Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Мифология Египта

Мифология Египта

[pic]

Мифология Египта

Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну "Та-

Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной

земле" (пустыне).

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был

отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и

гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном

берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот Ра", проводят

свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в "Поля

Камыша" - загробный "рай", место вечной жизни.

Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же

их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.

Особенности

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда

мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее

алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью

если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В

религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни

догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе)

страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды

влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли,

отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций,

созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной

причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов

провинции придать культу своего божества большую значимость в

государственной религии.

В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что

выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного

мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные

монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст,

стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически

передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными

способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от

эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с

природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться

что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В

древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни

среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца,

созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.

Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона,

но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно.

Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных

функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии,

в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех

("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение

одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись

воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие

египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты

какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские

споры.

Произношение

За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно.

Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует

на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было

принято делать на предпоследнем слоге.

В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и

множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно

употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и

т.п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте

произведения составляли смысловую пару: "два бога" (Хор и Сет), "два

брата", "(два) Рути".

Имена

Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам

египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен,

каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими

телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или

величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в

зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный

момент, и т.п.

Иконография

Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С

возникновением письменности изображения стали нести определенную идею,

появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил

иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же

бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека

с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и

настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем

Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в

античной мифологии, а представляет собой метафору.

Боги Египта

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго

определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было

деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с

богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян

существовало множество абстракций.

Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с

астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного

или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена

менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал

в данный момент, и т.п.

Амон-Ра-сонтер (греч.) - Амон-Ра-несут-нечер (егип.)

Значения имени. "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый".

Функция. Бог солнца. Амон

Фиванский изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии

изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с

богом солнца Ра (XVIII Династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов"

и считается богом-творцом.

С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына

во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к

которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки

мира. Играет ведущую роль в каранационных мистериях.

[pic]

[pic]

Отождествление. Мин, Амон-Ра, Ра, Хапи, Нун, Птах, Себек, Хепри, Хнум.

В Древней Греции - Зевс, Серапис.

Иконография. Изображался в виде человека в короне с двумя высокими перьями

и солнечным диском, держащим в руке иероглиф "анх" ("жизнь") или в виде

человека с головой барана. Телом - голубого цвета, что указывало на связь

Амона с небом.

Священные животные. Баран, белый гусь, змей.

Центр культа. Фивы, Луксор, Карнакский храм (крупнейший и наиболее

древний).

Осирис (греч.) - Усир (егип.)

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном

культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В

Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с

плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом

священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ

Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов,

царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и

Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил

сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино,

добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству,

учредил культ богов.

[pic]

Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды,

отец Хора и Анубиса.

Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового

царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис,

Эрот.

Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в

виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и

бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь

которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях

жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна -

погребение Осириса, всходы - его воскресение.

[pic]

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ

растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно

мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из

белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа

Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался

сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-

Осирис изображался с солнечным диском на голове.

Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место

погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Сет

Функция. Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего

Египта. Во время правления XXVI Династии считался воплощением зла.

Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет

не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось

представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете

менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно

противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и

врагом солнца, отождествляясь со змеем Апопом, в других - причисляется к

свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности, сражаясь с

Апопом. Во время правления XIX Династии (14=13 вв. до н.э.) Сет считался

покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый,

Сети Второй). Взаимоисключающие представления о Сете нередко присутствовали

в пределах одного мифа и существовали на протяжении почти всей истории

Древнего Египта.

[pic]

Генеалогия. Сын Геба и Нут, младший брат Осириса, Исиды и Нефтиды, муж

Астарты (в другом варианте - Нефтиды).

Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Один из богов,

царствовавших на земле в изначальные времена.

Иконография. Изображался в виде человека с красными глазами и волосами

(красный цвет считался символом зла) или в виде человека с головой

неизвестного животного. Иногда изображался в виде крокодила, гиппопотама,

черной свиньи.

Центр культа. Омбос.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека