Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Обряд бракосочетания на Руси

Обряд бракосочетания на Руси

ПЛАН

I. Вступление.

II. Свадебный обычай в истории.

III. Домашние обряды русского народа.

1. Свадьба в России.

2. Городская свадьба.

1. Знакомство;

2. Сватовство;

3. Смотрины;

4. Сговор;

5. День свадьбы;

6. Венчание;

7. Визитная неделя.

IV. Заключение.

V. Литература.

Вступление.

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших

предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды

еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в

одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно,

объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так

же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не

только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в

глубь времен.

Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его

помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных

особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили

обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни.

Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.

Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто

повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных

обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.

Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных

празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с

ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло

рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали

свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.

Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых

непосредственной практической целесообразности, но служащих символом

определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и

закрепления.

С возникновением классов, государства и церкви формируется

специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с

общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и

продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся

производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды,

связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.

Свадебный обычай в истории стран мира.

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по

всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь

становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с

воссоединившейся Евой.

Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени

Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и

распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В

эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена

невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты

была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами

своего урожая.

С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в

виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был

иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала

монету.

Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда

– обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов

Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то

эта женщина – не жена»[1]. Писец у городских ворот писал тексты брачных

контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и

хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные

типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия

и цель.

Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась

ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает

следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у

Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и

навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть

тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…»[2]. Ниже

стоят подписи мужчины и свидетелей.

Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э.

Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что

существовал при покупке невесты.

Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых

сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не

современные желания женщин по части эмансипации.

Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать в

половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и

гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как

можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем

девушка созреет как полная луна»[3] т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас

в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в

египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет,

когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.

Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие

исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец

богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами – жертвами

своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис

умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».

В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая,

вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания

официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже

если предмет его любви был и без того согласен на брак.

Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях

многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы

обмануть подстерегающих ее демонов.

Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы

и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности

ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть

прочным и счастливым.

Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба – это

торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и

интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и

новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к

истории.

У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай

похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые

начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета –

дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и

уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о

древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых

поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.

Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами,

непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и

рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы,

песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и

общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого

ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная

принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим

действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру,

что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые

станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название

«продуцирующая магия».

У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни

новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный

обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально

приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней

антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В

свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель

и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные,

перепечи, гривны и каравай.

Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на

Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам,

а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после

помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим

некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак

другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».

В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец

христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только

материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность

любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.

И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства

полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая

форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас

женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью

своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и

послужило причиной появления свидетельства.

Свадьба в России.

Как же происходило заключение браков в России? Русские женились очень

рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни,

были к тому и другие причины.

…Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

А. С. Пушкин.

Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не

существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание

уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически

отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов

старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там

«стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и,

несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в

отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались

счастливыми.

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не

представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому

помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.

Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая

у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое.

Хоть лыками сшит, да муж.

Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья

женили своих приближенных, сами подбирая им невест.

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные

обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли

как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с

возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил

название князя, а невеста - княгини»[4], - писал Костомаров об обычаях

наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция

особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на

короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами,

как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными

людьми.

Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и

невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или

крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего

зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные

обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в.

народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским

«политесом».

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов:

предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех

сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал

сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и

невесты в бане (перед свадьбой).

Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой,

встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой

брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты

молодых к ближайшим родственникам.

Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до

последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у

каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали

непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т.

д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение

согласия, богатства и потомства в семье.

Городская свадьба.

Знакомство.

В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался

весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои),

где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.

Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах,

которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах.

В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для

этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных

родственниц вели в известный день на условное место.

В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На

них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры –

флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и

краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.

В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали

под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже

романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже,

чем на вечеринках.

В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного

возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с

октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась

Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.

Сватовство.

«Выбирай не невесту, а сваху» - гласит народная пословица, а это

означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право

же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно

подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к

свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.

В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и

провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за

невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.

Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким

иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители

невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и,

расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать?

Давайте свадьбу стряпать!)

При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого,

включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана

недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда,

постельное белье.

Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи

приданого обычно через неделю назначались смотрины.

Смотрины.

Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу

того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться

на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать

себе невесту из подданных.

У русской красоты было:

Белое лицо, как бы белый снег,

Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,

Черные брови, как соболи,

Будто колесом брови проведены;

Ясные очи, как бы у сокола…

Она ростом то высокая.

У ней кровь-то в лице словно белого зайца,

А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…

Ходит она словно лебедушка,

Глазом глянет, словно светлый день…

Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое

понятие о физическом цветущем здоровье.

В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему

способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера,

благотворительные мероприятия.

Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в

театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой

ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю,

«запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли

тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. На

смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители

выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин

устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не

велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на

который можно было либо согласиться, либо нет.

Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и

круговой обход стола.

Сговор.

После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в

предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.

Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное

веселье,

т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух

семейств.

Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать

женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить

сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в

документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от

брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему

супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался

дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты.

Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом.

Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на

почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о

причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после

чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в

такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее

должны выдать и дать за ней такое-то приданое.

При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее

близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты

подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених

невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств.

Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и

венчанием проходило несколько месяцев.

Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после

помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До

помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.

Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской

среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и

невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту

и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.

В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме

родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и

влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и

невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по

степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.

Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без

присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли

жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся

отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.

Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте

кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд

вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха.

Девишник имел место только у групп населения наиболее близких к

крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и

прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед

свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам

песни.

И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов,

инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было

освятить союз.

День свадьбы.

В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть

невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата,

восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца – если ими не

обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка

невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье –

обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае – любого цвета, кроме

черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата –

длинная и широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых

веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой

родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки,

провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в

парадный мундир, штатский – в черную фрачную пару с белым галстуком и

белыми перчатками.

Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если

предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.

Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не

обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь.

Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во

время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное

застолье.

Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в

экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим,

которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят

аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и

освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник

отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха

становились справа.

Венчание

Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо

весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении

молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из

цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые

песни и устраивали веселые игры.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили

вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до

наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным -

церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра

I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи

считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание

всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста,

накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания

состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник

при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их

добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во

время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет

общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой

вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты,

священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем

молодые обмениваются обручальными кольцами.

Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами,

цветами и колокольчиками.

Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками,

сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и

только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или

вечеринка со свадебным столом.

В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся

из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать –

каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали

благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании

церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а

гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На

поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с

подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно

сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал

застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был

поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».

На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для

устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели

под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой

весьма рискованного содержания.

На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и

на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.

После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю

этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-

минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому

поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями

и десерт.

Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные»

письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное

значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме,

образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался

цикл городской свадьбы.

Заключение.

Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных

задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак –

одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание

совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.

К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего

обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба,

утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е.

заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В

западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку

относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении

столетий.

Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным

средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое

(обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих

членов народа друг с друга.

Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения

событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется

соответствующим образом.

К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после

Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета.

Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не

прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную

регистрацию в районом загсе и скучный банкет в ресторане, нередко

заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю

жизнь праздника.

Список использованной литературы.

1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,

1985.

2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.

3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.

4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.

М., Наука, 1990.

5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского

народа. М., 1996.

6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.

7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.

8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.

-----------------------

[1] Вардиман Е Женщина в древнем мире. М., с. 27, 1990

[2] Там же, с. 41

[3] Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112

[4] Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.

М., 1996, с. 125






Информация 







© Центральная Научная Библиотека