Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура Китая

Культура Китая

ПЛАН

I.

ВВЕДЕНИЕ................................................................

........................ 3

II.

ПИСЬМЕННООСТЬ...........................................................

................ 3

III. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПИСАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.................... 4

IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:

1.

КУЛЬТЫ..........................................................

.................. 4

2.

КОНФУЦИАНСТВО...................................................

....... 5

3.

ЛЕГИЗМ..........................................................

................... 6

4. КОНФУЦИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И

ОБРАЗОВАНИЕ....................................................

............ 7

5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР

ЖИЗНИ

КИТАЯ..........................................................

.... 7

6. ДАОСИЗМ И

БУДДИЗМ................................................ 8

7.

НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................

...9

8.

СЕКСТАНСТВО.....................................................

.............9

V. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

1. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ШАН (ИНЬ)...............................10

2. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

ЧЖОУ........................................11

3. ПЕРИОД ДИНАСТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ........................11

4. ПЕРИОД ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИИ.........12

5. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА

ТАН.......................................12

6. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

СУН............................................13

7. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

МИН...........................................14

8. ПЕРИОД ДИНАСТИИ

ЦИН............................................15

V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................

.......................16

VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ЛИТЕРАТУРА...................................................17

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и

отличается не только богатством своих материальных и духовных

ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные

войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура

Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру

завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала

своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох

оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и

разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и

ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия

Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-

политическими, экономическими и другими особенностями данного

исторического периода и представляет собой определённый этап

развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.

История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до

н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода

династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь

и Хань. Культура Китая III –IX вв. охватывает два исторических

периода: период Южных и Северных династий и период объединения

Китая и создания танского государства. Культура Китая X –XIV вв.

включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а

также период монгольских завоеваний и привление династии Юань.

Культура Китая XV – XIX вв. – это культура периода династии Мин, а

также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской

династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий – от бытовой

посуды до жертвенных сосудов – и их техническое совершенство

свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше

яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на

которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Изобретение письменности является важнейшим признаком того,

что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху

цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить

процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической

письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких

бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге,

впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с

этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных

текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись

знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее

большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения

предметов или сочетания изображений, передающих более сложные

понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В

китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться

отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие

слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными

иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть

и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго

классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной

письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы,

рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу,

прежде всего историческую.

Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь ( около 145

- 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским

настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не

могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие

историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии

к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был

приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее,

он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью -

завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё

замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) -

сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от

древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую

китайскую историографию, но и на общее развитие литературы

В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В

элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика

поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью

и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре

создан труд “ История династии Хань” и многие другие.

Сохранившиеся литературные источники, по большей части

произведения так называемой классической литературы древнего Китая,

позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской

религии, философии, права и возникновение очень древних социально-

политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении

целого тысячелетия.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех

народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа

природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей

мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но

китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не

Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная,

строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя

слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться.

Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует,

кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с

буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория

религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской

трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая

Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому

Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией

верховной всеобщности в Китае.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один

существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент -

незначительная и социально не существующая роль духовенства,

жречество.

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной

структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи

Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они

почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том

числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди

этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное

божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди

воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего

народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций

первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль:

именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к

усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании

культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы

Китая.

У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание

Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил

Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо

перешло представление о прямой генетической связи божественных сил

с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул

сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу

Небо в его основной функции верховного контролирующего и

регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём

культу этого божества был придан не только сакрально-теистический,

сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает

недостойных и вознаграждает добродетельных.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -

прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого

культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми

человеческими жертвами.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли,

тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и

шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае

сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской

цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий

рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный

накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и

умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не

духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее

бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие

свои административные функции, частью которых были регулярные

религиозные отправления. Все эти специфические особенности,

складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за

тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к

восприятию тех принципов и норм жизни, кото-

рые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху

больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский

Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.

Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве

модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя

важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством

долга. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и

искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов

(ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного

Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный

социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций

сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы

видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь -

государем, чиновник – чиновником», то есть пусть всё в этом мире

хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права

и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно

состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто

трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и

второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э. )

считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной

древности.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было

строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник,

наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего,

подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию -

это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то,

что это учение базировалось на слегка изменённых древних

традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым

тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали

его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный

традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и

налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были

справедливее, и правители мудрее...

В условиях эпохи Чжаньго (V – III вв. до н.э.), когда в

Китае ожесточённо соперничали различные философские школы,

конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте.

Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления

страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники

конфуцианцев – легисты.

Учение законников - легистов резко отличалось от

конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат

писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на

палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам,

законы разрабатывают мудрецы – реформаторы, издаёт их государь, а

осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры,

опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В

учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм

был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в

откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере

деятельности ряда легистов – реформаторов в различных царствах

чжоуского Китая в VII –IV вв. до н.э. Но не рационализм или

отношение к Небу было основным в противостоянии легизма

конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на

высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего

ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший

абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство

ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый

вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной

деспотии.

Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми

и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках

централизованный контроль над частным собственником, что имело

огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой

борьбе за объединение Китая.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным

делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство

имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили

рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией,

министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а

народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным

образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим:

введённые легизмом методы и инструкции ( централизация администрации

и фиска, суда, аппарата власти и т.п. ), без которого нельзя было

управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать

с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было

сделано.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось

поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории

Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других,

предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в

силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и

мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие

позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и

идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее

выражение в культе неизменной формы.

Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи

Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление

государством, но и заботи -лись о том, чтобы конфуцианские нормы и

ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ

«истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по

рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то

есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в

исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов

действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими

традициями. Даже если он со временем становится даосом или

буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях,

но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом,

часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к

культу предков, к соблюдению церемониала и т.д.. Система образования

в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков

конфуцианства.

Конфуцианство – регулятор жизни Китая. Центализованное

государство, существовавшее за счёт ренты – налога с крестьян, не

поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро

усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к

значительному снижению доходов казны и расстройству всей

административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал

действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их

чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание,

которое его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным

сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора

и его окружения становилась сильней, а часть частного сектора

начинала всё сначала. Конфуцианство выступало и как регулятор во

взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба – с различными

племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и

вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя,

императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого

Неба.

Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,

и административной системой, и верховным регулятором экономических и

социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни,

принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской

цивилизации.

В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало

умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,

поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В

этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений

мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило

в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер

населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая –

незаменимым.

Большое распространение имела в древнем Китае и другая

философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от

конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером.

Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная

религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше

2000 лет.

Даосизм в Китае занимал скромное место в системе

официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев

никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных

ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная

администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть

эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и

буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных

народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И

хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не

становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса

постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение

бунтарско – эгалитаристских традиций в истории Китая не должно

преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках

даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи,

сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем

накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они

сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру

буддийская и индо – буддийская философия и мифология. Многое из этой

философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и

кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае,

причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо

переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными

историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская

метафизическая философия сыграла свою роль в становлении

средневековой китайской натурфилософии.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том

числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной

мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но

специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с

его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и

религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в

стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё

место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая

сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

В истории и культуре средневекового Китая огромную роль

играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства,

получившая название неоконфуцианство. В новых условиях

централизованной империи Сун, для решения задач усиления

административно - бюрократического начала необходимо было «обновить»

конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать

прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать

принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы

противопоставить буддизму и даосизму.

Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте

крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и

(1017 – 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого

заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира

беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь

космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое –

космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимо – действия

этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий,

пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них –

множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения

Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым

ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 –

1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов

неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер

и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья,

конфуцианского учения.

Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более

религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и

вообще, средневековая китайская философия характеризовалась

религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов

различных сторон их учений была создана основа для разработки

логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг

одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого

заключался в том, что сущность знания – в постижении вещей.

С приходом к власти китайской династии Мин императоры не

выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве

единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство

было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении

Пути Неба.

Развитие общественного сознания китайцев в минский период

привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые

признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом

начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у

Ван Ян-мина (1472 – 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала

не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность

персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина

является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого

человека даёт право на достижение мудрости.

Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и

писатель Ли Чжи (1527 – 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на

индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути.

Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское

сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко

расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции

человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные

человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм

не имеет смысла.

Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм

этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная

система религиозных представлений, был сформирован гигантский и

постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных,

патронов – покровителей и т.п.

Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление

человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат

с верой в высшую предопределённость такого развития событий,

всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими,

культурными и прочими особенностями региона или страны в целом.

Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные

секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и

организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались

к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно

широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным

целям и ценностям вероучения.

В течение всей истории китайской культуры каждая из

существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,

самобытности и разнообразию ценности.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода

указывают на её генетические связи с неолитическими племенами,

населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы

набдюдаем в керамике, характере земледелия и применения

сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших

достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение

городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани медно-каменного и

бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит

общественное разделение труда на земледельцев и специализированных

ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-

огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.

Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым

главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали

довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли

всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное

строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером

примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с

монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными

кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской

конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в

пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ – Западное Чжоу и

культура пополняется новыми отраслями.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в

надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв.до н.э. Рифмованные тексты

этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был

закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и

художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего

развития.

Историческая проза этого периода представляет собой надписи

на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель,

военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д.

приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся

регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из

кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды,

один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе

конфуцианского канона.

Кроме повествований, описывающих те или иные события,

конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области

общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали

появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.

Необходимость счёта времени и составление календаря явились

причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится

должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило

занятие астрономией и календарным вычислением.

С расширением территории Китая росли познания и в области

географии. В результате экономических и культурных контактов с иными

народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий,

относительно их географического месторасположения, быта, специфических

продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.

В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и

знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию,

физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто

производил операции под наркозом, используя для этого специальный

напиток.

В области военной науки значительный вклад был внесён

китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему

приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана

взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в

войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

Среди многочисленных научных направлений существовала

сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и

практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где

описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения

продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах,

ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.

Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников

искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям,

изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась

техника ирригационных сооружений и градостроительства.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием

ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании,

возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу

активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой

городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми,

пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами,

разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное

искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала,

инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются

нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а

украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами.

Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные

подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.

К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В

родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо,

землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

Одной из примечательных черт традиционной цивилизации

древнекитайской империи становится культ образования и грамотности.

Было положено начало официальной системе образования.

В начале II века появляется первый толковый словарь, а

позднее специальный этимологический словарь.

Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи.

Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение

основных положений математических знаний. В этом трактате

зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии,

применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы

линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась

астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э.,

указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус,

воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип

сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение

прибора, названного «указателем юга», который применялся как

мореходный компас.

Ярким примером соединения теории и практики является история

китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из

трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и

более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.

Имперский период истории древнего Китая характеризуется

появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра

прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название

«ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной

тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими

описаниями.

Во время правления У-ди при дворе была учреждена

Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные

мелодии и песни.

Значительное место в культуре древнекитайской империи

занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились

дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати.

Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались

дворцовые помещения.

В период Южных и Северных династий ведётся активное

строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено

более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная

планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые

ансамбли, скальные монастыри, башни – пагоды. Используются как дерево,

так и кирпич.

К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В

грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.

В V – VI вв. среди разнообразных художественных изделий

значительное место занимает керамика, которые по своему составу

становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое

распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного

и оливкового цвета.

Картины IV –VI вв. приобретают форму вертикальных и

горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками

на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.

Литературное творчество III – IV вв. переживало бурный подъём.

Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную

поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные

события. К этому периоду относится развитие нового поэтического

жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные

мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и

буддийская литература.

Период объединения Китая и создания Танского государства

характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах

строительных работ был присущ градоустройству.

Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и

культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного

дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и

Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов

видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к

монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились

террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками.

Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным

дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают

особую парадность.

Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской

церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных

изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость

образов, трёхмерность изображения.

Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в

живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась

любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на

шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски,

напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного

происхождения.

Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым

веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых

Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего

времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях

уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут

характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной

жизни страны. Проза VII – IX вв. продолжала традиции предшествующего

периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти

произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют

форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты

новелл впоследствии легли в основу популярных драм.

В сунский период Китай вновь становится одним из передовых

государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии

ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество

занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят

дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали

типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы

возведения строений, становятся всё более изящными, с

высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций,

фасадов и интерьеров.

В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные

скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.

В период XII – XIII вв. зодчество становится пейзажным, что

выразилось в развитии особого вида искусства – ландшафтных садов,

воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно

было увидеть в самой живой природе.

Пластика сунского периода намного бледнее и менее

возвышенная. Скульптуры X – XIII вв. теряют свою монументальность, в

них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже

лиризма.

С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит

значительный скачок в развитии литературы и научных знаний.

Публикуется множество работ по различным областям истории,

археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому.

Широкое распространение книгопечатания способствует письменному

закреплению произведений народного творчества.

Особого развития в сунский период достигает литературный жанр

«Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями

танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи

«ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды – философскую ритмическую

прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические

мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие

рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой

прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались

огромной популярностью лаконичные изречения – цзацзуань, отличающиеся

оригинальной литературной формой.

Отличительной чертой культуры является усиление демократических

тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на

массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую

музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые

представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический

жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со

стихотворными ариями.

Период Сун является яркой страницей в истории китайской

живописи. В ней на протяжении X – XI вв. происходят значительные

перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется,

в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода

вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных

картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает

многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.

В тесном соприкосновении с живописью развивалось и

прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые

ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших

мастеров живописи.

Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих

керамистов Китая. При определённых успехах в области производства

фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины.

Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и

лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и

серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.

Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются

высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия,

изделия из ткани, эмали, лака в XIII – XIV вв. в большом количестве

вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу,

где их очень высоко ценили.

Победа над иноземными захватчиками и установление власти

династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа,

что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также

в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на

севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой

Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом.

Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также

садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему

основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном

зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным

использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и

цвета.

Китайская монументальная скульптура в минский период,

несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже

в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются

жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных

приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры

животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким

мастерством и глубиной проникновения в образы.

Литература периода Мин – это, прежде всего, романы, повести.

Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была

афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям

Конфуция.

В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия,

китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов

и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой

театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с

совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.

Искусство минского периода стремилось прежде всего к

сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот

период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное

место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной

живописи и живописи «Цветов и птиц».

Значительное место в художественной культуре Китая занимали

различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных

его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на

первое место в мире.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает

техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись

многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно

было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.

Архитектура цинского периода приобретает свои характерные

черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного

убранства. Двор- цовые здания приобретают новые черты в связи с

дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей

отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это

и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.

Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII –

XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных

резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм

которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В

оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и

фарфор и металл.

Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением

к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в

скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой

кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей

– пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.

В цинский период в классической прозе и поэзии появляются

довольно видные мастера. В области повествовательной литературы

выделяется жанр новеллы. В 1701 –1754 гг. закладываются основы

сатирического эпоса. В XVIII – XIX вв. по-прежнему пользовались

большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.

Театральное искусство в цинский период претерпевает

значительные измене –ния. Во второй половине XVII веке новая

маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие

театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную

технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя

координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины

XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты

национального театра классической драмы.

В живописи XVII – XIX вв. значительное место занимает

копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные

панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в

живописи конца XVII –начала XVIII века представляют работы авторов,

знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой.

Продолжает своё существование и жанр повествователь – ной

живописи.

Особое место в культуре Китая цинского периода занимает

декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых

успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается

росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения

дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и

художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и

эмали.

Китайские народные мастера создавали самые разнообразные

изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности

работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового

кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.

Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по

форме была в XVII – XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные

китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой

всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей

широкое применение в этот период получили ковры.

Китайская культура всех времён развивалась в условиях

различных противоречий внутри страны, установления господства и

закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких

условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют

проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов,

возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются

градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются

сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения

изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись;

образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная

драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных

изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и

художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди

подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные

достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,

книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии,

расширении внешних сношений.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие

культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные

территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии.

Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.

Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой

культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная

ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях

китайского народа.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

АВДИЕВ В. И.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» -

МОСКВА, 1953 г.

ВАСИЛЬЕВ Л. С.

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» -

МОСКВА, 1983 г.

ГОГОЛЕВ К. Н..

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»-

МОСКВА,1997 г.

ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР.

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» -

КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -

СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В.

«ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕ-

ТА РАБОВЛАДЕНИЯ»

МОСКВА, 1982 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека