Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Культура в V-IX веках

Культура в V-IX веках

КУЛЬТУРА В V-IX ВЕКАХ

План:

1. Школа, переводная литература

2. Историография

3. Философия, естественные науки

4. Архитектура, искусство

V—VII века—один из наиболее значительных периодов в истории армянской

культуры; в области историографии, философии, естественных наук,

литературы, архитектуры были созданы ценности, которые по своему значению

выходят за пределы национальных рамок и занимают достойное место в

сокровищнице мировой культуры.

Армянская культура этого периода развивалась под сильным влиянием

христианских догм, однако многие из ее памятников выражали передовые идеи

своего времени, имели патриотический характер и были проникнуты духом

борьбы против чужеземных захватчиков и их ассимиляторской политики. Этими

качествами отличались, в частности, историографические и философские

произведения, которыми богат данный период. После потери государственной

независимости, когда над армянским народом нависла угроза ассимиляции,

деятели армянской культуры одну из своих главных задач видели в обеспечении

национального существования армянского народа и сохранении самобытности его

культуры.

В VIII и отчасти в IX веке армянская культура переживает некоторый упадок.

1. Школа, переводная литература

После изобретения в 406 году армянских письмен Месропом Маштоцем были

открыты школы, в которых обучение происходило на родном языке. Воспитанники

этих школ стали историками, педагогами, переводчиками, сыграли значительную

роль в развитии культуры народа и в его освободительной борьбе.

Школы действовали в основном при монастырях и находились под их влиянием.

При крупных монастырях открывались школы, в которых кроме языков и

богословия, преподавались также философия, риторика, математика,

поэтическое искусство, грамматика. Армянским юношам уже не нужно было ехать

для учебы в культурные центры Ближнего Востока и Византии. Окончив эти

школы, многие получали сан «вардапета» (ученого монаха), «кертога» (поэта и

грамматика), «философа» и т. п.

До создания собственной литературы на родном языке, что требовало

значительного времени, Месроп Маштоц и его ученики Езник Кохбаци, Овсеп

Палнаци, Корюн и другие, которые известны под именем «старших

переводчиков», развертывают широкую переводческую деятельность. В первую

очередь переводятся с сирийского и греческого языков Библия, богословские

труды Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, а также духовные проповеди и

другие произведения.

С точки зрения переводческого искусства особое значение имеет перевод

Библии, в процессе которого отшлифовался и обогатился новыми терминами и

понятиями древнеармянский язык (грабар). Не меньшим было и значение

перевода «Хроники» Евсевия Кесарийского (греческий текст этого труда не

сохранился, имеется лишь его армянский перевод). Были переведены также

труды знаменитых философов древнего мира Аристотеля, Платона, Фенона,

Филона Александрийского и других.

Переводная литература дала возможность познакомиться с античными авторами,

с большим наследием, которое они «ставили в историографии, философии,

литературе, естественных науках. Одновременно переводчики и авторы V века

закладывают основы армянской литературы и культуры. Некоторые из наук, в

особенности историография и философия, достигают расцвета уже во второй

половине того же столетия.

наверх^

2. Историография

В армянской культуре V века ведущее место принадлежит историографии,

видными представителями которой были Корюн, Агатангехос (Агафангел),

Фавстос Бузанд, Егише, Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци.

Первым известным нам оригинальным историографическим трудом, написанным на

армянском языке, является произведение ученика Месропа Маштоца вардапета

Корюла—«Житие Маштоца». Оно написано в 40-х годах, после смерти Месропа

Маштоца. Автор описал жизнь своего учителя, историю изобретения армянских

письмен, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской

литературы. В труде Корюна имеются также ценные сведения о культурной жизни

соседней Грузии и Агванка (Кавказской Албании).

«История Армении», приписываемая Агатангехоеу, содержит важные сведения о

социальной структуре армянского общества в IV в., о принятии страной

христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория

Просветителя, о борьбе против языческой религии. Повествование ведется в

хронологических рамках царствования Трдата III

298—330 гг.). Труд Агатангехоса переведен на ряд иностранных языков.

Младшим современником Агатангехоса был Фавстос .Бузанд. Его «История

Армении» охватывает период от распространения христианства в Армении

(начало IV века) до первого раздела страны между Римом и сасанидским Ираном

(387 г.). В этом важном первоисточнике много данных о

становлении феодального строя в Армении, об упорных оборонительных войнах

армянского народа против сасанидской агрессии. В «Истории» Фавстоса

Бузанда, наряду с другими источниками, использованы народные сказания и

легенды. Труд Бузанда содержит много интересных сведений о ряде стран

Ближнего Востока.

Егише был участником освободительной войны 450— 451 гг. Ему принадлежит ряд

трудов. Самым важным из них является историческое сочинение «О Вардане и

войне армянской», в котором изложена история Армении от падения царства

Аршакидов (428—429 гг.) до 464—465 гг. Большое место уделено Аварайрской

битве 451 года. Это патриотическое произведение написано с большим

художественным макггерством. Автор сообщает заслуживающие доверия сведения

о попытке сасанидского царя Ездигерда II принудить армян к

вероотступничеству, о вспыхнувших в Армении, Грузии и Албании народных

волнениях и т. п. Особенно ярко и взволдованно описывается Аварайрская

битва, в частности героизм и самоотверженность борцов за свободу родины.

История войны Вардана Мамиконяна и его сподвижников приобрела широкую

популярность в основном благодаря Егише.

Лазар Парпеци родился в 440-х гг. в селе Парпи области Арагацотн.

Образование он получил в Византии (Константинополе) и был хорошо знаком с

древнегреческой культурой.

«История Армении» Парпеци, написанная в 490—495 гг. по поручению марзпана

Ваана Мамиконяна, охватывает период 387 по 485 гг. Основная тема этого

труда—народно-освободительные войны 450—451 и 481—484 гг. Автор

рассказывает также об освободительных движениях в Грузии и Албании. Труд

Парпеци во многих случаях уточняет и дополняет события, описанные в книге

Егише «О Вардане и войне армянской» и является единственным достоверным

источником об освободительной войне 481—484 гг. Язык историка ясный и

образный. Особую ценность по своему содержанию и риторическому искусству

имеет «Письмо» («Послание») Парпеци Ваану Мамиконяну.

Крупнейшим представителем древней и средневековой армянской историографии

является Мовсес Хоренаци (Моисей Корейский). Жил он в V веке, высшее

образование получил в городе Александрии. Ему принадлежит ряд трудов,

венцом которых является «История Армении», написанная в 480—481 гг. -по

поручению князя Саака Багратуни.

«История Армении» Мовсеса Хоренаци, состоящая из трех частей, излагает

историю армянского народа с древнейших времен до середины V века. Для

своего труда автор использовал несколько десятков первоисточников на разных

языках, народные предания, мифологию, лингвистические и археологические

материалы, лапидарные надписи, этнографические данные и т. д. Хоренаци был

историком-ученым. Он критически подходил к своим первоисточникам, каждый

раз отмечая их ценность или недостоверность. Хоренаци справедливо считал

основой историографии хронологию. «Нет достоверной истории без

хронологии»,—пишет он «История» Хоренаци отличается богатством содержания.

В ней повествуется о политических событиях, культурных явлениях, народном

творчестве, об экономической жизни страны, градостроительстве, о

возникновении нахарарства, об экономических, политических и культурных

связях Армении с разными странами и т. п. Хоренаци гордится богатой и

героической историей своего народа. «Мы хотя народ небольшой, весьма

малочисленный, слабосильный и часто находившийся под чужим господством,

однако и в нашей стране много совершено подвигов мужества, достойных

внесения в летописи». Глубоко переживая тяжелую судьбу родного народа,

историк-патриот со жгучей ненавистью говорит о трусах и предателях, о

невеждах и эгоистах, о низких нравах знатии церковников.

В «Истории Армении» содержатся также ценные сведения о Грузии, Албании,

Персии, Сирии, Египте, Греции, Византии и других странах. Мовсес Хоренаци

был одним из крупнейших историков и мыслителей своего времени. Знание

греческого, сирийского и персидского языков, превосходная осведомленность в

трудах античных авторов, строгая логика,, сдержанный, лаконичный и в то же

время образный язык, умение вникать в исторический материал и анализировать

его в историко-сравнительном плане, горячий патриотизм, объективность в

изображении исторических событий—таковы неоспоримые достоинства Мовсеса

Хоренаци—«отца армянской истории».

На протяжении веков «История Армении» Хоренаци служила учебником по истории

армянского народа, на ней воспитывались многие поколения патриотов. Она

оказала большое влияние на последующее развитие армянской историографии.

Историк Себеос жил в VII веке. Его труд охватывает историю Армении с

древнейших времен до 661 года. В первом разделе труда, по всей вероятности,

не принадлежащем перу Себеоса, излагается древнейшая история, во

втором—история 579—661 гг. Вторая часть книги более достоверна, так как

здесь автор описывает события, современником и очевидцем которых он был.

Заслуживают особого внимания сведения Себеоса о народно-освободительном

восстании 571 г. против владычества сасанидского Ирана, о первых арабских

походах в Армению, а также о договоре, заключенном между правителем Армении

Теодоросом Рштуяи и халифом Муавией. По своему языку, стилю и мастерству

повествования историк уступает своим предшественникам. Подобно сочинениям

других средневековых историков, труд епископа Себеоса пропитан церковной

идеологией, но несмотря на это он является важным источником по истории

Армении и соседних стран VI—VII вв. Гевонд—историк VIII века. В его

«Истории» повествуется об арабских халифах и их походах, о тяжелом положе-

«ии армянского народа, о мощных народно-освободительных восстаниях в

Армении. Труд Гевонда—важный источник по истории армянского народа VIII в.

наверх^

3. Философия, естественные науки

Наиболее известными армянскими философами V—IX вв.были Езник Кохбаци и

Даввад Анахт.

Езник Кохбаци—один из старших учеников Месропа Маштоца; образование получил

в Византии, владел сирийским, персидским и греческим языками. Свою научно-

литературную деятельность он начал с переводов, затем в 440-х гг; создал

философский труд «Опровержение ересей», что было продиктовано политическим

положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности

армянского народа угрожала сасанидская держава, которая превратила

иранскую официальную религию—зороастризм—в мощное средство своей

ассимиляторской политики. Кохбаци поставил себе целью философски

опровергнуть эту, а также различные языческие религии и обосновать

«истинность» христианства, которое в то время служило орудием борьбы против

персидского ига за сохранение национальной независимости армянского народа.

Кохбаци выступал против фатализма и старался философски обосновать

правомерность освободительных движений. «Разорение страны,—писал

он,—уничтожение населения, алчный грабеж имущества и богатств не есть

предопределение судьбы».

Видный представитель армянской средневековой философской мысли Давид по

прозвищу Анахт (Непобедимый) жил в V—VI вв. Ему принадлежат толкования ряда

трудов Аристотеля. По своему мировоззрению Давид—последователь Платона и

Аристотеля, философские взгляды которых он анализирует с позиций

неоплатонизма. Произведение Давида Анахта «Определения философии» является

одним из наиболее значительных памятников армянской средневековой

философии. Особенно ценны разделы труда, посвященные гносеологическим

вопросам. Давид признавал существование внешнего мира и возможность его

познания посредством разума и органов чувств человека.

Представителем философской мысли VII—VIII вв. был Степанос Сюнеци. До нас

дошла его рукопись «Полезный анализ определений Давида и Порфирия», где

комментируются трактаты «Определения философии» Давида Анахта и «Введение»

Порфирия.

Определенный прогресс наблюдается в развитии естественных наук, которые, с

одной стороны, были тесно связаны с достижениями античной науки, а с

другой—находились под идейным влиянием христианской церкви. Многие

армянские ученые, следуя Василию Кесарийскому (его труд «Шестоднев» был

переведен с греческого на армянский язык еще в V веке), стремились

согласовать античную естественнонаучную мысль с библейскими догмами.

Однако, в отличие от византийских авторов этого периода, превратившихся в

«покорных слуг» церкви, в Армении и в ряде стран Ближнего Востока в

известной мере продолжались традиции науки позднеэллинкстического периода.

Выдающимся ученым в области естественных наук был Анания Ширакаци,

занимавшийся вопросами' математики, космогонии, географии, натурфилософии и

других наук. Родился он в начале VII века в области Ширак, первоначальное

образование получил там же, а затем в продолжение восьми лет изучал

математику и другие науки у греческих ученых в Трапезунде.

Ширакаци—автор многочисленных и разнообразных по содержанию трудов. Он

занимался также педагогической деятельностью. Его учебник с таблицами

четырех арифметических действий—один из первых среди дошедших до нас

учебников по арифметике.

Мысли о космогонии Ширакаци сходны со взглядами Аристотеля и Птолемея.

Ширакаци также считал, что Земля большая шарообразная масса, которая

находится в центре вселенной и неподвижна, а небо вместе с небесными телами

вращается вокруг нее. В VII веке во многих странах была предана забвению

передовая античная наука и на основании библейских догм земля считалась

большим четырехугольником, признание идеи ее шарообразности было

прогрессивным явлением. В противоположность распространенному в те времена

представлению, которое связывало затмения солнца и луны с легендарным

небесным драконом, Ширакаци, подобно древнегреческим естествоиспытателям,

считал затмения следствием того, что временами солнце, луна и земля

оказываются на одной линии.

Ширакаци приписывается географический труд VII в. «Ашхарацуйц», где

олисывается известный в то время мир;— Европа, Азия и Африка. Особенно

важные сведения в нем сообщаются об Армении, Грузии, Агвагаке (Кавказской

Албании) и Персии.

Начиная с V в. были переведены на армянский язык медицинские книги с

греческого и сирийского языков. В Армении были известны имена видных врачей

древнего мира— Гиппократа, Диоскорида, Галена и др. В VIII веке были

переведены с греческого на армянский язык естественно-медищинские труды

известных авторов IV века—:«О природе человека» Немееия и «Учение о

строении человека» Григория Нисского. Труд последнего, состоящий из

разделов, посвященных психологии и физиологии, перевел армянский ученый

VIII века Степанос Сюнеци.

наверх^

4. Архитектура, искусство

В истории армянской культуры важное место занимают строительное искусство и

архитектура, которые в IV—VII вв. переживают определенный подъем. В этот

период была построена столица Двин с ее мощными крепостными стенами,

дворцовыми зданиями, княжескими замками, церквами, храмами, общественными

зданиями и др. строениями.

В архитектуре раннесредневековых зданий Армении использовались строительные

принципы народного жилища. В основном это трехяефные строения под шатровой

деревянной кровлей с отверстием для света. Раскопки Двина показали, что

многие из домов князей и богачей были довольно роскошными, имели узорчатые

ниши в стенах, скульптурный орнамент, порой—внутренний двор.

Среди лучших светских зданий этого периода—тронный зал армянских Аршакидов

(IV в.), дворцы католикоса (V в.) и марзпана (VI в.) в Двине, дворец

Григора Мамиконяна в Аруче, отличающиеся высоким архитектурным искусством.

Многие древнейшие церкви Армении были построены на месте языческих храмов,

которые в начале IV века, в период распространения христианства, были

разрушены. Архитектурные формы этих церквей просты и строги; лишь в

дальнейшем церковные сооружения становятся более нарядными и сложными.

Расцвет армянской архитектуры приходится на VII век, в особенности на его

первую половину. В конце VI века появился и в VII веке достиг вершины

своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под

названием строений «типа Рипсимэ». Древнейшим образцом подобных храмов

является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым

совершенным—церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году.

Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм

Звартноц, построенный в 641—661 гг. вблизи Эчмиадзина. Это уникальное

сооружение— «дин из замечательных памятников мирового архитектурного

искусства.

Наряду с архитектурным и строительным искусством развивалась также

скульптура. Многие здания украшались орнаментами, барельефами и рельефами,

значительная часть которых сохранилась до наших дней. Рельефы изображали

разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской

религией, жизнью знати, занятиями народа. Образцы такого высокого

мастерства можно увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, Талина,

Аруча, Аштарака и других.

Начиная с V века развивается также церковная песня и музыка. Месроп Маштоц,

Саак Партев, а затем католикос Комитас (VII в.) и другие пишут «тараканы» и

«кцурды», которые исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.

Гусанские песни получили широкое распространение в народе, в частности

среди населения области Гохтан.

Театральная жизнь V—VII вв. выражалась в форме народных представлений и

празднеств, которые из-за своего языческого характера причиняли много

беспокойства церкви. Эти представления пользовались большой популярностью.

Католикос Иован Мандакуни (V век) жаловался, что людей, -«смотрящих театр»

и «любящих гусанов», собирается больше, чем молящихся.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека