Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основные этапы развития культуры Египта

Основные этапы развития культуры Египта

Введение 2

Сложение древнеегипетского искусства (Конец 5-4 тысячелетие до н.э.) 3

Искусство времени Древнего царства (300 - около 2300 годы до н.э.) 6

Искусство времени Среднего царства (21 век до н.э. - начало 18 века до

н.э.) 8

Искусство времени Нового царства Искусство времени XVIII династии (16-15

века до н.э.) 11

Искусство времени Эхнатона и его приемников (Амарнское искусство) (первая

половина 14 века до н.э.) 13

Искусство второй половины Нового царства (14-11 века до н.э.) 15

Искусство позднего времени. (11 век - 332 год до н.э.) 17

Заключение 20

Введение

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно

проследить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже

благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства

представляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и

развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых

обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в

жизни египетского рабовладельческого общества.

Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными

памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что

многое было создано египетским народом в истории человечества впервые.

Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный

своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства

изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно

владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом ярко

свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов - пирамиды,

обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные

обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн. Египтяне

путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого

совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные

виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и

самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных

тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием

изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью

выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца

использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового

дерева.

Огромной заслугой египетского искусства было раскрытие внутреннего мира

человека, его чувств и переживаний. Темой многих сцен было горе родных и

друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских

колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи.

Существует одна характерная особенность египетского искусства - длительное

следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заключается

в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных общих

чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества,

закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников

египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на

протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем

подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы

этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало

развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это

развитие целиком.

Сложение древнеегипетского искусства

(Конец 5-4 тысячелетие до н.э.)

. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим

временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь

обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н.э. По

найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что

человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного

на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота

и рыболовство. Ввиду почти полного отсутствия дождей земледелие в Египте

возможно только благодаря ежегодным длительным нильским разливам.

Пропитывая влагой землю, воды Нила оставляли на ней слой ила и создали

столь плодородную почву, что даже при обработке ее примитивными орудиями

можно было получать больше продуктов, чем это было нужно для прокормления

людей, непосредственно занятых земледелием. Это создавало возможность для

раннего появления эксплуатации чужого труда. Отдельные общины начали

применять для работ по искусственному орошению полей рабов - вначале еще

немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри

общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата

угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев.

Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во

второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных

объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э. Юг подчинил себе

Север. Возникло единое египетское государство.

Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и устраивал

навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появились

хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и обмазанные

глиной, в которых верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу.

Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались таким же

образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или

в его ограде укрепляли фетиш - изображение почитавшегося здесь духа.

Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем

устраивали двор, обнесенный оградой, а позже - стеной.

Погребения вначале также имели форму простой овальной ямы, выстланной

циновками в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ,

святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что все

они мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Отсюда понятно,

почему и позже в архитектуре Древнего Египта обнаруживается известная

общность в планировке и оформлении дома, храма, гробницы, равно как понятна

и связь в развитии погребений доклассового периода с развитием жилищ. Так,

по мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются

кирпичом. Такие гробницы появляются у наиболее обеспеченной верхушки

общества, рядовые же общинники по-прежнему погребались в овальных ямах.

Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившего различие в

форме жилищ, отразилось и на различии погребении. Особое внимание

обращалось на оформление могилы вождя общины, поскольку считалось, что

"вечное" существование его духа обеспечивало благоденствие всей общины. В

Иераконполе была найдена гробница такого вождя, глиняные стены которой были

уже покрыты росписью.

При раскопках могил в них находят не только скелеты людей, но и ряд

предметов - сосуды, статуэтки и пр. Это было связано с верой в посмертное

существование умершего, которое представлялось продолжением земного. Для

обеспечения этого существования родные ставили в могилу сосуды с пищей и

питьем и предметы домашнего обихода.

Все эти вещи показывают постепенное развитие техники в трудной борьбе

первобытного человека с природой и людьми, изменения в жизни общины,

своеобразное осмысление человеком явлений окружавшего его мира. Отсутствие

знаний подлинной связи явлений, "бессилие дикаря в борьбе с природой",

породившее "веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.", вызвало фантастические

объяснения явлений окружавшего человека мира. Возникшие уже в этот период

верования и обряды определили характер художественных изделий, находимых в

древнейших гробницах.

Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, сделанные от руки, часто

лощеные. По краям некоторых сосудов идет неровная полоса черного цвета,

которая получалась оттого, что при обжиге сосуд ставился кверху дном, и его

верхний край оказывался в огне. Встречаются сосуды с несложными белыми

узорами, четко выделяющимися на красном фоне глины, покрытой красной охрой

или гематитом.

Постепенно формы сосудов становятся разнообразнее; меняются и содержание

росписей и их техника. Росписи выполняются уже красной краской по

желтоватому фону. В этих росписях отражались заупокойные и земледельческие

обряды. Часто мы видим на них плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с

людьми, совершающими культовые действия, причем главную роль играют женские

фигуры, что было связано с восходящей еще к матриархату ведущей ролью

женщины. Подобные же представления отражают и женские статуэтки из глины и

кости, явно относящиеся к культам плодородия. Очень близко к росписям на

сосудах и содержание стенной росписи из гробницы вождя в Иераконполе,

показывающее, по-видимому, загробное странствование души умершего; часть

сцены здесь связана и с охотничьими обрядами. Охота еще не потеряла своего

значения, отзвуки древних охотничьих обрядов нашли выражение и в особых

пластинках из серо-зеленого шифера, имеющих форму рыб, страусов, различных

зверей и предназначавшихся для растирания красок во время обрядов.

Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах охарактеризованы в

самой общей и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные

для характеристики данного образа. Так, у статуэток жриц или богинь особо

выделен ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом

плодородия, подчеркнуты половые органы и т. д., несущественные же для

определения подобного образа черты разрабатывались меньше, а иногда и вовсе

не обозначались (детали лица, ступни ног). Животные, птицы, ладьи, деревья

также передавались в самых общих чертах, но при этом таких, которые лучше

других позволяют узнать изображение.

Памятники более позднего времени свидетельствуют об изменении

художественных требований, явившемся следствием иной ступени развития

общества, культуры, мировосприятия. Образы передаются отчетливее, чаще

соблюдаются пропорции, композиции приобретают известную организованность.

Примерами нового этапа в развитии египетского искусства являются тонкие

каменные плиты с рельефными изображениями битв между общинами. Характерной

чертой этих рельефов является стремление возвеличить такого предводителя,

который изображался поражающим врагов, в виде льва или- быка.

В подобных памятниках уже намечается известный отбор образов и приемов,

которые затем, повторяясь на аналогичных произведениях, постепенно

становились обязательными. Этому содействовал культово-официальный характер

этих памятников, предназначавшихся для увековечивания побед.

Постепенное усиление такого отбора наряду с продолжением освоения новых тем

и новых средств передачи становится важнейшей чертой последующего этапа

развития древнеегипетского искусства. В процессе становления классового

общества и образования единого рабовладельческого государства перед

искусством встают иные задачи, которые так же определяют его роль при новом

общественном строе, как определяется при нем роль религии, которая отбором

верований, мест и предметов культа, сложением ритуала, характером мифов

становится на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и

его главе - фараону. Подобный путь проходит и искусство, призванное отныне

в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать

рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему

назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и

способствовало образованию канонов, которые становятся тормозом в

дальнейшем развитии египетского искусства.

.

Искусство времени Древнего царства

(300 - около 2300 годы до н.э.)

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты

Нила, недалеко от современной египетской столицы - Каира. Мемфис, один из

древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры.

Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской

литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес

огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был

временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы

государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и

характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно

сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже

во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки -

гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность

культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими

верованиями.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство

царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно

здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара около

Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов,

не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль был

расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой стеной,

облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла

как бы из семи масштаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера

примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях

впервые был широко применен в качестве основного строительного материала

камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение:

здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых

зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в камне

формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в

виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях,

выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и по своей

декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и четкие,

величественные в своей простоте канне-лированные стволы с плоскими плитами

абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в форме

раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы

алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными

фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким

образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для

своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы

мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному

строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка

всего ансамбля, но уже было осознано и осуществХено основное - здание

начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского

монументального зодчества.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению

храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени,

в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмыю

Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри

стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам

объект культа - колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась

позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился

огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым

проходом с воротами в долине.

.

Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой

сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала,

которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в

виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были .добавлены из

соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его

высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый

платок, на лбу высечен урей - священная змея, которая, по верованиям

египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная

борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено

в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на

гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты

фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона,

должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой

мощи правителей Египта.

Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи,

покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были

выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В

Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа - и более

распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству

врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном,

оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и

два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой

по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с

вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были

минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная - из красной

охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта,

меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. Росписи в ряде случаев

отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей

из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних

птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной

зеленью растений

В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло.

Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита,

яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других

полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из

ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из

золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно

обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков

лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже

вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла

Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и

четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода.

Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения

благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и

благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов

- чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии,

причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос

полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или

темно-серые оттенки шифера - все это как бы подчеркивается самой формой

ваз.

Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях

художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности

декоративного использования данных материалов; красота полированных

поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала

были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С

другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством,

являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения

профессионального искусства.

Искусство времени Среднего царства

(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях

отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно,

использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть

законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих

владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав

связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего

царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских

каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки

пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом

деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент

сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне

пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей

Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды

примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от

которого шел проход к храму в долине.

Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для

официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его

заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по

назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти

памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но

передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза,

заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют

древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в

росписях гробниц придворной знати.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в

частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте.

Именно в этих центрах развивались более передовые художественные

направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно

закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую

приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно

побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20

веке до н.э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе

они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам

собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя

зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц

этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь

мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его

переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении

нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность

общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда

традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи

окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед

искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической

обстановкой.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных

статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и

пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого

вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то

луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в

гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются

разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно

чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной

правдивости.

Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее

развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим

ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и

возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся

приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.

Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории

египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего

царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым

средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания,

увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост

реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников -

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

Искусство времени Нового царства

Искусство времени XVIII династии (16-15 века до н.э.)

Для искусства Египта этого периода становится характерным стремление к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. В процессе

сближения Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья также расширились

горизонты, изменились многие понятия, оживился весь темп общественной

жизни. Естественно поэтому, что в различных сторонах творчества этого

времени наблюдаются поиски новых образцов и новых художественных форм, в

частности развитие реалистических стремлений в литературе и искусстве, что

привело к новым решениям ряда художественных проблем.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы

лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое' положение Фивы заняли не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,

Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,

пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый

богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в

течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой

земли - Гомером:

"Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех, кто

приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался

город, все еще хранит следы его былой славы.

С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства

намечается наступление нового этапа, который, начинаясь в годы правления

Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III и подготавливает

искусство Амарны.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего

обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм

начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая

иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей

статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов

париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых

способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,

объему, живописности.

В скульптуре, как и в зодчестве, фиванская школа заняла ведущее место.

Именно в Фивах - столице Египта - строились теперь главные храмы, для

убранства которых применялось все большее количество статуй, равно как

много статуй посвящали в эти храмы и ставили в гробницы столичных

некрополей.

Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII династии, ярко

проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого храма

было сделано свыше двухсот статуй, показывает, каким событием в

художественной жизни Фив было его сооружение и каким стимулом оно должно

было послужить для развития фиванской скульптуры. Лучшие мастера работали

над осуществлением гигантского замысла Сенмута, и естественно, что именно

здесь, как в фокусе, отразилось все то новое, что созревало в

предшествующие годы.

Подобно официальной скульптуре самого начала XVIII династии, и статуи знати

этого времени еще во многом связаны с памятниками Среднего царства, хотя в

них уже ощущаются и черты нового стиля.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа III Египет давно

уже широко пользовался плодами своих завоеваний. Возросла роскошь быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные

ожерелья, богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего

обихода. Все это отразилось и на стиле искусства. На смену четкости форм

начала династии приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая

иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхностей

статуи покрываются мелкими струящимися линиями складок одежд и локонов

париков, вся статуя полна игрой светотени. В результате исканий новых

способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению,

объему, живописности.

Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для

него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которым

отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные

инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее

становятся комбинации орнаментов. Применение вертикального ткацкого станка

позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовской

техники. Характерно увлечение разнообразными растительными мотивами. Оно

возникло в связи с общей популярностью "садовой тематики, которая вслед за

развитием садов при дворцах и виллах широко распространилась в искусстве

(росписи полов в виде цветов, зарослей и т. п.) и отклики которой мы видим

и в литературе. Усиливается применение растительных мотивов в орнаменте.

Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются

теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме

лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди

них рыб.

Искусство времени Эхнатона и его приемников (Амарнское искусство)

(первая половина 14 века до н.э.)

В этот период произошел решительный перелом и в искусстве, столь тесно

связанном в Египте с религией. Уже памятники, созданные в начале правления

Эхнатона, резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от

ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя.

Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до

перенесения столицы в Ахетатон, равно как датированные шестым годом

правления Эхнатона рельефы на пограничных плитах новой столицы и ранние

рельефы ее храмов Фараон изображен здесь с некрасивыми чертами лица и

формами болезненного тела. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах:

они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного

фасного разворота плеч.

Естественно, что изменилась не только форма памятников, но и их содержание.

Так, впервые появились изображения египетского царя в быту. Рельефы на

стенах амарнских гробниц придворных показывают царя и его семью на улицах

города - в носилках или на колесницах, во дворе - то за обедом, то в узком

семейном кругу. Впервые всюду, даже в сценах награждения вельмож и

получения дани от покоренных народов, вместе с фараоном изображена его

семья, причем явно подчеркивается нежная любовь, связывающая членов этой

семьи. Характерно и стремление передать конкретную обстановку, в которой

происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство

не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов,

храмов.

В итоге почти все композиции художникам Ахетатона пришлось создавать

заново, в том числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия

потребовала и новых обрядов и новых типов святилищ, где культ солнца

совершался под открытым небом.

Однако постепенно обостренность новых черт в произведениях мастеров

Ахетатона стала исчезать, уступая место яркому расцвету их творчества.

Впервые египетские художники были внезапно освобождены от веками

сдерживавшего их искания канона и смогли создать подлинно прекрасные

памятники, доныне производящие незабываемое впечатление и вызывающие

заслуженное восхищение.

Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются

портретные головы Эхнатона и членов его семьи. И прославленная раскрашенная

голова царицы Нефертити из известняка, и не менее замечательные, не вполне

законченные ее же портретные головы из песчаника являются поразительными

произведениями большого реалистического искусства, созданного за тысячу лет

до расцвета искусства Греции.

Значительно расширяется роль пейзажа. Стремление прославить нового бога,

солнце-Атона как творца вселенной выразилось в своеобразных сценах

почитания Атона не только людьми, но всей природой

Таким образом, благодаря утверждению и расцвету новых взглядов на мир и

последовавшему в итоге реформ Эхнатона разрыву с традициями художники

Ахетатона, освобожденные от прежних канонов, сумели создать замечательные

по своей жизненности памятники.

По аналогичному пути развивалось и художественное ремесло, где с небывалым

разнообразием использовались реалистически переданные растительные мотивы и

особенное внимание уделялось богатству расцветки изделия, в частности

предметов из фаянса и стекла

При загородных дворцах находились большие сады с прудами и даже особыми

помещениями для зверинца.

Расцвету искусства Ахетатона был положен внезапный конец. Реформы Эхнатена

не имели успеха, так как рядовые свободные не получили никаких существенных

преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять юный

Тутанхамон был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством.

Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством

внутри страны и неудачами внешней политики, приведшей к потере азиатских

владений, что объяснялось жрецами как результат гнева старых богов во главе

с Амоном. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные

сдвиги в различных областях культуры, что полный возврат к старому был уже

невозможен. Подобно тому как разговорный язык прочно удержался и в

художественной литературе и в деловых документах, так и в изобразительном

искусстве нельзя было вычеркнуть все то новое, что было осознано и освоено

мастерами Ахетатона.

Следует учесть, что те же мастера были творцами и произведений, созданных

при ближайших преемниках Эхнатона. Эти памятники полны традициями Амарны и

явно близки к ней и в скульптуре, и в росписи, и в художественном ремесле,

как это видно хотя бы по образцам, найденным в гробнице фараона

Тутанхамона. Она не была разграблена и сохранила замечательные памятники из

ценнейших материалов. Среди них - великолепная золотая портретная маска

фараона со вставками из лазурита на головном платке и из различных

самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье, литой золотой гроб царя, также с

портретным лицом и с инкрустациями из камней и паст, замечательные сосуды

из алебастра. В одном из них, изображающем лежащую козочку, хранились

благовония, другой, сделанный в виде пучка лотосов, служил светильником: в

чашечки цветов наливалось масло, и огоньки светилен позволяли оценить и

тонкость резьбы сосуда и великолепие сквозящего камня.

Трудно перечислить все шедевры художественного ремесла, обнаруженные в

гробнице Тутанхамона: здесь и кожаные сандалии, украшенные золотым лотосом

с вставками из лазурита, сердолика и амазонита и ромашками из желтого и

красноватого золота, четко выделявшимися на фоне голубого фаянса; и золотые

кинжалы с . великолепно отделанными рукоятками и ножнами, и различные

золотые ожерелья со множеством вставок из самоцветов и стекла; количество

их в одном только ожерелье доходило до 166 штук.

.Несмотря на то, что после восстановления старых культов художники были

вынуждены вернуться к прежним образцам, они сумели вдохнуть в них столько

разнообразия и смелого новаторства, что превратили их, в сущности, в новые

композиции, как это можно видеть хотя бы по росписям на упомянутом ларце

Тутанхамона с изображениями битвы и охоты.

Но значение искусства Амарны не ограничилось только временем ближайших

преемников Эхнатона, оно сыграло существенную роль и в сложении

замечательного искусства периода XIX династии, а тем самым и всего

искусства второй половины Нового царства в Египте.

Искусство второй половины Нового царства

(14-11 века до н.э.)

Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное

стремление вернуться к традициям доамарнских лет. Однако это стремление не

могло осуществиться полностью, так как значение амарнского искусства было

слишком велико и к тому же перед художниками рассматриваемого периода

встали новые задачи.

Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной власти

внутри страны и ее международного престижа. Для успешного проведения этой

политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными

на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной мощи, придать

возможно больший блеск и пышность столице, своему двору, храмам своих

богов, что и наложило своеобразный отпечаток в первую очередь на

архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в

Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно

должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а в то

же время и прославить мощь новой династии. В строительстве Карнака были

заинтересованы и фараоны и жрецы.

Монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном

берегу, и вырубленные в скалах гробницы фараонов, превосходившие по

размерам и декорировке все, что было здесь создано раньше.

Из заупокойных царских храмов следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так

называемый Рамессеум (зодчий Пенра), в первом дворе которого стояла

колоссальная статуя царя - величайшая монолитная скульптура, весившая 1000

тонн и имевшая около 20 м в высоту.

Роль скульптур в архитектурном убранстве храмов остается в общем прежней:

перед пилонами и колоннами, равно как и между колоннами, ставятся

колоссальные царские статуи. Таким образом, здесь мы не видим чего-либо

нового, кроме того же стремления к грандиозным масштабам, которое приводит

к погоне за созданием монолитных гигантов. Однако не эти статуи,

трактованные, как всегда, крайне суммарно, являются наиболее показательными

образцами стиля скульптур XIX династии. Особенности этого стиля гораздо

ярче видны на статуях, стоявших внутри храмов и гробниц.

Вначале в скульптуре также заметно возвращение к доамарнским памятникам.

Восторжествовавшие над "ересью" Эхнатона представители знати и жречества

хотели видеть свои изображения такими же изысканными и нарядными, какими

были статуи их предков. Перед нами те же струящиеся линии одежд и париков,

та же дробная игра светотени. Это увлечение внешней нарядностью статуй

растет, явно преобладая над реалистическими исканиями.

Однако в скульптуре наблюдаются и интересные новшества. Так, наряду с

прежними типами царских статуй появляются теперь новые, светские образы

фараона и царицы. Лучшим примером такого рода памятников является туринская

статуя Рамсеса II

Гробничные росписи и рельефы также неоднородны. В начале династии в них при

возврате к доамарнским традициям начинает расти декоративность. Однако

наряду с этим продолжается и развитие реалистических исканий. Здесь гораздо

сильнее чувствуется наследие Амарны. сомнений в правильности религиозного

мировоззрения. Ярким свидетельством

Особенно свободно проявилось индивидуальное творчество художников в

черновых зарисовках, которые они делали для себя на обломках камней. Здесь

отчетливо видно, как внимательно подмечали художники все то, что выходило

за рамки канонов, - особые типы и позы людей, те или иные характерные

движения животных.

Таким образом, внутри фиванского искусства первой половины XIX династии

существовали различные направления; естественно, что памятники, созданные в

других местах страны, тем более не могли быть стилистически однородны.

На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства (вторая

половина 13 в. - 11 в. до н.э.) тяжело сказались изменения в общем

положении страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать,

привели к обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же

время усложнилась внешняя обстановка, на историческом горизонте появились

новые объединения племен, разгромивших Хеттское государство, захвативших

азиатские владения Египта и подступивших к границам последнего. Усилились и

нападения ливийцев. Уже сыну Рамсеса II пришлось отбивать натиск и "народов

моря" и крупных сил ливийцев. Последовавшие в конце династии междоусобицы

знати и восстание рабов привели к распаду страны и смене династии. Однако и

вновь объединившим Египет фараонам новой, XX династии после кратковременных

успехов не удалось полностью подчинить себе прежних иноземных владений. В

итоге утраты как азиатских земель, так затем и Нубии прекратилось массовое

поступление рабов, что привело к резкому усилению эксплуатации народных

масс внутри страны. Фараоны в возросшей борьбе со стремившейся к

самостоятельности номовой знатью пытались опереться на жречество, жертвуя в

храмы землю, рабов и иные дары. Однако близость интересов номовой знати и

храмов привела к подчинению последних номархам, в Фивах же власть оказалась

в руках верховного жреца Амона. Около 1050 года произошло разделение Египта

на две части - северную под управлением правителей Таниса и южную со

столицей в Фивах.

Создавшаяся историческая обстановка пагубно отразилась на развитии

искусства. Крупное строительство прекращается после смерти второго фараона

XX династии Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в

Карнаке и монументальный заупокойный храм с дворцом на западе Фив.

Постепенно уменьшается персонал художественных мастерских, снижается

качество памятников. Все чаще встречаются теперь статуи грубой работы,

небрежно сделанные росписи.

Искусство позднего времени.

(11 век - 332 год до н.э.)

Египетское искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в

должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших

памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого

крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды

укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды при ливийском

фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние

крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще один огромный двор с

портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5 м, в ширину 113 м и в

толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, проход посередине нового двора был

оформлен в виде монументальной колоннады, с капителями в форме открытых

цветов папируса. Превосходя по масштабам предшествующие аналогичные

сооружения Карнака, эти памятники не внесли, однако, чего-либо нового в

египетскую архитектуру, так же как и царские гробницы рассматриваемого

периода. Правившие в Танисе фараоны XXI династии и цари-ливийцы были

погребены в Танисе. Найденные там недавно их гробницы представляют собой

небольшие склепы, устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из

каменных плит. Материалом для изготовления этих плит и каменных саркофагов

египетских царей послужили даже части зданий и отдельных скульптур,

воздвигнутых ранее в Танисе, что явно свидетельствует об отсутствии

возможности сооружения дорогостоящих усыпальниц.

Гробницы фараонов эфиопов находились в столице Нубии, Напате, и имели форму

небольших построенных из кирпича пирамид, отличавшихся от египетских более

крутым профилем.

В течение 10-8 веков основными художественными центрами оставались Фивы и

Танис. Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового

царства. Храмовые рельефы не дают чего-либо нового. Более своеобразны

росписи на саркофагах жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах.

Хотя по ограниченности своего содержания эти росписи и рисунки тоже не

смогли стать новым этапом в истории египетского искусства, все же они

позволяют установить то направление, по которому шло развитие фиванского

искусства, с характерным для него увлечением внешней нарядностью. Рисунки

на папирусах отличаются общим изяществом, росписи - небывалой еще для

саркофага яркостью красок и обилием сцен, повторяющих тематику гробничных

росписей. Теми же чертами отличаются и произведения художественного ремесла

(ювелирные изделия, известный заупокойный кожаный катафалк царицы Истемхеб

с цветными кожаными аппликациями, резьба по кости). Художественное ремесло

продолжало процветать и в Танисе. Золотые и серебряные царские гробы и

великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями,

нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются

свидетельством неослабевавшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.

Для скульптуры 10-8 веков также характерно стремление создать внешне

нарядный памятник. Особенно отличаются в этом отношении бронзовые

статуэтки, начинающие широко распространяться взамен дорогостоящих каменных

статуй. Покрытые чеканными узорами и инкрустациями из золота, такие

статуэтки достигают иногда высокого качества выполнения.

Во время правления эфиопской династии (712-663 гг. до н.э.) в

художественной жизни Фив вновь наблюдается некоторое оживление. Временное

укрепление хозяйства страны позволило новым фараонам, стремившимся показать

себя законными владыками Египта, возобновить строительство в Карнаке, чему

способствовало и то, что культ Амона давно уже был государственным культом

Нубии. Положение столицы, вновь приобретенное Фивами, увеличило

деятельность художественных мастерских. До нас дошли статуи фараона Тахарки

и эфиопских царевен. Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им

памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими

особенностями.

Монтуэмхет жил в тяжелое для Египта время. При нем произошло завоевание

страны Ассирией и, в частности, разгром Фив, когда из великолепной столицы

Египта в Ассирию были увезены не только драгоценности, богатые одежды и

мебель, но и скульптуры и даже обелиски и множество египтян было уведено в

рабство. Монтуэмхету пришлось производить посильное восстановление основных

храмов, откуда, по его словам, исчезли даже украшенные золотом двери. Не

удивительно, что именно в эти годы Египет, и так уже давно управляющийся

иноземными царями, подвергся разорению от еще более сильного врага. Такие

люди, как Монтуэмхет, вспоминая былое величие своей страны, обращались к

временам, казавшимся им верхом этого величия, - к правлению строителей

пирамид. В этом свете понятно, почему рельефы гробницы Монтуэмхета в Фивах

воспроизводят рельефы мастаба Древнего царства.

Стремление идеализировать далекое прошлое своей родины еще усилилось в

последующие годы, когда Египет, объединенный под властью победителя

Ассирии, саисского фараона Псамтика I, вновь стал независимым государством.

Саисский период в истории Египта (663-525 гг. до н.э.) был временем нового

относительного расцвета. Благодаря объединению страны явилась возможность

упорядочить оросительную систему. Саисские фараоны уделяли большое внимание

увеличению торговых связей и развитию ремесел. Большое количество

египетских изделий вывозилось за пределы страны и создало Египту ту славу,

о которой говорит К. Маркс, указывающий, что "Египет и для других

писателей, современников Платона, напр. Исократа, был образцом промышленной

страны, он сохраняет это свое значение даже в глазах греков времен Римской

империи".

Развернувшееся строительство было сосредоточено отныне преимущественно в

новой столице, Саисе, где был, по-видимому, заново сооружен большой храм

главной богини Саиса - Нейт, в котором устраивались теперь и царские

погребения. К сожалению, эти постройки не сохранились, и мы знаем о них

лишь по рассказам Геродота. Он сообщает об "обширном и замечательном

дворце" в Саисе, о гробницах фараонов в саисском храме, в том числе о

гробнице Априя, которая представляла собой "обширную каменную залу,

обставленную колоннами в виде пальм", о том, как фараон Яхмес построил в

Саисе "достойный удивления портик, далеко превзошедший портики всех

строителей высотою и обширностью, величиною и достоинством камней. Потом

поставил он колоссы и длиннейших мужских сфинксов". О грандиозных масштабах

и высоком качестве убранства саисского храма богини Нейт свидетельствует

уцелевший гигантский наос из цельного куска гранита, высотой около 25 м и

весом 300 тонн с великолепно отполированной поверхностью.

Гробницы знати саисского времени сохранились в разных частях Египта, причем

и форма их соответственно различна. Гробницы крупнейших фиванских вельмож

состояли из ряда вырубленных в скале помещений, в числе которых были и

колонные залы. Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались

обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, причем

иногда эти стены были украшены таким же способом, как и стены зданий

Древнего царства. Это было одним из проявлений того общего стремления к

воспроизведению образцов древнего искусства, которое становится

отличительной чертой памятников саисского времени. Эта архаизация не

ограничивалась рамками искусства, она прослеживается и в литературе и в

религии этого периода и была вызвана причинами политического характера.

Саисские фараоны, пытаясь возродить древние традиции, тем самым

подчеркивали свое намерение создать столь же независимое и могущественное

государство, каким был Египет при строителях пирамид. Этому в известной

степени способствовало и то, что центр политической жизни оказался на

севере. Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами. В

администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности.

Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы.

Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. Гробницы знати на

севере, в Саккара, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, на дне

которых из каменных плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего

царства, со сводчатым потолком, иногда очень разработанной конструкции.

В скульптуре и рельефе тоже наблюдаются архаизирующие черты. Известны

случаи точного копирования рельефов целых мастаба. Статуи воспроизводят ряд

иконографических элементов древних египетских скульптур.

Однако саисское искусство не было простой копией прошлого. Достаточно

сравнить, например, женские статуи Древнего царства и саисского времени,

чтобы в этом наглядно убедиться. У статуи саисского мастера, несмотря на

общую идеализацию и холодную изысканность образа, тело мягко, линии плавно

переходят одна в другую, мускулы в ряде случаев прекрасно проработаны,

обработка поверхности доведена до совершенства; чувствуется, что за

скульптором стоят поколения мастеров, продумавших и освоивших передачу

человеческого тела в камне. Наоборот, статуя Древнего царства, с ее тугими

мускулами и резкими линиями, является произведением, стоящим в начале

сложного пути египетского скульптора, в ней ощущается победа мастера над

камнем, скульптор удовлетворен воспроизведением того основного и главного,

что им только что осознано и выполнено, и еще не задумывается над

возможностью углубления художественного образа.

Продолжало развиваться художественное ремесло, причем необходимо отметить

появление нового типа фаянса - очень твердого и насквозь окрашенного.

Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития

египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало своих возможностей.

Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.), в

недолгий период борьбы Египта за независимость (5 в. до н.э.) египетские

художники создали еще ряд прекрасных памятников, продолжавших оба

направления саисского искусства.

После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 году

до н.э. Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением

македонской династии Птолемеев, находит силы для нового расцвета искусств и

создает такие памятники, как храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, Филах.

Однако рассмотрение искусства этого периода уже выходит за рамки данного

очерка.

Заключение

Проследив, таким образом, ход развития искусства Древнего Египта на

протяжении его длительного существования. Его значение для истории

искусства других народов очень велико, как вообще велико значение всего

культурного наследия, оставленного египетским народом.

Хорошо известно, что он создал богатейшую литературу, впервые в истории

давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую бесспорное воздействие

на литературу греко-римскую, древнееврейскую и арабскую; что египетская

наука с ее достижениями в области астрономии (календарь, знаки зодиака),

математики (начатки геометрии, теорема Пифагора, измерение объема

полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже мозга в

организме человека), географии, истории заслуженно пользовалась высоким

авторитетом в античном мире и имела существенное значение как для развития

античной философии, так и античной науки, а через посредство арабов и для

средневековой науки; что египетская религия сыграла определенную роль в

развитии христианской обрядности и иконографии.

Не удивительно, что и искусство Египта явилось богатым вкладом в

сокровищницу искусства древнего мира, а следовательно, и мирового

искусства. Приезжая в Египет, творцы молодого еще греческого искусства

видели великолепные храмы тысячелетней давности с выработанными типами

колонн, портиками, базили-кальным построением зал, с давно сложившимся

гармоничным сочетанием архитектуры, скульптуры, цветного рельефа; видели

стенную живопись, замечательные скульптуры, разнообразные произведения

художественного ремесла, отличавшиеся изумительным чувством формы и высоким

мастерством обработки материала. Греческие архаические памятники 6 века до

н.э. отразили известное воздействие египетского искусства. Знакомство с

художественными сокровищами Египта особенно развилось позднее, когда через

основанную в 4 веке до н. э. Александром Македонским новую столицу Египта,

Александрию, ставшую в короткий срок одним из виднейших центров

Средиземноморья, началось длительное плодотворное взаимодействие искусства

Египта с искусством других народов Запада и Востока.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека