Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве
Министерство образования РФ
Московский региональный социально – экономический институт
Исаевой Алены Юрьевны
(Фамилия И.О.)
1 НЭ - 01
(номер группы.)
РЕФЕРАТ
Предмет: «Культурологии»
ТЕМА: «Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве»
Преподаватель:
___________________________
Видное - 2002
Содержание:
Введение 3
2. Теория всеединства 5
3. Культуроведение 8
4. Культурная эстафета 10
5. Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Ключевой фигурой в русской культуре выдающееся место занимает
крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный
критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900). Свободный от всяких
национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического
процесса все человечество как действительно существующий, хотя и
собирательный организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он,
окончив историко – филологический факультет и защитив докторскую
диссертацию в 27 семь лет, стал преподавать в Московском и Петербургском
университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после
публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году.
Посвятив себя в дальнейшем свободному творчеству в области философии,
теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным
членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.
В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое
жизненное кредо: «Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень
разумного сознания; показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков
местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою
истиною, - вот общая задача моего труда».
В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в
каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько
русская, сколько мировая культура. Последователь Канта с его нравственным
пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции «мирового разума»,
Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую
философскую школу, отличительной чертой которой, – так же как и у
марксистов, но на совершенно иной основе, - было не созерцание, а активное
отношение к действительности. Фраза Соловьева «Пришло время, не бегать от
мира, а идти в мир, чтобы преобразить его» поразительно напоминает
хрестоматийное высказывание К. Маркса в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы
лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его». Однако активность марксизма – ленинизма питалась идеей
материализма и революционного насилия, а соловьевская концепция философии
основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни,
выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской
заповеди, «любить все другие народы, как свой собственный». И хотя
сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно
представить себе, насколько сохранение и богаче была бы наша культура,
победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его
последователей, объединенных так называемой философией всеединства и
стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех
народов мира.
Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким
изречениям древнегреческих философов V – IV вв. до н.э., как: «И из всего
одного, и из одного все» (Гераклит); «Все едино, единое же есть Бог»
(Ксенофан); «Во всем есть часть всего» (Анаксагор) и др. Продолжившись
затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в
русской религиозной философии XIX – XX вв. и, в частности, питалась
славянофильской идеей «способности», т.е. идеей единства всех русских людей
под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки
понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным
взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески
развивать. Уже после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия
нашего века в России сложилась целая шкала его последователей, в которую
вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н.
Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской
философии.
Теория всеединства
Сам В.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства:
«Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия,
равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями,
между общим и единичным». При этом философ призывает различать два вида
всеединства – истинное и ложное: «Я называю истинным или положительным
всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб
им, а пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает
входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою;
истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь, в них
как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединства как
воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей
вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания.
Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в
природе: «Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержи в себе
хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется
почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в
единстве живого тела». Действительно, признание биологической
взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому
существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем
становится одним из главнейших условий нашего существования.
Философия всеединства легко применима и к жизни общества «Как бы то ни
было… - пишет Соловьев, - требуется прежде всего, чтобы мы относились к
социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которой
мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном
взаимодействии». В этой связи философ призывал человеческую личность не
«подчиняться» общественной среде и не «господствовать» над нею, а быть с
нею «в любовном взаимодействии», «служить для нее деятельным,
оплодотворяющим началом движения» не только в интересах какой-то группы,
собственного народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной
жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии,
резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви,
выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов
разобщения людей.
Требование всеединства для отечественной культуры и для самого
существования нашего многонационального государства является определяющим.
Именно истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в
ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в
дружную семью; его-то и добивались соратники Соловьева применительно к
Российской империи. Что же касается ложного единства, которое «подавляет
или поглощает входящие в него элементы» (сословия, классы и народы) то за
примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом и звериной практикой
большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду
некогда могучего государства.
В известной работе «Русская идея» (1888 год) Соловьев прежде всего
стремился ответить на вопрос: каков смысл существования России во всемирной
истории? Рассматривая человечество как «великое собирательное существо»,
«социальный организм», живые члены которого представляют собой различные
нации, Соловьев считал, что спецификация функция России в этом организме
–способствовать осуществлению в мировом масштабе идеи теократии – некоего
«вселенского христианства», свободного от односторонности и религиозного
догматизма, как Востока, так и Запада. Исходя из представления о Церкви как
о «живом теле Христа, для которого все люди равны и «нет ни эллина, ни
иудея», Соловьев выводил необходимость органического всемирного братства
народов, объединенных верой и исключающего любые проявления и национализма,
и космополитизма. Видя в национализме эгоизм, а в космополитизме –
отречение народа от собственной данной ему Богом души, Соловьев в то же
время говорил, что «национальные различия должны пребыть до конца веков»,
хотя высший смысл существования наций «не лежит в них самих, но
человечестве». Если перевести мысли русского философа на язык современной
геополитики, то всемирно – историческая миссия России состоит в том, чтобы
бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою
высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт,
не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя
сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по
выражению того же Соловьева, раздираемой «эпидемическим безумием
национализма». Призывая в духе христианства любить все другие народы как
свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой
великой державы заключается не в ее исключительности и господстве, а в том,
чтобы служить другим, более слабым народам, а, следовательно, всему
человечеству.
Культуроведение
Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии (теории
познания) на первый взгляд кажется чисто философским и не имеющим прямого
отношения к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким
образом человек стремится познавать мир, во многом зависит судьба отдельных
обществ и человечества в целом. В.С. Соловьев обосновывал и развивал мысль
о том, что наиболее полное и адекватное представление о мире («истинное»,
«цельное» знание о нем) возможно лишь на путях органического синтеза
(единства) таких форм общественного сознания, как религия, философия и
эмпирическая наука. В совокупности они образуют «свободную теософию» –
мыслительную деятельность, которой себя и посвятил Соловьев. В этой триаде
богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению
«всеединцев», была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев
и выступал против «слепой веры», не подкрепленной данными науки. Вера не
враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в
него. Выступая не против разума, а в союзе с ним, она – «особое ясновидение
сердца». «Точные знания, метафизика и религия должны находиться в некотором
гармоническом отношении между собой, установление такой гармонии и
составляет задачу философии каждого времени», - утверждал С.Н. Булгаков. По
словам В.С. Соловьева, к истине –цели «свободной теософии» – можно идти,
отправляясь от ее любой составной части. Сам он пришел к идее всеединства
через философию, С.Н. Булгаков, – руководствуясь преимущественно верой, а
П.А. Флоренский, особенно в последние годы жизни, тесно связывал свои
теософские идеи с точными науками, в частности, предвосхитив семиотику.
Стремление к гармонии, органическому синтезу между религией,
философией и опытной наукой имеет огромное значение не только для судеб
любой национальной культуры, но и для человеческой цивилизации в целом. В
первом случае оно способствует сглаживанию искусственного и гибельного
противостояния между духовенством и творческой интеллигенцией, между
«физиками» и «лириками», в конечно счете между «элитой» и «народом», разлад
между которыми чреват революцией и гибелью культурных ценностей; во втором
случае – позволяет нейтрализовать разрушительные последствия «чистой»
науки, современной технократии, часто лишенных духовных тормозов и уже
сейчас ведущих человечество к гибели. Стоит только вообразить, что было бы
с нами, если бы научные гении типа Эйнштейна и Сахарова были бы
одновременно и бездушными политиками- нигилистами типа Гитлера или Сталина!
С этой точки зрения философия всеединства и в наше время представляется
весьма актуальной.
В тесной связи с религиозным характером учения Соловьева находится, и
преобладание в нем нравственного начала, хотя он и его последователи много
внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам
эстетики. Подобно Паскалю и Канту, сего «категорическим императивом»,
Соловьев был убежден, что каждая душа «по природе – христианка». Лучше
всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках:
Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
В десятитомном Собрании сочинений В.С. Соловьева, изданном лишь в 1911
— 1914 гг., нет теоретических работ, посвященных собственно культуре как
предмету особого осмысления; однако все творчество философа буквально
пронизано поисками ответа на вопрос: что есть Истина, Добро и Красота в их
взаимосвязи и вселенском развитии, а ведь именно эти чисто человеческие
идеалы и составляют содержание культуры. Соловьев собирался посвятить
каждому из них особое исследование, но наиболее полно удалось ему это
осуществить лишь в отношение Добра; отсюда — преимущественно нравственный
пафос его творческого наследия ("Оправдание Добра", 1897).
Культурная эстафета
По Соловьеву, три «кита», на которых покоится наша нравственность, это
свойственные человеку от природы чувства «стыда», «жалости» и
«благоговения». При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего,
человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом
творения. Несомненно, что совестливый человек «человечнее» умного, который
может быть и злым и вредным, опасным для других людей. Первые два чувства
хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и
жалость, кажется, сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с
ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового
уничтожения (душегубки, разные формы геноцида).
Именно "благоговение", под которым философ понимал наше преклонение
перед духовным и материальным наследием предков, есть главное условие
преемственности и существования любой национальной культуры. «Я не могу не
чувствовать благодарности и благоговения, - пишет он, - к тем людям,
которые своими трудами и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и
довели его до той степени культуры, на которой он теперь находится». Иными
словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать своего
неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные
богатства, обязан сохранять и приумножать их и, в свою очередь, передавать
потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению к добру,
которое Кант называл «категорическим императивом».
Другим очень важным положением стала мысль Соловьева о том, что
главнейшими сферами, где формируется человек как личность, являются семья,
народ и все человечество, а не классы, сословия или другие более мелкие
социальные общности.
Последователь и "разработчик" восходящей еще к античности философской
"теории всеединства", согласно которой "единое должно существовать не за
счет всех или в ущерб им, а в пользу всех", Соловьев выступал против любых
видов национализма и считал, что под истинной Россией следует понимать не
только "великоросов", а широкую семью народов, объединенных не силой, а
добровольно, на основе согласия и христианской любви. Призывая, в духе
библейской заповеди, любить все народы как свой собственный, Соловьев
отвергал славянофильскую и панславистскую самодостаточность и
противопоставление России Европе. Больше того, ему были чужды "державная"
имперская Россия и прислуживающая ей официальная церковь. Эти взгляды в той
или иной степени нашли отражение у целой школы его последователей — русских
религиозных философов "серебряного века", таких, как Н.А. Бердяев (см.),
С.Л. Франк и некоторые другие, представленные в сборнике "Вехи" (см.).
Понимание прогресса, как и философия всеединства в целом, носили у
Соловьева религиозно – мистический характер. Человек, утверждал он,
действительно движется от «природного» к «духовному», от звероподобного
существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам Бог. Первым
«богочеловеком» был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к
Абсолюту. В.С. Соловьев называл такой процесс «творческой эволюцией»,
конченая цель которой – превращение человека только «разумного» в человека
«духовного», объединенного в «богочеловечестве». Достигнуть, этого можно
лишь борясь с «биологизацией» жизни, со звериным стремлением людей к
удовлетворению только своих прихотей и прихотей, убивающих как человеческую
душу, так и окружающую природу.
Выступая против того, что в наши дни получило название
«потребительство», и, призывая к осознанному ограничению безмерно растущих
человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского
аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств, - не ослабление
плоти, а «усиление духа для преображения плоти». В соответствии с этим и
христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей
каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его
от всякой эгоистической закваски.
Заключение
Весьма значителен вклад В.С. Соловьева в отечественную культуру не
только как мыслителя и "стихийного" культуролога, но и как талантливого
поэта и литературного критика, автора многочисленных стихов и работ о
крупнейших русских писателях XIX в.
Приведенные отрывки показывают В.С. Соловьева как религиозного
вселенского гуманиста, врага любых видов ксенофобии и художественного
декаданса.
Список использованной литературы
1. «Антология культурологической мысли» - Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С.
Мамонтов – Москва: Изд-во РОУ, 1996 год.
2. «Основы культурологии» - уч. пособие для вузов – Мамонтов С.П. –
Москва: «Олимп», «ИНФРА-М», 1999 год.
3. «Культурология» - уч. пособие – П.С. Гуревич – Москва: «Знание», 1996
год.
4. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М.: Молодая Гвардия, 1990г. (Жизнь
замечательных людей, вып. 709)
5. Цимбаев Н.И. С.М. Соловьев и его научное наследие. - в кн.: Соловьев
С.М. Избранные труды. Записки. - М., 1983г.
6. Дмитриев С.С., Ковальченко И.Д. Историк С.М. Соловьев, его жизнь, труды,
научное наследство. - в кн.: Соловьев С.М. Сочинения, т.1. - М., 1988г.