Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного естествознания

Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного естествознания

М Г Л У

Кафедра математики и информатики

Реферат по курсу КСЕ

“Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного

естествознания”

[pic]

Проверил:

Доц. Сидоров О.В.

Москва

2002г.

“Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность,

с которой его принимают на веру.”

Марк Твен

ПО КОМ ИКОНА ПЛАЧЕТ?

Как может гипсовая статуя Христа кровоточить, а образ Мадонны

плакать? Как бы это ни выглядело, но такие случаи происходят. С

незапамятных времен известны упоминания о плачущих и кровоточащих святынях.

"Явления свыше" чаще всего имеют рукотворное происхождение, особенно

«плачущие», «кровоточащие» и иные «одушевленные» иконы, которые, возникая

вновь и вновь, будоражат общественное мнение, заставляя даже верующих людей

задавать "неудобные" вопросы. Ведь одно дело воспринимать скульптуру как

образ, и совсем другое - верить, что она является "одушевленной", - здесь

как раз и проходит водораздел между поклонением и идолопоклонством. Однако

при всех условиях либо выясняется, что эти чудеса не более чем подделка,

либо церковники просто не допускают их тщательного изучения.

Тем, что тут или там закровоточила икона, сейчас никого не удивишь.

Сообщения о кровоточении настолько же плотно вошли в наше восприятие и

жизнь, как и сводки об авариях, пожарах или напротив - небывалых выигрышах

или рождении сразу пяти детей в одной семье. Часто мы слишком заняты

повседневностью, чтобы еще думать о том, как такое может быть, почему икона

вдруг "заплакала", действительно ли то чудо Божие, знак, посланный свыше,

или же просто сенсация, раздутая в чьих-то целях.

СТАТИСТИКА И ФАКТЫ

Кровоточащие изображения

Количество сообщений о чудесах от икон в конце XX века - начале XXI

века побило все рекорды.

Один из таких случаев произошел в Италии. В 1953 году в Сиракузах

несколько икон с изображением Мадонны "плакали" кровавыми слезами.

По свидетельству газеты "News of World" от 24 июля 1966 года, в

Великобритании было обнаружено «плачущее» распятие размером 16 дюймов. Оно

принадлежит Алфреду Болтону из Уолтамстоу, Лондон. Распятие "проливало

слезы" около 30 раз с мая по июль 1966 года. По мнению специалиста по

судебной медицине, который тщательно исследовал феномен, это абсолютная

загадка.

Иллинойская газета "Vuster Telegram" 10 мая 1970 года сообщила, что

в церкви святого Адриана в Чикаго из шеи, кистей рук и стоп тела святой

Максимины сочится "водяная кровь". Кости этой святой, которым более 1700

лет, вмонтированы в восковое тело, воссоздающее образ прекрасной женщины.

Кости рук и ног демонстрируются отдельно. И "тело", и кости помещены в

стеклянный гроб. В 1972 году небольшое распятие из известняка,

принадлежащее семье Пицци из Сиракуз (Сицилия), стало кровоточить. Капли

крови появлялись там, где, по преданию, римский воин нанес Христу удар

копьем. По заявлению С. Роданте, президента католической ассоциации

острова, сделанному в декабрьском номере журнала "Фейт" за 1972 год,

выделяющаяся на распятии кровь тут же свертывается, в отличие от крови,

взятой у членов семьи Пицци. Сравнительные анализы проводились с целью

исключить возможность обмана со стороны кого-либо из домашних.

Лондонская "Sunday People" от 11 января 1976 года сообщила о

деревянной статуе Христа, сделанной более 300 лет назад в бразильской

деревне Порту-дас-Кайшас, и о целительном действии на людей "крови",

текущей из нарисованных ран. Проверка, проведенная специалистами, показала,

что это действительно кровь, однако, кому она принадлежит - неизвестно.

Несмотря на тщательные обследования статуи, ведущиеся с 1968 года, когда

впервые были обнаружены следы кровоточения, их источник так и не был

обнаружен.

Российская газета "Новый Петербург" от 16 ноября 1997 года сообщила,

что жители Санникола ди Лечче (Южная Италия) и многочисленные паломники

верят в то, что слезы, появляющиеся на скульптуре Девы Марии в местной

церкви, - чудесное знамение. В первый раз явление отмечено 22 июня.

В 1968 году 300-летнее деревянное распятие в бразильском городе

Порто дом Кашнсас начало кровоточить. Исследования подтвердили, что кровь

была настоящей. Девятью годами раньше то же самое произошло с распятием в

церкви Святого Игнатия в Риме. В январе 1981 года кровоточила правая щека

статуи Девы Марии в сицилийском городке Калтанизетте.

В апреле 1975 года начали кровоточить руки гипсовой статуи Христа,

принадлежавшей одной американке из штата Пенсильвания. Особенно сильно

кровь текла по пятницам и в дни святых праздников. Статую просветили

рентгеновскими лучами, но не нашли никаких следов резервуара или какого-то

другого механизма. Подлинность крови было доказана. Правда, она содержала

небольшое количество гемоглобина (свидетельство того, что кровь старая).

Однако были зафиксированы случаи не только кровоточащих и плачущих

статуй и икон, но также и их напечатанных фотографий.

Так, например, в Меццоломбардо кровь появилась на газетной

фотографии девы Марии.

В Нью-Мексико в мае 1979 года изображение Христа на запаянной в

пластик почтовой открытке тоже начало кровоточить. Эту открытку купила Кейт

Мелотт. Многие люди впоследствии осматривали это изображение. Казалось,

кровь текла прямо из поверхности пластика. Проверка жидкости в медицинском

центре Нью-Мексико показала, что кровь настоящая.

Мироточащие изображения

Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого

чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество,

выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру,

применяемому в таинстве миропомазания. Вообще церковное миро – это

вещество, которое приготовляется особым способом и состоит из множества

компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного вина,

различных ладанов. В православной церкви миро варят каждые четыре года в

мироваренных печах. Затем миро раздается по всем храмам для свершения

таинства миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая

миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости

разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о

"елеоточении" или "росоточении".

Однако, вопрос о том, дерево или не дерево выделяет влагу (или не

влагу) - не настолько принципиален, ибо существует множество свидетельств о

мироточении не только древних икон, но и бумажных ксерокопий с чудотворных

икон. В 1997 году 7 ноября замироточила цветная ксерокопия иконы царя-

мученика Николая II. С тех пор икона периодически источает миро.

Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в

разных епархиях, совершая молебны царю-мученику. Хранитель этой иконы -

Олег Иванович Бельченко, врач-хирург - рассказывал один удивительный

случай. Когда икону принимали на Украине, в Винницкой епархии, в городе

Тучине, привезли тяжко болящую. Она была раздута как бочка, много лет не

могла двигаться. Когда она приложилась к иконе, вся раздутость опала, она

стала совершенно нормальной. Олег Иванович, как практикующий врач-хирург,

несмотря на то что много раз наблюдал исцеления перед этой иконой, сказал:

"Я понимаю, что это великое чудо, но как врач не могу понять, куда жидкость

делась?»

Существует ли в православной традиции какое-либо отношение к этим

знамениям? Мироточение - это знак одобрения, поддержки, милости, посылаемый

живущим, или предвестие каких-то суровых испытаний? Большинство верующих

считают мироточение иконы благодатным знаком. Миро, источаемое чудотворными

иконами, собирается и раздается прихожанам, так как оно излечивает от

многих заболеваний, в том числе и неизлечимых. Православные объясняют это

по-разному. «Мироточение - это одновременно и призыв к покаянию, и

проявление милости.» Некоторые считают, что явление такого рода - истинное

чудо, у верующих это всегда вызывает чувство покаяния, чувство собственного

недостоинства. Однако, у атеистов-скептиков такие феномены могут вызывать

совершенно другие чувства.

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ?

На изображениях Христа кровь течет из рук и ног (гвозди), лба (следы

тернового венка) и бока (удар пики). Слезы катятся из глаз Девы Марии. Что

же происходит? Конечно, легковнушаемые люди могут принять иллюзорные слезы

или кровь за настоящие. Но чаще всего – это не так. Это послужило поводом

затронуть такую тонкую вещь как церковное чудо и еще раз попробовать

разобраться.

Тщательная проверка вышеупомянутых фактов в России часто

показывала, что "чудеса" такого рода были рукотворными. В этом убеждались

многие, начиная от царя Петра I, лично вскрывшего якобы чудотворную икону,

до советских ученых, обследовавших мощи святых. Их создавали церковные

служители или шутники-мистификаторы. Например, происхождение "слез" Христа

на могиле Пахомовых в начале 60-х годов вполне объяснимо. Лик Всевышнего

находился тогда под стеклом. Оно треснуло, в щель попала дождевая вода,

металлические части иконы дали ржавчину, вдоль образа возник водяной потек.

После того, как вставили новое стекло, солнце высушило влагу и Христос

перестал "плакать".

Примером обмана может служить статуя Пресвятой Девы Марии в

католической церкви города Торнтона, Калифорния. В 1981 году прихожане

стали замечать, что статуя меняет положение глаз, наклоняет подбородок и

"плачет". Поговаривали даже, что ночами она ходит по церкви. Епископ провел

расследование и установил, что глаза и подбородок изменяли свое положение,

когда на статую смотрели под разным углом зрения. А "слезы" и "хождение"

иерарх заклеймил как откровенный обман.

Ученые - это только люди, они охотно верят, что факты, которые не

могут быть объяснены теориями настоящего времени, не существуют. В

настоящее время те ученые, которые занимались исключительно физическими,

химическими и физико-химическими аспектами физиологических процессов, все

еще смотрят на телепатию и другие метафизические феномены, как на иллюзию.

Очевидные факты, если они выглядят неортодоксально, не признаются.

Действительно, с этими словами трудно не согласиться. Однако для верующих

людей ложь и подтасовка в таких вопросах скорее исключение, чем правило.

Что касается мироточения икон в храмах, многие священники стараются

не сообщать в светский мир о таких случаях, так как для них есть очень

серьезная опасность: люди обращают внимание на внешние проявления чуда, а

их внутренняя жизнь остается прежней. Христиане отвечают, что чудо является

только там, где есть духовная необходимость для его проявления и где оно

достигает определенной духовной цели. Чудо - это тоже закономерность, но

духовная, слабым отблеском которой является закономерность, данная нам

окружающей нас действительностью.

Атеисты имеют свое мнение не сей счет: они уверены, что никаких

чудес нет, и все подстроено с определенной целью. Истории, действительно,

известны факты, когда “мироточение” подстраивалось церковными служителями с

определенной “политической” целью. Как известно, Петр I особенно воевал со

священниками, не одобрявшими его новшеств и считавшими его антихристом.

Известен случай, когда священники пытались “организовать” мироточение иконы

Пресвятой Богородицы с целью показать неправедность действий Петра и скорбь

Богоматери по этому поводу. Аналогичный случай был и не так давно - в ходе

недавнего визита Папы Римского в Грецию, где основной религией является

православие. Тогда появились сведения о том, что икона источает кровавые

слезы, и это будто бы свидетельствовало о богопротивной сущности визита

главы конкурирующей конфессии. Однако анализ "слез" по результатам

официального расследования показал, что они являются соком дикой вишни.

Из чего сделана икона?

Существует ли вероятность, что дерево или используемые краски со

временем появляются на иконе в виде конденсата?

Выяснилось, что сейчас иконы пишутся в основном как в древности -

используются только натуральные материалы и краски. Доской для иконы, как

правило, служат липа или кипарис. Шпонки (горизонтальные деревянные вставки

с обратной стороны иконы) должны быть более плотного дерева, обычно

дубовые. Шпонки необходимы для того, чтобы доску "не вело", чтобы она не

выгибалась. Лицевую сторону иконы (где живопись) защищает от испарений

большой защитный слой. Это левкас, который готовится на природном клею по

старинным технологиям. Затем кладется паволока - ткань - для того, чтобы

более плотно держать сам левкас, а также для избежания появления на левкасе

микроскопических трещинок вследствие того, что доска имеет способность

забирать влагу и отдавать ее, поэтому все время то чуть-чуть расширяется,

то сужается. Испарение древесной влаги идет с торцов и с оборотной стороны

иконы. Можно заметить, что чем старше возраст иконы, тем она более

выгнутая. После того, как икона написана, поверхность покрывается олифой.

Испарения по естественным причинам на иконе появляться не могут,

несмотря на то, что дерево вбирает и отдает влагу. Дерево не выделяет

столько влаги, чтобы она была заметна в виде конденсата. Те испарения, о

которых говорилось выше, ничтожно малы и за несколько столетий лишь немного

искривляют форму доски, на которой написана икона. Кроме того, липа, на

которой чаще всего пишутся иконы, не смолистое дерево, поэтому и никакая

смола из липы выделяться не может.

ЗАКЛЮЧНИЕ

Христианством дозволялось принимать не любые чудеса, но лишь такие,

которые имели, с точки зрения церковников, несомненно "божественную

причину". Массы, сохранившие и принесшие в христианство множество языческих

верований, нуждались, по мнению многих практичных священнослужителей, в

чуде - и мнение это не раз оправдывалось. Протестантизм, появившийся в XVI

в., изгнал из реформированной церкви множество суеверий, объявив их

"папистскими бреднями". Лютеранское, кальвинистское и прочие протестантские

вероучения не признают чудесного появления слез, крови, мира и т. п.

Католическая церковь в том же XVI в. на Тридентском соборе в борьбе

с реформаторами признала суеверными и невозможными многие прежние "чудеса".

Но вера в плачущие или кровоточащие образы сохранилась у католиков вплоть

до наших дней. Слухи о подобных случаях распространяются, как правило, во

времена смутные: так было во время испанской интервенции в Италии и грабежа

Рима, упоминаемого в этой главе, так было и в 1920 году в Ирландии во время

гражданской войны. О православных "плачущих иконах" мы, по крайней мере,

имеем больше документированных сведений. Любое исследование таких икон - от

Петра I до кампаний по вскрытию мощей и проверке "чудес", проведенных в

первые годы Советской власти, - показывало, что "чудеса" фабриковались

церковниками. Судя по некоторым деталям, современные "чудеса" также

рукотворны: они совершаются или с корыстными целями, или их авторами

являются шутники-мистификаторы.

И нет ничего удивительного в том, что сами церковники после

подобных разоблачений вынуждены были признаваться, что "чудеса" оказывались

рукотворными. Вся разница лишь в том, кто их творил: священники и монахи,

стремящиеся возбудить религиозный фанатизм и извлечь из этого для себя

материальную выгоду, или мистически настроенные люди, жаждущие чуда.

Все еще остается загадкой, являются ли чудом плачущие изображения

или нет. Однако это малосущественно для непредвзято мыслящего человека, для

которого любые чудеса - плод самообмана и мистификации.

Литература.

1. «Невероятный мир», Санкт-Петербург, 1977 г.

2. «Почему плакала богородица?», Стратонов В., Одесса,

1960 г.

3. «Бессильные владыки», Скибицкий М.М., Москва, 1961 г.

4. «Теология и чудо», Г.А. Гибинский, Москва, 1978 г.

5. http://www.atheism.ru/






Информация 







© Центральная Научная Библиотека