется несколько раз: в большую поперечную
перекладину креста вписаны целых три солнца (в середине и по бокам). Из
центрального выходят четыре луча, на концах каждого из них тоже сияют
золотые светила. Нижним концом надкупольный крест упирается в золотой
полумесяц, из которого тянутся вверх гибкие стебли, листья и цветы. О чем
говорит нам эта символическая азбука?
Символ – есть знак невидимого мира в мире видимом. Крест является
одним из ключевых символов христианства. Это великая святыня всех верующих
людей. Как символ спасения души и победы над грехом мы видим его на иконах,
в руках святых.
Теперь понятно, почему именно крест венчает наши храмы.
Непонятно, откуда появился у подножия Креста и золотой полумесяц. В
азбуке христианства у него есть несколько значений. Это есть «древний змий,
попираемый крестом и полагаемый, как враг Божий, под ноги Христа», - пишут
одни святые отцы. Другие утверждают: полумесяц напоминает собою жертвенную
чашу, третьи – он похож на люльку, в которую после рождения положила
маленького Христа Пресвятая Богородица… один и тот же символ в христианской
культуре имеет множество значений. Убедиться в этом нетрудно на примере
архитектурного силуэта храма. Издали четверик с золотой маковкой,
заостренный кверху, как узкий язычок пламени, похож на большую белую свечу,
затепленную на земле. Это образ тихого молитвенного горения человеческой
души, пламенеющей горячей любовью к Богу.
Заключение
Я с огромным удовольствием в течение многих месяцев работала над темой,
собирая материал об истории Спасской церкви.
Спасская церковь – древняя и памятная святыня Иркутска из
сохранившихся до нашего времени. Церковь была построена в 1706 году, а 1
августа 1710 года состоялась церемония освящения храма. Спасская церковь
представляет собой старейшую страницу каменной летописи не только Иркутска,
но и всей Восточной Сибири.
Не оттого ли так берегли ее в прежние времена? Не разрушили, когда
разбирали острог, тщательно залатали, когда землетрясение 1861 года
испещрило ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в
1879 году пожар небывалой силы истребил центр города. И не раз дружно
поднималась общественность города, когда ретивые чиновники предлагали
снести старинное здание, якобы мешавшее городскому строительству.
В начале девятнадцатого века церковь была расписана, причем не только
внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были
отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное
место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию. Это
довольно редкое явление в сибирских храмах. В верхней части четверика –
иконописное изображение Николая Чудотворца, епископа из города Мир
Ликийских, великого святого первых веков христианства. Золотая митра на его
голове указывает на сан епископа, а узкая, похожая на фартук епитрахиль –
знак божественной благодати, которая дает священнику в таинстве
рукоположения.
Спасская церковь славится своими прекрасными колоколами (см.
приложение 4). В 1910 году высота колокольни составляла 22 2/3 сажени.
Самый большой весит более 250 пудов (см. приложение 3).
В 1930-е годы замолчали иркутские колокола. Большая их часть погибла
в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения.
В 1990 годы иркутяне вновь услышали колокольные звоны.
Спасская церковь осталась очень важным и дорогим памятником города.
В церкви просыпаются самые чистые чувства, которые заложены в нас с
детства. И так хочется их сохранить в себе на долгую жизнь: сострадание,
милосердие, любовь к людям… Ведь так мало сейчас в жизни тепла и доброты. А
храм все это хранит в себе…
Литература:
[pic] Альманах «Иркутская старина» № 1, 1993 год
[pic] А. В. Дулов «Исторические памятники древнейшей части
Иркутска». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1983
год
[pic] Н. С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.».
Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1994 год.
[pic] Н. М. Полунина «Живая старина приангарья». Москва
«Искусство» 1990 год
[pic] Т. А. Крючкова «Памятники Иркутска». Иркутск 1989год.
[pic]«Православные святыни Иркутска: Спасская церковь», Иркутск
2001 год.
[pic] Шастин А. М. «Иркутск: из прошлого в будущее». Иркутск:
Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990 год.
Я хотела бы рассказать о таком иркутском памятнике, как Спасская церковь.
Мой реферат состоит из нескольких частей. Первая часть – введение. В нем я
рассказываю кратко, почему меня заинтересовала именно эта тема, и какой
литературой я пользовалась при написании этой работы. Вторая моя часть
называется «Колыбель Иркутского града». Это основная часть, и в нее
включены такие пункты, как «Стены первого иркутского храма», «Сибирское
барокко», «Загадки церкви», «Пожар 1870 года» и «Символика атрибутов
церкви». Из этой части я сделала такие выводы:
Основные выводы я сделала в заключении. В нем я размышляю над тем,
В своем реферате я использовала такие книги, как «Исторические памятники
древнейшей части Иркутска», «Живая старина приангарья» и другие. В них я
нашла много неизвестных мне фактов, которые попыталась раскрыть в этой
работе. Особенно меня заинтересовала книга под названием «Колыбель
Иркутского града», в которой очень подробно написано про православную
святыню Иркутска Спасскую церковь, о ее прошлом и настоящем. С этой книги я
почерпнула очень много ценной информации. Для меня было новым узнать о
символике храма. Действительно, нет ничего случайного! То, что я прочитала,
помогло мне понять, как важно помнить о чистоте своих помыслов и дел. Очень
хотелось бы узнать, как можно сегодня вернуть и возродить ушедшую в прошлое
русскую церковную культуру: праздники и благочестивые обычаи наших предков…
Литература:
[pic] Альманах «Иркутская старина» № 1, 1993 год
[pic] А. В. Дулов «Исторические памятники древнейшей части
Иркутска». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1983
год
[pic] Н. С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.».
Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1994 год.
[pic] Н. М. Полунина «Живая старина приангарья». Москва
«Искусство» 1990 год
[pic] Т. А. Крючкова «Памятники Иркутска». Иркутск 1989год.
[pic] Шастин А. М. «Иркутск: из прошлого в будущее». Иркутск:
Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990 год.
[pic] «Православные святыни Иркутска: Спасская церковь», Иркутск
2001 год.
* ряд кирпичей, поставленных на ребро под углом друг к другу.