Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Микенская культура как начало европейской цивилизации

Микенская культура как начало европейской цивилизации

Под античной культурой обычно понимается культура средиземноморского

бассейна эпохи древности. Иначе говоря, это культура древней Греции и Рима

целой эпохи: с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Занимая свое

место среди прочих культур древности, таких как ближневосточная, индийская

или китайская, античная культура имеет для нас особое значение, учитывая ее

историческую связь с культурами Новой Европы.

Колыбелью античной культуры была Древняя Греция. Именно в Греции

сложилась и отсюда распространилась по Средиземноморью античная культура -

отчасти путём расселения самих греков по заморским колониям, отчасти путём

эллинизации местного населения. Расскажем лишь о нескольких этапах развития

Греческой культуры, особым образом затронем период Микенской культуры.

Крито-микенский период

Крито-микенская культура, иногда называемая также эгейской,

существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кикладского

архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном

побережье Малой Азии (Троя). Ее расцвет приходится на II тыс. до н. э.

Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры

является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном

между Древним Востоком и собственно Грецией. Носителями этой культуры были

первоначально до-греческие племена, называемые в более поздней традиции

пеласгами и этеокритянами, а затем греко-язычные племена ахейцев,

заимствовавшие и развившие культурные достижения своих предшественников.

На рубеже III-II тыс. до н. э. на острове Крите впервые на территории

Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс,

Фест, Маллия. Вместе с тем, Крит становится значительнейшим центром

античной культуры.

Одним из важнейших достижений минойской (Критской) культуры была

письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от

пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если

иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от

египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как

вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо

А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (XV—XII

вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-

минойское письмо (XV—XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII—IV

вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило

расшифровку линейного письма Б.

Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги;

кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета

была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного

отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий

язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички

были составлены и середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого

времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо

доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом

языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было

тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в

основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями

напоминающих пальмовые листы. Таких табличек найдено очень мною; немалое

количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других

предметах. Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее

стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и

т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу

относительно широкого распространения письменности.

Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и

линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры

критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению

растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в

Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными

произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия

до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников

пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической

манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того

времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника.

Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более

светский характер, чем египетское или вавилонское.

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что

было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни

древнейшего населения острова. Среди этих комплексов выделялся своими

масштабами (общая площадь 16 тыс. кв.м) и свободной, усложнённой

планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. В

центре Кносского дворца находился весьма обширный двор, который, видимо,

имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали

многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как

хозяйственные, так и жилищные, с верандами, галереями, колоннадами,

бассейнами и лестницами. Особое место в построении дворцовых интерьеров

играли деревянные колонны, получившие в искусствоведении название

"иррациональных". Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался

капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты.

Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором.

Даже в том разрушенном состоянии, каком мы их видим сейчас, дворцовые

комплексы Крита выглядят впечатляюще. Примером тому является не только

Кносский дворец, но и дворец в Фесте (2000-1500 гг. до н.э.) на юге Крита.

Историческое значение минойской культуры в целом определяется тем, что

на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло

классовое общество и государство. В первой половине и в середине II

тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала

влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому

развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты

ахейцами.

Микенский приод

Начиная приблизительно с 1700 г. до н.э. центр эгейской культуры

постепенно перемещается на материк, где возникает так называемая микенская

культура, несомненно, испытавшая влияние критской или минойской

цивилизации. Наиболее показательными с точки зрения искусствоведения

являются останки микенской культуры, обнаруженные в Микенах, Тиринфе и

Пилосе, городах, находящихся на полуострове Пелопоннес.

Культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью

и мощью, хотя и имела с нею много общего. Наиболее ярко и полно её

самобытность проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на

крутых скалистых холмах дворцах и поселениях, которые впоследствии получили

название "акрополь", т. е. "верхний город", всё было подчинено задачам

обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались

оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, а высота - до 18-20

м. Отсюда и поздняя греческая легенда о циклопах - строителях этих стен.

Акрополь в Тиринфе даёт достаточно полное представление о планировке

такого дворца. В отличие от Кносского дворца-лабиринта, в Тиринфе всё

подчинено ясному порядку, симметрии, благодаря чему достигнута большая

цельность композиции. Акрополь замыкают мощные стены, вход же перекрыт

тремя воротами. Центр акрополя - дворец с большим внутренним двором. В

композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с

очагом посередине - так называемый "мегарон". Он служил для собраний

мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя

колоннами, связывая его с двором. Впоследствии он явился основой для

формирования традиционного типа греческого храма.

Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению и

украшению ворот. Центральные ворота крепости Микен, так называемые "Львиные

ворота" (ХIV-ХIII вв. до н.э.), представляют собой величественное

сооружение. Они сложены из огромных, вертикально поставленных плит,

перекрытых в горизонтали столь же большим монолитом. Над пролётом ворот

треугольная известняковая плита, украшенная единственным в эгейском

искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят по сторонам

расширяющейся кверху колонны. Изображённые в одинаковых поворотах в

профиль, они образуют симметричную, так называемую "геральдическую"

композицию.

Стены Тиринфского и Микенского, как и других дворцов этого периода в

континентальной Греции, были расписаны фресками и украшены алебастровыми

фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому облику этих

дворцов-крепостей. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты,

но в них исчезают свобода и непринуждённость движения, столь свойственные

критским росписям.

В развалинах дворцов, особенно в Микенах, столице легендарного

Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма

тонкой работы: кубки, вазы, золотые маски (в том числе так называемая

"маска Агамемнона"), бронзовые мечи с рукояткой из слоновой кости, кинжалы.

Их формы и характер близки критским, но в них можно видеть и восточное

влияние. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое

использование — явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от

земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских

ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о

связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в

шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени

уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в

результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют

о местных корнях микенской культуры.

Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома

и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши.

В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в

Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода

была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, по всё ещё

при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок

процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное

с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали

горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами,

наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах.

О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют

материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые

археологами домами “торговца оливковым маслом” и “торговца вином”. В первом

из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых

учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о

разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение

лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки

грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных — значительный рост

населения, использование большого числа людей на крупных постройках,

развитие ремёсел — приводит к выводу, что производительность труда в

сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов,

оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых

орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов

долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись

топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких

станков.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях

строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков

по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в

десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского

дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток

километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами,

затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и

кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных

расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на

всей территории распространения микенской культуры.

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров — от

маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки

сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг

был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором

насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь

больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от

крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось

от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть

ремесленников работала при дворцах маститых правителей и была занята

производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие,

как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую

Грецию, кроме олова, ввозились исключительно предметы роскоши. Для

сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из

меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.

В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослабления

микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах

ведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное

падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это

время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних

связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же

картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было

выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт

интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены

акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к

источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. Эти мероприятия

проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой

угрозой, по-видимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами,

ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп

древнегреческих племен. По свидетельству античных авторов, переселение

дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом

конце XII в. до н.э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен

произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется

несомненным, что микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно

указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь

микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Этого

объяснения далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается, по

крайней мере, за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских

надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых

рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени

ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед

лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий.

К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в

немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса

окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям

предшествующего периода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации

микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили

крушение микенской культуры.

К началу II тысячелетия относится возникновение классового общества и

государства на Крите, а затем и в других странах Эгейского бассейна. Это

были первые очаги рабовладельческой цивилизации на территории Европы,

оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие Греции.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской

Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой

культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода.

Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I

тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.

В свете новых археологических исследований и дешифровки микенской

письменности нельзя не поставить вопроса о критическом пересмотре прежнего,

в свое время выдвинутого Эвансом, взгляда на микенскую культуру как на

лишенное всякой оригинальности ответвление критской. Присущие микенской

культуре черты глубокой самобытности показывают, что в материковой Греции

существовали собственные прочие традиции, уходящие своими корнями в

глубокую древность, свой собственный путь развития. Дорийское вторжение

замедлило это развитие, на некоторое время отбросив материковую Грецию

назад, но не прервало. Последующий период многое наследовал от предыдущей

эпохи, например микенские орудия труда - плуг, гончарный круг, парусный

корабль, некоторые типы оружия и т.д. Но самое главное заключалось в том,

что наступивший вслед за микенским новый, так называемый "гомеровский"

период был уже веком железа.

В свою очередь греческая культура легла в основу последующего

культурного развития европейских народов.

Греческие мыслители и ученые, использовав достижения древневосточной

науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний

и дали названия различным отраслям науки. Например, грамматика - наука о

правилах письма, арифметика - наука о числах, география - описание земли, и

т.д. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены

на многие языки мира. Греческая письменность легла в основу современной

письменности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский.

В русском языке насчитываются тысячи древнегреческих слов.

В Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой

скульптуры и архитектуры.

Без знания истории Древней Греции, без представления об основных

чертах античной культуры современный человек не может в полной мере понять

и оценить культурные сокровища, созданные человечеством.

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с

половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной.

Античность осталась и вечной школой художников. Мастера снова и снова

обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии.

Подводя итог, мы осознаем, что микенская культура была подлинной

колыбелью древнегреческой, а значит, и европейской цивилизаций.

Источники

1. "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева

2. “Большая Советская Энциклопедия”, 1953 г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека