Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт- Петербургская государственная инженерно-

экономическая академия.

«Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения»

Выполнил:

студент 2 курса, гр. 281

Поляков Михаил Владимирович.

Проверил:

Рущаков В.А.

Санкт-Петербург

1999

Оглавление.

1. Вступление. 3

2. Сравнительный анализ. 4

2.1 Образ Мадонны в живописи немецкого Возрождения. 4

2.2 Обращение к образу Мадонны нидерландскими живописцами Возрождения. 5

2.2.1 Особенности нидерландского Возрождения. 5

2.2.2 Антонис Ван Дейк 6

2.2.3 Робер Кампен 7

2.2.4 Рогир ван дер Вейден 8

3. Заключение 11

Список использованной литературы. 12

1. Вступление.

«...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый

Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же

Деве: Мария.»,- именно так в 1 главе Евангелия от Луки говорится о

Богоматери. Ее имя всегда неразрывно связывается с чистотой, праведностью и

кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей

и всепрощающей. К ней во все времена обращали свои молитвы верующие,

надеясь на помощь и сострадание. Именно поэтому сохранилось множество

изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец

вкладывал в ее образ что-то свое, сообразно своим мыслям и чувствам. И,

конечно, огромное значение имела эпоха, в которую творили мастера.

Эпоха Возрождения оставила свой особый отпечаток в живописи. Но

имеются существенные отличия в технике работ мастеров эпохи Возрождения

разных стран. Мне хотелось бы обратить внимания на различия в работах

немецких и нидерландских живописцев.

2. Сравнительный анализ.

2.1 Образ Мадонны в живописи немецкого Возрождения.

В небольшой коллекции немецкого искусства XV(XVIII вв. Эрмитажа особую

ценность представляют произведения мастера Возрождения Лукаса Кранаха

Старшего. Творчество этого художника представлено произведениями среднего и

позднего периодов. Художнику присущи любовь к эффектным, увлекающим зрителя

сценам в сочетании с прямолинейной, едва ли не схематичной трактовкой

образов. Он был художником декоративного склада. Его призвание- не сюжетные

картины, а красочные росписи, которыми он украшал залы герцогских замков.

Ренессанское мироощущение пронизывает картину «Мадонна с младенцем под

яблоней». Церковная символика (яблоня - дерево Евы, первородный грех

которой искупает Мария; корочка хлеба в руке младенца- обозначение тела

Христа) не снижает общего гедонического характера произведения, где молодая

красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в

природе. В период, когда в протестантской Саксонии почти исчезли церковные

заказы, а светское искусство развивалось, художник не отошел от религиозной

тематики.

2.2 Обращение к образу Мадонны нидерландскими живописцами Возрождения.

2.2.1 Особенности нидерландского Возрождения.

К образу Мадонны обращается также нидерландские живописцы. Интерес к

реальному миру, свойственный эпохе Возрождения, в Нидерландах, по сравнению

с Германией, находит в искусстве иное отражение. Здесь нет научного подхода

и теоретических обоснований, художники идут эмпирическим путем. Они не

владеют например, законами передачи перспективы, шире прибегают к образам

религиозной символики. Единственное, в чем эти мастера опережают немцев,-

это в самой технике и технологии живописи. Использование ими масляных

красок, нанесенных поверх гладко отшлифованной поверхности, отражающей свет

белого грунта, открывало новые возможности, позволяя, в частности, придать

цвету исключительную звучность и светоносность. Даже обычные, будничные

предметы благодаря этому воспринимаются в нидерландских картинах как

нарядное зрелище. В технике темперы, в которой работали в то время немцы,

было бы немыслимо передать освещенные складки одеяния Мадонны или блеск

металлических предметов так, как это сделал в своей картине Робер Кампен.

2.2.2 Антонис Ван Дейк

Обратим внимание на мастерство портретиста Антониса Ван Дейка в

картине «Мадонна с куропатками». Картина принадлежит к числу его лучших

сюжетных композиций. Традиционный в европейском искусстве сюжет- отдых

святого семейства на пути в Египет («...Ангел Господень является во сне

Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и

будь там, доколе не скажу тебе...Он встал, взял Младенца и Матерь Его

ночью, и пошел в Египет...») у Ван Дейка получает своеобразное воплощение.

Сцене, где изображены Мадонна с младенцем, святой Иосиф и фигурки

младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер.

Почти постановочно, по-балетному выглядит детский хоровод, яркие и нарядные

детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели

аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия- цветы

Марии; яблоко- искупление греха Евы; подсолнечник, который всегда тянется к

солнцу- намек на возвышенные помыслы Богоматери; куропатка- символ

беспутства- улетает). Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и

теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в «золотые

ворота», грациозны и изящны; мягкость и притушенность колорита картины

хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера.

2.2.3 Робер Кампен

«Мадонна с младенцем у камина» Робера Кампена принадлежит к числу

шедевров Эрмитажа. В прошлом «Мадонна с младенцем у камина» и «Троица»

составляли диптих (двустворчатый складень), поэтому при экспонировании оба

сюжета были заключены в единую раму. Традиционность исполнения особенно

ощутима в «Троице», где характер композиции, объемная лепка фигур и

изображение пьедестала свидетельствуют о влиянии готической скульптуры. На

другой створке- «Мадонна с младенцем ». В этой композиции мастер отходит от

готических традиций и создает новаторское для своего времени произведение.

Мадонна с младенцем представлена в комнате обычного нидерландского дома,

причем обстановка воспроизведена с необыкновенной тщательностью. У стены на

столике стоит таз и кувшин для омовения, на полочке висит полотенце,

детально написаны деревянные створки окна со шляпками медных гвоздей. За

окном можно разглядеть уголок пейзажа. Сидя с младенцем на руках возле

зажженного камина, Мадонна протянула в сторону огня руку, по-видимому для

того, чтобы согреть ее и не коснуться холодными пальцами тельца ребенка. А

возможно, что мать просто защищает его от жара пламени. Но в любом случае

этот жест явно подмечен в жизни и носит конкретный, бытовой характер.

Однако многое в картине представляется условным- передача пространства (пол

круто наклонен так, что фигуры как бы скатываются к нижнему краю картины),

с разных точек изображены кувшин, таз и умывальный столик. Часть предметов

воспринималась современниками художника и как символы (так, например, таз,

кувшин, белое полотенце- знаки чистоты и невинности девы Марии).

2.2.4 Рогир ван дер Вейден

Сформировался как художник в мастерской Робера Кампена, научившись

многому у Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейден(около 1399-1464)тем не менее

сильно отличался от этих мастеров. Цель своего творчества он видел не в

восхищенном созерцании мира, где повседневное приравнивается к чуду, а в

постижении индивидуальности личности (что делало его глубоким психологом и

превосходным портретистом).

«Св. Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. Сюжет

произведения основан на легенде, повествующей о том, что один из учеников

Христа, Лука, был первым, кто создал портрет Мадонны. В середине века,

когда появляются цеховые организации, живописцы Нидерландов провозглашают

Луку покровителем своей гильдии. Рогир ван дер Вейден представил святого в

момент творчества. В отличие от художников немецкого Возрождения, уделявших

основное внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции,

нидерландских мастеров в равной мере интересует и человек и его окружение.

Поместив фигуры Марии с младенцем слева и Луки- справа, всю среднюю часть

картины Рогир ван дер Вейден занялся пейзажем, открыв взору зрителя

перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах,

написанными так точно и старательно, что в дальнейшем исследователи даже

смогли узнать ряд строений и определить, что это здания старого Брюсселя.

Однако бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур- прием,

с помощью которого мастер стремится передать глубину пространства

(сравнительно недалеко расположенные от персонажей первого плана фигурки

родителей Марии- Иоахима и Анны- кажутся поэтому несоразмерно маленькими).

В изображении младенца сказывается недостаточное знание детских пропорций,

чувствуется скованность движений. Нидерландские художники значительно

позже, чем итальянские, овладевают искусством передачи обнаженного тела.

Это объясняется не только влиянием церкви, но и слабым знакомством с

античным наследием.

В отличие от своих предшественников, изображавших персонажей картин в

созерцательном состоянии, не раскрывая их эмоций, Рогир ван дер Вейден

стремится к передаче человеческих чувств. Лицо Луки отражает его

взволнованность, он весь поглощен процессом творчества. Это лицо,

несомненно увиденное в жизни, возможно, автопортрет художника.

В центре эрмитажной картины (а это один из нескольких сохранившихся

вариантов произведения) проходит вертикальный шов. В прошлом, когда эта

работа находилась в Испании, ее распилили на две части. В 1850 году

изображение Луки было приобретено в Голландии и поступило в Эрмитаж как

самостоятельное произведение. В 1884 году в Петербург было доставлено

изображение Мадонны. Когда выяснилось, что это две части одной композиции,

их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что в результате

перевода и под воздействием времени картина несколько поблекла, она и

сейчас радует глаз звучными красками. Мы любуемся красотой ткани и золотым

шитьем платья Мадонны, драгоценными камнями ее украшений, подробно и

любовно написанными деталями одежды.

3. Заключение

Сравнивая образы Мадонны нидерландских и немецкого мастеров, нужно

отметить мягкость и теплоту работ нидерландских живописцев. Немецкие

композиции более схематичны, и скорее, напоминают иконы, нежели вольные

полотна. Во всех деталях заключен некий аллегорический, религиозный смысл.

Для сравнения- «Мадонна с куропатками» Ван Дейка имеет скорее театральное

воплощение.

Мне более близки полотна нидерландских мастеров, мягкость и округлость

линий и четкая обрисовка деталей в которых не может оставить равнодушным ни

одного человека.

Тем не менее, несмотря на разницу восприятия образа Мадонны

живописцами, чувствуется любовь и нежность, которую они постарались

перенести на полотно. И даже через век мы чувствуем то нежное чувство, с

которым писался образ Мадонны- сам образ Матери.

Список использованной литературы.

1. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко.- М: «Просвещение», 1989

2. Муранов П.П. Образы Италии.- Москва: «Республика», 1994

3. Персианова О.М. Эрмитаж. Путеводитель по залам музея.- Ленинград:

«Аврора», 1985

4.Шапиро Ю.Г. Эрмитаж. По выставкам и залам.- Л: «Искусство», 1983

5. Энциклопедия искусства. том 7.//ред. М.Д. Аксенова, Москва:

«Авента+», 1997






Информация 







© Центральная Научная Библиотека