Культура Японии
Санкт – Петербургский государственный технологический институт
(Технический университет)
Кафедра истории Отечества, науки и культуры
Факультет III
Курс I
Группа 333
Учебная дисциплина: Культурология
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Культура Японии
Студент /Хасанов А.Р./
Руководитель //
Оценка
за курсовую
работу ...............
Содержание
Стр.
Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности
японцев...................................................... 5
Краткая историческая
справка.................................................................
5
Традиции
японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и
графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной
литературы..................................................................
35
Введение
… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы
Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и – нечто более благородное
и чудесное, чем яшма, с- иероглифы… И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы
подчинили себе иероглифы…Не то наш язык мог бы стать китайским… Но мы
одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер,
смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-цзы… Будду постигла такая же
судьба… Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы
переделывать…[1]
Акутагава Рюноскэ
(1892-1927)
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука,
окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские
достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и
впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами
проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые
черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к
скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его
упругость.
Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова
находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители
островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным
бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий.
Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей,
японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение
видеть красоту природы в большом и малом.
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только
в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она
непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX
века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись
только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило
творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии
нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная
культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие
европейской живописи, театра и литературы.
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и
разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от
индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей
был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных
влияний.
В данной работе я постараюсь раскрыть все особенности японской
культуры. На мой взгляд эта тема очень актуальна для России, так как японцы
умело хранят свою культуру, заботятся о ее сохранении и приумножении. Этому
Россиянам, живущим в стране с богатейшей культурой, следовало бы поучиться
у японцев.
При написании данной работы я планирую использовать как ресурсы
Internet`а, так и богатейший объем литературы, посвященный японской
культуре.
Часть I: Культурные особенности японцев
Краткая историческая справка
В начале работы я бы хотел немного рассказать об истории Японии, так
как считаю, что история и культура тесно связанны друг с другом, и что во
многом история определяет культуру страны. Японский архипелаг принял
нынешние очертания 10 000 лет назад. Последующие 8 000 лет длилась эра
Йомон, когда жили первобытные охотники-собиратели. Они со временем
образовали одно племя. Возделывание риса пришло из Евразии в 300 году до
нашей эры в Яйойский период. Считается, что японская национальность
сформировалась в период Ямато около третьего века нашей эры. Согласно
преданию, Японская империя возникла в 660 г. до нашей эры, когда на престол
взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия (с
660 года до нашей эры) Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая,
имевших более высокий уровень цивилизации. В 604 году принц Шотоку принял
первую Конституцию. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший
впоследствии государственной религией страны. В начале восьмого века
(период Нара) первой столицей стал Нара, а затем Киото. С XII по XIX век
страной правил военный класс самураев. С XII века в стране фактически
установился военный режим и Японией правили сегуны (военный диктаторы). В
XV веке в Японии разразилась гражданская война, длившаяся 100 лет. В XVII
веке к власти пришел Токугава Иэясу и объявил режим изоляции на 200 лет,
когда отношения продолжались только с Китаем и Нидерландами. Но с приездом
в 1853 году американского командора Мэттью Перри Япония начинает налаживать
отношения с Америкой и Европой. Господство сегунов продолжалось до 1867
года, когда последний сегун Токугава Есинобу передал власть императору
Муцухито (Мэйдзи). Хотя португальцы и голландцы имели торговые отношения с
Японией еще в XVI-XVII веках, они были весьма незначительны, и страна
оставалась фактически закрытой для иностранцев до середины XIX века, когда
Соединенные Штаты Америки подписали с Японией договор. В конце XIX начале
ХХ веков Япония вела несколько войн, в результате чего к 1910 году
присоединила остров Тайвань, половину Сахалина и Корею. После окончания
Первой мировой войны, в результате которой Японии достались острова в Тихом
океане, принадлежавшие Германии, страна в 30-е годы вела несколько
локальных войн с Китаем и Советским Союзом. Во вторую мировую войну
императорская Япония вступила, атаковав американскую военную базу Перл-
Харбор 7 декабря 1941 года. В ходе войны японские войска оккупировали
многие французские и британские колонии и протектораты в Юго-Восточной
Азии. В августе 1945 года после успешных операций, проведенных войсками
союзников, Япония капитулировала, а 2 сентября официально подписала акт о
капитуляции. Согласно новой Конституции, принятой 3 мая 1947 года Япония
лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все
законодательные полномочия парламенту. В последние годы резко обострились
торговые отношения Японии с Соединенными Штатами, а в последний год и
политические, связанные в первую очередь с размещением на территории страны
американских военных баз. Имеются и серьезные разногласия с Россией по
поводу принадлежности Курильских островов, которые Япония считает своими
северными территориями. Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ,
Организации экономического сотрудничества и развития. Япония на сегодняшний
день - это высокоразвитая в экономическом и культурном отношении страна.[2]
Наглядно периоды истории Японии представлены в нижеприведённой таблице:
|Основные Периоды в Истории Японии |
|Палеолит |до 8 000 до нашей эры |
|Йомон |8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры|
|Яйой |300 до нашей эры — 300 нашей эры |
|Ямато |300 нашей эры — 593 |
|Асука |593 — 710 |
|Нара |710 —794 |
|Хэйан |794 — 1192 |
|Камакура |1192 — 1338 |
|Муромачи |1338 — 1573 |
|Азучи-Момояма |1573 — 1600 |
|Эдо |1600 — 1868 |
|Мэйдзи |1868 — 1912 |
|Тайшо |1912 — 1926 |
|Шоуа |1926 — 1989 |
|Хэйсэй |1989 — |
Традиции японцев
О культуре народа многое говорят его традиции. Японцы - вежливые и
сдержанные люди. Правила этикета для них очень важны, как и для других
народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их
обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения,
вам будут очень благодарны. В то же время достаточно просто вести себя
вежливо и соблюдать обычные правила общения, принятые в России
Например:
V Договаривайтесь о встрече заранее (не следует требовать аудиенции
немедленно).
V На встречу приходите вовремя (японцы очень щепетильны в этом вопросе).
V Если вы не можете прийти на обед (или на другое мероприятие),
обязательно предупредите об этом.
V Если, позвонив по телефону, вы ошиблись номером, нужно извиниться.
V Во время встречи или совещания дайте собеседнику высказаться, а не
говорите все время один. Думайте о времени других и старайтесь, чтобы
встреча протекала эффективно.
V Если кто-либо из японцев оказывал вам содействие, то обязательно
поблагодарите за это.
Тем не менее, существует и некоторая специфика в поведении японцев.
1. Несмотря на то, что традиция кланяться при встрече все еще очень
распространена японцы не ждут от вас поклонов, однако небольшой наклон
головы придется весьма кстати.
2. И в японском доме, и в конференц-зале почетное место, как правило,
находится подальше от двери рядом с токонома (стенной нишей со свитком и
другими украшениями). Гость может из скромности отказаться сесть на
почетное место. Даже если из-за этого возникнет небольшая заминка, лучше
поступить так, чтобы потом о вас не говорили как о нескромном человеке.
Прежде чем сесть, надо подождать пока сядет почетный гость. Если же он
задерживается, то все встают по его прибытии.
3. Бытует мнение, что на собраниях японцы принимают очень мало
решений. Процесс принятия решения может затянуться, но зато реализуется
оно, как правило, очень быстро. Не следует отчаиваться, что на это уходит
много времени, и торопить японских партнеров с принятием решений. Приняв,
наконец, решение, японец обязательно четко об этом скажет. Если конкретного
ответа нет, значит решение еще не принято. Если вы плохо поняли ответ,
который дают вам японцы, лучше всего уточнить.
4. Когда вы преподносите подарок, хорошо опять проявить скромность,
сказав что-либо вроде: "Извините, что это такой пустяк" или: "Возможно
подарок вам не понравится".
Когда приходят гости, им обязательно предлагают какое-либо угощение. Даже
если человек явился неожиданно, ему обычно предложат перекусить, пусть даже
это будет всего лишь чашка риса с маринованными овощами и чай. Если вас
пригласили в ресторан японского типа, могут возникнуть непредвиденные
ситуации, из которых пригласивший с удовольствием поможет вам найти
достойный выход. Например, расскажет, когда и где нужно снимать обувь.
Совсем не обязательно сидеть в японской манере, поджав под себя ноги.
Большинство японцев, так же как и европейцы, быстро устают от этого.
Мужчинам разрешается скрещивать ноги, к женщинам же проявляют более жесткие
требования: они должны сидеть, поджав ноги под себя, или же, для удобства,
сдвинув их набок. Иногда гостю могут предложить низкий стульчик со спинкой.
Вытягивать ноги вперед не принято.
5. Когда вам предлагают какой-нибудь напиток, нужно приподнять стакан
и дождаться, пока его не наполнят. Рекомендуется оказывать ответную услугу
своим соседям. Когда вы пользуетесь за столом палочками, следует избегать
следующих вещей:
. нельзя их скрещивать или втыкать в рис (это ассоциируется со
смертью);
. не следует двигать еду по тарелке и тарелку по столу;
. нельзя размахивать или указывать палочками на кого-либо или что-
либо.
Т.о. наряду параллельно с традиционными европейскими правилами этикета
в Японии существуют свои “чисто” японские правила.
Художественное мышление японцев и японские праздники.
Характер художественного мышления в Японии определялся буддийской
традицией. Отметим его основные черты:
|[pic] |склонность к недосказанности, незавершенности, что |
| |подразумевало, символизировало продолжение, неостановимость |
| |жизни, бесконечный процесс Превращения. |
|[pic] |идеал очарования как попытка запечатлеть бесконечную |
| |ускользаемость, насладиться мгновением. |
|[pic] |некатегоричность – мир в своей изменчивости вмещает в себя все, |
| |ничего не отвергая и не исключая. |
|[pic] |cозерцательность. |
|[pic] |знаки и символы – все закодировано, все надо расшифровывать. |
|[pic] |не изучение Мира, а его переживание. |
|[pic] |непрямое, иносказательное воспроизведение реальности через |
| |метафору, сравнение, гиперболу. |
Красота как эстетическая категория для японцев заключается в
мимолетности, неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени,
игра красок. Красота по-японски – не в вещах самих по себе, а в их
комбинациях, плетущих узор светотени. Японский художник может рисовать на
песке, на воде, на асфальте. Такой рисунок живет недолго, но он вполне
удовлетворяет и художника, и зрителя, которые успели увидеть и насладиться
изображенным мгновением. “Некрасивое недопустимо”, только красивая вещь (не
сама по себе, а в сочетании с другими вещами, поставленная в нужном месте в
нужное время суток) может быть истинной. По мнению японцев, в природе нет
некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Красота есть добро,
она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура Какудзо
увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте
нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах
полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен,
которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать
наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.
Любопытны предпочтения традиционных японцев к цвету вещей. Яркому,
цветущему предпочитается темное, скрытое (как острым вещам – тупые, бурным
переменам – спокойствие, шумным сборищам – уединение). У основоположника
даосизма Лао-Цзы изначальна Тьма, через которую пробивается свет. Тьма –
это глубочайший смысл, запрятанный Божественный Свет, который дано увидеть
только мудрецам. Изначальная Тьма внушала даосам не ужас, а надежду, так
как в ней брезжил Свет.
В быту японцы предпочитали темную посуду, полумрак в доме, темную
одежду, даже темный мармелад. Дзэнчичироо Танизаки в эссе “Похвала тени”
поясняет: “Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего блестящего, но
мы действительно отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не
поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно
вызывает в представлении лоск времени, - безразлично, будет ли это
натуральный камень, или же из искусственного материала сделанный сосуд.
Впрочем, выражение “лоск времени” звучит несколько сильно – правильнее было
бы сказать “засаленность руками”....мы действительно любим вещи, носящие на
себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых
отеков.”. Танизаки называет этот цвет “цветом давности”. Он пишет, что
прелесть темной – коричневой или черной – традиционной лакированной посуды
“немыслима без одного привходящего условия: темноты”. Поскольку
традиционный дом в Японии покрывался огромной крышей, чтобы защитить жилище
от палящих лучей солнца и от сильных потоков дождя, - внутри дома царил
полумрак. “Мы предпочитаем неяркий свет, цвет сумерек всяким украшениям –
на него никогда не устанешь любоваться”. Тень вносила настроение
таинственности, будила фантазию. “Мы, люди Востока, - пишет он далее,-
создавая “тень”, творим красоту в местах самых прозаических”. [3]
Японские праздники:
1 января - Новый год
2-ой понедельник января - День совершеннолетия
11 февраля - День основания японского государства
20 марта - День весеннего равноденствия
29 апреля - День зелени
3 мая - День конституции
5 мая - День детей
20 июля - День моря
15 сентября - День почитания пожилых
23 сентября - День осеннего равноденствия
2-ой понедельник октября - День здоровья и спорта
3 ноября - День культуры
23 ноября - День благодарения труду
23 декабря - День рождения Императора
Япония считается страной с очень малым количеством выходных и
праздников. Однако это мнение, на мой взгляд, не справедливо. Количество
праздников и выходных в Японии не меньше, чем в любой стране Европы или
Америки.
Часть II: Cпецифика цивилизации и культуры Японии
Архитектура
Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X
тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами
из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё»
(«жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые
постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие
сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.
В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы
местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы
императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из
египетских пирамид.
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и
буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.
Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище
Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и
посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской
династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой
стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек
крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею
перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька
крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении
веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности
его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до
наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные
черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.
Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих
простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного
дерева.
Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских
храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали
красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические
и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали
пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.
Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г.
Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно
целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена
для представлений театра Но, другие сооружения.
Использование дерева в качестве основного строительного материала
определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо
покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка
материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий,
чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся
климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой.
Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с
приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от
солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить
естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом,
а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше
переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских
островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и
собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации
прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части
конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют
собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В
конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания
жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины —
кипариса, кедра.
Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их
посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в
храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в.,
является самым большим деревянным сооружением в мире.
Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние
архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых
постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого
люда.
Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей
единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий
архитектора, была ТЯСИЦУ— комната для чайной церемонии, превратившаяся в
совершенное выражение японской эстетики.
Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является
взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы
не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части,
скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где
кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное
выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава).
Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно
отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения
имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни
сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных
брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими
соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.
Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных
феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время
замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ
мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и
превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура,
ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в
одно целое. Замок, таким образом, зачастую утрачивал свой военный характер,
становясь своеобразным политическим и духовным центром.[4]
Живопись и графика
Японская живопись и графика очень разнообразна не только по
содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы,
вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге,
альбомные листы и веера.
О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных
документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся
к периоду Хэйан. Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной
довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты,
стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни
свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того
времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие,
а состояние души.
XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья,
продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили
распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и
крупных феодалов.
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-
XIIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья.
Гравюру, как и жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э (картины повседневного
мира).
В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились
такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX
вв. был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны
невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее
проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий.
Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых
значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую
поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового
искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных
мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве.
Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего
народа,- последняя вершина в художественной культуре Японии, ее
замечательный итог.[5]
Скульптура
СКУЛЬПТУРА — самый древний вид изобразительного искусства Японии.
Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в
японской науке получила наименование периода ДзЁмон. В то время, помимо
таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались
своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной,
гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее
время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием
изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые
характерны для первобытного искусства на всех континентах.
Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время,
когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов,
среди которых дерево, камень, сухой лак «кансицу», бронза, глина.
Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в
государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным
достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но и во многих
провинциальных монастырях.
Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм
периода Тан и приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения
национального стиля в японской скульптуре.
Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной
политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это
период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее
наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и
изображения божеств древней национальной религии синто.
Одним из шедевров конца Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из
храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой
спокойной манере.
С конца периода Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает
самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования техники
и роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений,
созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII
в. — стиль Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически утонченных работ мало
произведений, совершенных в художественном отношении.
С конца периода Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом
количестве вырезались маски, используемые в театре. На первый взгляд, они
просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом
того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей
особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени
экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией
человеческих чувств.
В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках
«озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в
периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на
свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн,
Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя
местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры
выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из
кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из
чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения.
Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по
манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов-
профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта.
Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения Энку вполне отвечают вкусам
людей и нашего времени.[6]
Музыка
История музыки в Японии представляет собой длительный процесс
заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским
вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных
инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.
Среди них — кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий
цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в
Японии еще до начала VI в., а его современная форма — в XIII в.,
примитивный тип сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли из
Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным.
Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно
сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью «бати»,
большого плектра, удерживаемого ладонью.
Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку
континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано
специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала
музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством
императорского дома.
Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с
местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего
начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку
(легкомысленный предшественник театра Но, также имеющий сельское
происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.
Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия
стало очень модно слушать истории из эпоса «Хэйкэ моногатари» о взлете и
падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого
рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра. Примерно в
это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали
флейту для исполнения религиозной музыки.
Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства
для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку он
использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.
Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась в Японии в 1549 г.
с появлением христианских миссионеров. Некоторые японцы даже научились
играть на органе. Но с запретом христианства исчезла и западная музыка.
Лишь после Реставрации Мэйдзи (1868) правительство пригласило
преподавателей музыки из США и с 1879 года решило включить западную музыку
в школьные программы. Несмотря на опасения, что западная музыка вытеснит
национальную, произошел рост интереса и к традиционной японской музыке, и
она широко распространилась благодаря появлению граммофонных записей и
радио.
В начале ХХ в. прекрасные японские композиторы, такие, как Косаку
Ямада, написали множество песен, симфоний и детских песенок, большинство из
них стали ныне классикой. Сейчас в Японии 20 профессиональных симфонических
оркестров. Они регулярно выступают за рубежом и завоевали высокое
признание.
Международная деятельность. Японские музыканты не раз завоевывали
призы на таких престижных международных конкурсах, как проходящий раз в
четыре года конкурс пианистов имени Шопена или Международный конкурс
Чайковского. Многие мастера сравнялись в известности с представителями
западных стран. Японские музыканты, такие, как дирижер Одзава Сэйдзи,
исполнители Гото Мидори и Утида Мицуко, много гастролируют за рубежом.
Ежегодно растет и число известных зарубежных музыкантов, выступающих в
Японии.
В последние годы японцам очень полюбилась опера и классическая музыка.
Для выступления всемирно известных коллективов в последнее время построены
специальные залы с превосходной акустикой: Осакский симфонический зал,
Токийский Сантори-холл, Орчард, Киё-холл и другие залы как в крупных, так и
в небольших городах.
Баллады Энка. Японский стиль исполнения популярных песен сложился еще
в 30-е годы. Грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по
родному дому, названные энка, получили новое развитие с начала 70-х.
Королевой энка была Хибари Мисора, чью смерть в 1989 году оплакивала вся
страна.
Сейчас популярность японских задушевных песен несколько ослабла из-за
наступления поп-музыки, распространяемой через караокэ. Под эти мелодии
танцуют на дискотеках.
Кохаку ута гассэн. Важнейшим событием в японской поп-музыке является
ежегодный фестиваль песни «Кохаку ута гассэн», который телевидение NHK
транслирует каждый Новый год, начиная с 1951-го. Программа представляет
собой конкурс между группами певиц и певцов, отобранными из самых
популярных исполнителей. В 60-70-е гг. конкурс привлекал внимание 70-80%
зрительской аудитории. В 80-е гг. интерес стал снижаться и в последние годы
рейтинг опустился до 50%.[7]
Развитие звукозаписывающей индустрии привело к тому, что зарубежные
мелодии нашли множество поклонников в Японии. В моде зажигательные
латиноамериканские мелодии, джаз и шансон. Из всей аудиопродукции,
выпущенной в стране в 1998 г., 48,4% составляли записи зарубежных хитов.
Проходит множество концертов поп-, рок- и фолкмузыки различных зарубежных
групп и отдельных исполнителей. Весьма популярна блюзовая музыка. Из
местных знаменитостей, пожалуй, наибольший успех имеет 27-летний композитор
и певец Утада Хикару, установивший в 1999 г. новый национальный рекорд: его
компакт-диск разошелся тиражом 6,5 млн. экземпляров в течение всего двух
месяцев. Совсем недавно в Японии побывала российская группа ТаТу, очень
популярная среди японской молодежи.
Литература
Японская литературная традиция считается весьма древней и
высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII
в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к
несравненно более раннему периоду. Возникновение же письменной литературы
связано с заимствованием китайской иероглифической письменности, на основе
которой в IX в. был разработан японский алфавит — кана, служивший для
передачи фонетического строя японского языка. Японская литература очень
долгое время находилась под влиянием литературы китайской, и многие ее
произведения создавались именно на старокитайском языке. Первыми
письменными памятниками японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон
секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях
богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской
истории дохэйанского периода. Составлены они были под эгидой императорского
двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной
литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие
литературные жанры, как «моногатари» — сказание и никки — «дневник».
Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи»)
Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.
Развивается также жанр ута моногатари — сказания в стихах, примером
которого может служить «Исэ моногатари» («Сказания Исэ»). В период Камакура
и Мурома, когда ведущую роль в японском обществе играло военное сословие и
самураи, большую известность и популярность приобретают гунки моногатари —
военные хроники, представляющие собой собрания легенд о событиях и героях
известных самурайских войн. До того, как эти легенды и истории были
записаны, они существовали в устной форме. Самыми известными гунки-
моногатари XIII—XV вв. являются «Хэйкэ-моногатари» («Сказание о доме
Тайра»), посвященное войне 1180—85 гг. (так называемая «война Гэмпэй»)
между самурайскими родами Тайра и Минамото и крушению клана Тайра; «Хэйдзи-
моногатари» и «Хогэн-моногатари», рассказывающие о смутах 1156—1160 гг.,
предшествовавших войне Гэмпэй; «Тайхэйки» («Хроники «Великого Мира»),
посвященные серии кровавых войн XIV в., приведших к падению сёгуната
Камакура, кратковременному возвышению императора Го-Дайго (1288—1339) и
установлению сёгуната Асикага (Муромати). Подвигам полулегендарных героев
Минамото Ёсицунэ и братьев Сога посвящены «Гикэйки» («Сказание о Ёсицунэ»,
XV в.) и «Сога-моногатари» (XIV в.). К жанру военных хроник можно также
отнести и более ранние произведения, написанные, однако, не на японском, а
на старокитайском языке — «Сёмонки» (X в.) «Муиуваки» (XI в.) и
«Кондзякумоногатари» (начало XII в.). Сюжеты военных хроник послужили
основой для многих пьес в стиле но, кабуки и дзёрури.
Классическим жанром японской поэзии считаются стихи в стиле «вака»
(«японский стих»), называемые также танка («короткий стих»), ибо состояли
из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5—7—5—7—7). Термин вака возник
во времена Хэйан — им обозначали «высокую» поэзию на японском языке
(известную ранее как ямато-ноута). Поэзия вака пользовалась особым
покровительством императорского двора. При дворе устраивались специальные
поэтические состязания (ута-авасэ), лучшие стихи объединялись в
императорские сборники. Первым из таких сборников (конец VIII в.) является
«Манъёсю», буквально — «Коллекция из десяти тысяч листьев» (т. е. стихов),
состоящий из 20 томов, объединяющих в общей сложности 4516 стихотворений-
вака. Следующим обширным поэтическим сборником стал «Кокинсю», завершенный
к 905 г. За этим сборником последовало еще 20 императорских антологий
стихов вака, объединявших произведения лучших японских поэтов, среди
которых — многие японские императоры, высшие государственные чиновники и
придворные, дзэнские монахи и воины-самураи. Последняя антология была
завершена в 1439 г., однако жанр поэзии века развивается и по сей день.
Возвышенные и глубоко лирические стихи были со времен Хэйан способом
общения между влюбленными; придворные-аристократы соперничали друг с другом
в остроумии посредством стихов, ибо по умению мгновенно сочинять точные и
изысканные стихи по любому поводу судили об уме и воспитании человека.
Отсутствие поэтических талантов могло пагубно сказаться на карьере
придворного. Любимой поэтической игрой было сочинение так называемых рэнга
— «совместных стихов»; в их сочинении участвовало сразу несколько человек.
Один задавал первые три строки (5—7—5 слогов), другие — последние две (7—7
слогов). Рэнга стал одним из наиболее популярных поэтических жанров. Во
времена Эдо появился другой жанр — хайку, или хайкай, хайкай-но рэнга, 17
слоговой стих (5—7—5), допускавший более разговорный стиль и потому
считавшийся более «легкомысленными» по сравнению с «серьезной» поэзией вака
Тем не менее в период Эдо более «демократичные» стихи хайку нашли
широчайшее признание и стали неотъемлемой чертой японской городской
культуры XVII—XIX вв. Наиболее признанными поэтами, творившими в жанре
хайку, считаются Нисияма Сёин (1605—82), Ихара Сайкаку (1642—93), Уэдзима
Оницура (1661—1738), а также Кониси Райдзан, Икэниси Гонсуй, Ямагути Содоо
и многие другие. Однако наиболее известным мастером хайку считается великий
Мацуо Басе (1644—94), поэт мировой величины, на творчество которого
значительное влияние оказали идеи дзэн. Среди многочисленных учеников
Басе (их было более 2000) особо известны Такараи Кикаку (1661—1707) и Мукаи
Кёраи (1651— 1704). В период Эдо большую популярность получили отоги-дзоси
— легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме как анонимные
произведения еще XIV—XV вв.; с XVII в. их стали издавать ксилографическим
способом, часто с иллюстрациями. Поскольку записывались они не иероглифами,
а алфавитом кана, то становились доступными самому широкому кругу читателей
из городских низов, а потому пользовались особым спросом. В период Эдо
оформляется и авторская проза, на стиль которой значительное влияние
оказали отоги-дзоси. Главным жанром долгое время был гэсаку — жанровые
развлекательные рассказы, главной темой которых были забавные истории из
окружающей жизни. Литература в жанре гэсаку делилась на несколько
направлений: сярэбон — «остроумные рассказы», главной темой которых в
основном были развлекательные и нередко циничные истории, в том числе — из
жизни «веселых кварталов»; коккэибон, «юмористические книги»; ниндзсобон —
«книги людских страстей» — сентиментальные, но очень реалистические истории
о дамах из «кварталов наслаждений» и их поклонниках. Наиболее известные
прозаики XVII в.— это Ихара Сайкаку (1642—93), Нитидзава Иппу (1665—1731),
Эдзима Кисэки (1666—1735); XVIII — первой половины XIX вв.— Сантоо Ксодэн
(1761—1816); Уэда Ааинари (1734—1809), мастер мистических повестей Рюутэй
Танэхико (1783—1842), Такидзава Бакин (1767—1849), Дзиппэнсай Иккю
(1765—1831), Тамэнага Сюнсюй (1789—1843) и др. Последним крупным автором,
работавшим в стиле гэсаку, был Каяагаки Робун (1829—49). Стиль гэсаку не
пережил падения сёгуната Токугава, в новой японской литературе конца XIX—
начала XX вв. наметился резкий перелом, вызванный влиянием и популярностью
западной литературы. [8]
Религия
Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием
трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное
мировоззрение обитателей Страны Восходящего Солнца, — синтоизма,
конфуцианства и буддизма.
Почитание природы как божественного начала вылилось в древнюю
национальную религию японцев — синто, «путь богов». В древние времена
синтоистские верования были близки шаманским культам; японцы поклонялись
божествам, управлявшим движением небесных светил, олицетворявшим природные
стихии, обитавшим на горных вершинах, в морях и реках, в священных рощах,
камнях и старинных деревьях. В древности у каждого клана были свои
собственные божества-покровители; однако официальный синтоистский пантеон
сложился из божеств-покровителей возвысившегося клана Ямато. Согласно
синтоистским представлениям, род японских императоров восходит к великой
солнечной богине Ама-тэрасу-но Оомиками и ее правнуку, первому легендарному
императору Дзимму Тэнно, посланного на землю управлять людьми страны Ямато.
В качестве императорских регалий ему были переданы древние магические
символы: волшебное зерцало богини Аматэра-су, меч, вырезанный богом-
громовержцем Сусаноо-но микото из хвоста восьмиглавого дракона, и яшмовое
ожерепъе-магатама.
В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы и
кумирни, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных
вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми
камнями, а также источником для омовения рук перед молитвой; храм окружали
священные ворота-тории, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные
фонари. Сам храм обычно представлял комплекс небольших деревянных построек:
святилище с галереей, сокровищницы и навесы для подношений богам. Примером
синтоистской архитектуры может служить комплекс святилища богини Аматэрасу
в Исэ, где до сих пор хранятся древние регалии японских императоров.[9]
Легендарная история Японии, подвиги богов и героев стали сюжетной
основой для многих произведений японского изобразительного искусства.
Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством
обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская
доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов.
Согласно конфуцианским канонам, управляющим принципом вселенной, служит
Небо, источник гармонии и порядка. Полномочным представителем Неба на земле
является император, от праведности которого зависит благоденствие
государства. От подданных требуется почитание императора, строгое
выполнение данных Небом законов и ритуалов и соблюдение моральных
принципов. От этого непосредственно зависит процветание семьи и государства
в целом. Если человек не выполняет своего долга перед обществом и Небом, не
соблюдает установленные ритуалы, не выражает должной почтительности к
вышестоящим и несправедлив к нижестоящим, то его карает освещенная Небом
власть. В противном случае само Небо посылает наказание на все государство
в целом. Поэтому каждый член общества должен строго следовать своему долгу,
знать свое место в рамках системы и выполнять вытекающие из этого
обязанности. Идеальным человеком с конфуцианской точки зрения считается
просвещенный и благородный муж, ученый-чиновник, радеющий за интересы своей
державы и беспредельно преданный своему императору. В искусстве, в
частности, в живописи, выражением конфуцианских эстетических принципов
служил идеализированный природный пейзаж, основанный на законах небесной
гармонии, вызывающий в зрителе стремление к совершенству и безупречности. В
Японии такой идеализированный пейзаж, созданный рукой просвещенного
философа, назывался канга — «живопись в китайском духе».
Традиционная японская эстетика, сочетающая синтоистские,
конфуцианские и буддийские идеалы, разработала особые принципы, понимание
которых является ключом к японскому искусству. Важнейшими из этих принципов
считаются фурюу, моно-но аварэ, ваби-саби и югэн. Понятие фурюу означает
возвышенный вкус, образованность и развитость ума. Произошло от китайского
фэн-лю, буквально — «хорошее образование и манеры». В Китае этот термин
характеризовал качества конфуцианского ученого-чиновника. В Японии же
понятие фурюу использовалось больше в эстетическом смысле — как принцип
возвышенности произведений искусства и утонченности духа их создателей.
Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству,
архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов.[10]
Часть III: Особенности культуры, присущие только Японии.
Икэбана
ИКЭБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно
икэбана — это «цветы, которые живут».
В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство
человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в
ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную
сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и
расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части
стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские
мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме,
ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым
простым и скромным растениям.
Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с
буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал
играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии
икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых
цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства,
широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот
кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают
японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство.
Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых
популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как
воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.
Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства,
они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как
профессионал.
Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства
икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно
становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается
порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии
это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания,
длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального
действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым
элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью
мироздания.
Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав —
конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие
икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных
конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до
девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере
геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства,
в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и
процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны,
процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры
как особая, во многом изолированная от всего прочего «педагогическая
провинция», где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники
главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним
культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует
атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический
ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя,
а затем и учеников исполнены глубокого смысла.
Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника
построения икэбаны, а душевная тренировка.
В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и
традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом
искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы.
Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как
самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое
распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую
популярность она завоевывает и у нас в стране.[11]
Нэцкэ
Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие разные фигурки из
кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный
мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных
символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения
очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-
четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и
выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке
натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ -
это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской
культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории
культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения
нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни
Японии ХVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными,
бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.
Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не-
цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй -
"прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби
(поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для
лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана
отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Заключение
Суровые природные явления, от которых напрямую зависели жизни людей на
Японских островах, вызывали у древних обитателей страх. Их высшие божества
олицетворяли собой природные явления. Затем, после прошествия некоторого
периода времени, в Японии появилось учение, которое говорило о том, что
если человек не будет жить в гармонии с природой, она не пощадит человека.
Практически все первые храмы в Японии были построены из дерева, так как
дерево считалось японцами “живым”, “говорящим” материалом, принадлежащим
природе. Камень же, по представлениям японцев, материал “мертвый”,
“молчаливый”. Но в природе японцы видели не только угрозу, но и прелесть
всего живого. Японцы понимают, что в природе, кроме человеческих творений,
нет места негармоничному. Все в природе находится в гармонии, и лишь
человек способен сотворить дисгармонию. Следовательно, человек должен жить
в гармонии с окружающим его миром живой природы. Природа также являлась
предметом любования и созерцания. Японцы создавали строения для созерцания
природных пейзажей. Они сами же пытались и сотворить с помощью природы
красоту, немного посостязаться с ней. Все строения, произведения искусства
имели в качестве украшения природные орнаменты, пейзажи; во всем
присутствовал природный мотив. А более всего в Японии ценились только те
вещи, которые были изготовлены человеком вручную и из “живого” материала:
глины, дерева.
Очень сильными оказались и традиции в японском искусстве. Ведь столько
веков прошло, а японцы хранят верность стилям. Произведения искусства
японских мастеров не только хранят верность стилям, но и всегда имеют в
себе то новое, что нет ни у одного другого произведения искусства. В
японском искусстве нет места штампам, шаблонам. В нем, как и в природе нет
двух совершенно одинаковых творений. И даже сейчас произведения искусства
японских мастеров нельзя спутать с произведениями искусства других стран. В
японском искусстве время замедлило свой ход, но оно не остановилось. В
японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней.
История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в
ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды: "Восток есть Восток, а Запад есть
Запад, и они никогда не сойдутся".
Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Можно
сказать, что в Японии проявляется евразийство.
Евразия - это особый мир, который сохраняет неповторимость
национальной культуры и в то же время способный усваивать достижения других
культур. Активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности.
Картина мира, которая сегодня формируется учеными на основе изучения
социальных, культурно-религиозных, политических, природных условий жизни
народов, включает в себя и самобытные условия cтановления японской
цивилизации. Это позволяет лучше осознать ту роль, которую современная
Япония играет в политической, экономической и духовной жизни мировой
цивилизации.
Японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя
многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом
своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура
отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир
повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности
мира человеческого и божественного.
Список использованной литературы:
1) Акутагава Р. Новеллы: Пер. с яп. / Вступит. статья А.Стругацкого;
Коммент. В.Гривнина, Н.Фельдмана. – М.: Худож. лит. 1989.
2) Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки).
Издание второе. М.: Изд-во Наука, 1985.
3) Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.
4) Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских
островах. – М.: Политиздат, 1989.
5) Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986.
-----------------------
[1] Акутагава Р. Новеллы: Пер. c яп. / М.: Худож. лит., 1989. С.25.
[2] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.9.
[3] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.195.
[4] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.283.
[5] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.291.
[6] Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986г. C.287.
[7] Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония. – М.: Политиздат, 1989. C.110.
[8] Акутагава Р. Новеллы: Пер. c яп. / Вступит. статья А.Стругацкого М.:
Худож. лит., 1989. С.17.
[9] Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.
С.284.
[10] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.57.
[11] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. – М.: Изд-во Наука, 1985. С.189.