Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Кунсткамера

Кунсткамера

Кунсткамера.

На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние

шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в

старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных

ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым

нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра

Великого. Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах,

гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году.Башня её в

общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы,

заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии

разоpванными с барочными завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий

архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии

строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской

службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В

Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его

модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было

остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер

«строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.». Весьма возможно,

что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о

постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он

усердно собирает книги и раритеты. На зубовской панораме на месте поздней

Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов,

здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней

в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719

году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер.

Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является

прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением

статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными

и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен. Матарнови, умершему 12

ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые

достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были

размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только

научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным,

а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей

сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы

увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись,

например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине

18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские

рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера – один из интереснейших

памятников архитектуры раннего барокко. Здание состоит из трёх связанных

между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней,

композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху

ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и

выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько

академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году

образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году

присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды,

утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий,

характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.

В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова –

великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции

демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а

также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы –

смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции

воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов

посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней

поверхности которого изображены матереки и океаны, а на внутренней – карта

звёздного неба.

Список используемой литературы:

М. Грабарь « Петербуржская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994 г.

1. Лененград. Путеводитель.Семёнчик – лох. Лениздат 1988 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека