Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура 19 века

Культура 19 века

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.

Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания

русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в

этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,

изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический

строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.

Дети недворянского происхождения получали начальное образование в

приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,

они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в

России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского

были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский

и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в

привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В

1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные

библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в

1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то

время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому

читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его

совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным

ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал

в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная

застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных

зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.

Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи

на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль

Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.

Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге -

самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По

замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость

самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси

были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,

Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство

Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися

архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После

пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник

Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой

Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм

Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В

1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.

Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища

императорской фамилии. В России появился первый общедоступный

художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные

труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-

х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского

“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом

театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены

в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.

Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те

времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.

Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку

очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная

культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный

взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком”

русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской

литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского,

Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы

родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе

усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала

непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.

Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у

себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы,

достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным

достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит

высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук

событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный

образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург,

публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы

русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих

предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.

Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в

Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая

печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось

беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть

Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.

Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия

будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие

деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и

другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со

стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до

пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте

определялось экономическими и социально-политическими процессами,

происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более

осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Список литературы:

И. А. Заичкин И. Н. Почков

“Русская история от Екатерины великой до Александра II”

“История России”

Ответственный редактор А. Н. Сахаров






Информация 







© Центральная Научная Библиотека