Особенности древнегреческой мифологии
Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учете
особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь
одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие
человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует
рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную),
но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античного
мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты,
исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады — воительницы,
относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими
периодами являются древнейший хтонический (от греч ((??, земля), или
фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический
период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии,
связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и
строгому героизму. По мере разложения общинно родовой формации
складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии.
В дальнейшем наивная мифология — своего рода единственная форма
первобытного мышления — гибнет как самостоятельное творчество и приобретает
служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного
рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей
рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию,
широко используется в литературе и искусстве.
Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве
памятников письменной литературы: художественной и научной. Основными
источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея»
Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений, в
реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у
Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и
идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает
космогоническую систему в связи с историей происхождения богов
(«Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В
классической лирике (7—5 вв. до н. э.), где мифология служит средством для
передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной
мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты.
Греческая драма (5 в. до н. э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом
внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в
лирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая бездна
античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из
комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до
н. э.). Эллинистическая поэзия — Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н. э.) и
другие авторы — дает ряд мелких и изящных мифологических образов.
Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами,
содержат гимны Каллимаха (3 в. до н. э.). Из поэтов-александрийцев особенно
интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.), нарисовавший ряд
выразительнейших картин из мифологии аргонавтов, из поздних авторов — Квинт
Смирнский (4 в, н. э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после
смерти Гектора до взятия Трои, и Нонн Панополитанский (5 в.), который в
поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью
Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии, являются также труды
Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н. э.), Каллистрата (4 в.)
и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н. э., и др.).
Из собраний гимнов важны т. н. Гомеровские гимны, пять из которых (к
Аполлону — два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический
период (но позже «Илиады» и «Одиссеи»), остальные — в эллинистическую
эпоху. В т. н. Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н. э., но
составленных в целом в 3-2 вв. до н. э., содержатся эпитеты богов,
помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов —
гимны Прокла (5 в. н. э.) резюмируют работу античной мифологической мысли
над рядом центральных образов.
Сведения по греческой мифологии содержатся в произведениях римских
авторов 1 в. до н. э. — 2 в. н. э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций
Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик),
«Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую
энциклопедию.
При изучении греческой мифологии используются сочинения историков:
Геродота (5 в. до н. э.), Полибия (3-2 вв. до н. э.), Диодора
Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н. э.),
географа Страбона (1 в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах
сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других.
Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целую
космогонию.
Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н. э.), который
путешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащал
разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии
содержатся также у Варрона (2- 1 вв. до н. э.).
Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы
разных эпох стремились осмыслить греческую мифологию в целом и отдельные
мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н. э.) составлено
руководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философов
позднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочинения
Плутарха (1-2 вв. н. э.) и Атенея (3 в. н. э.), а также Цицерона (1 в. до
н. э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н. э.)
содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об
Эроте, у Порфирия (3 в. н. э.) — ценные фрагменты из ранних авторов и
рассуждение «О пещере нимф». Обширные комментарии Порфирия к «Илиаде» и
«Одиссее» послужили источником для позднейших комментаторов Гомера — Цеца и
Евстафия, а его сочинение «О статуях» — источником для Евсевия и Макробия.
Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н. э.),
большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собрано
Дамаскием (5-6 вв.).
Мифографы — собиратели и излагатели мифов — появились в Греции не
позднее 5 в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних
историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский,
Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий
Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов
под названием «О невероятном».
Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделали
александрийцы (4-2 вв. до н. э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах
Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную
мифологическую «Библиотеку», дающую подробное изложение теогонии и
главнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга,
Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа). Аполлодор излагает мифы по Гомеру,
Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для
многих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следует
упомянуть Филодема (труд «О благочестии»), Дидима (послужившего, по-
видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона
(послужившего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону,
Феокриту и Аполлонию Родосскому).
Из грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н. э.), автор
сочинения «О любовных страстях». Из мифологов — Гигин (1 в. до н. э. - 1 в.
н. э.). Позднее мифографы делятся на две группы: собиратели мифов
«превращений» и «звездных» мифов. К первой группе относятся Никандр
Колофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения — прямые источники
«Метаморфоз» Овидия), а также Антонин Либерал — автор 41 рассказа о
«превращениях» (вероятно, 1 в. до н. э.). Ко второй группе мифографов
относятся Эратосфен (3 в. до н. э.), которому приписываются «Катаетеризмы»
(букв. «Превращения в звезды»); Арат Солский (4-3 вв. до н. э.) с его
«Феноменами», где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимные
комментарии к Арату; «Астрономия», приписываемая Гигину. Из христианских
апологетов для греческой мифологии важен «Протрептик» Климента
Александрийского (3 в. н. э.).
На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшего
историку Птолемею Хенну (1 в. н. э., известному по «Библиотеке» Фотия и
некоторым цитатам из Евстафия и Цеца); она отличалась часто некритическим
отношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежит
сочинение о 12 подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки»
Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз»
Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.
Большую ценность представляют сочинения трех мифографов 7 в.,
известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя друг
у друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают в
систематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилует
множеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей.
Общая характеристика греческой мифологии.
При рассмотрении греческой мифологии в развитии в пределах каждого
отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты
(т. е. остатки прежних эпох), которые сосуществуют с ферментами нового,
возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады в
полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую
супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлении и
каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского
индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества —
свидетельства патриархата, наконец, гротеск, свойственный времени распада
общинно родовой формации и начальному периоду греческой классики.
Один и тот же мифологический мотив может и составлять основное
содержание мифа, и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного
зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием
мифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады — основное в содержании
мифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание
мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце,
воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению
рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением
основного содержания мифа.
Греческая мифология в ее наиболее развитом, т.н. классическом,
состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-
демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии).
Героическая микология связана с периодом патриархата, однако, в ней
прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего
генетические рудименты, указывающие нахождение: Ахилл — сын морской богини,
Ио — дочь аргосской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны на
отождествлении разного рода предметов или существ: луна — корова, солнце —
бык, Инах - река и царь Аргоса и др. Многочисленны ипостасные элементы:
Агамемнон — ипостась Зевса; Ифигения — ипостась Артемиды и т.д. Огромное
количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер:
Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой — в виде
грома и молнии, с Европой — в виде быка и др. Из иконографических
рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического
персонажа) в мифах фигурирует змеиный хвост у Кадма, рот и копыта у Пана,
совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и т.д.
Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают в виде
закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим
персонажам, орел и Ника около Зевса; сова или змея около Афины и др.
Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также
функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец
Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др. Если рудимент мифа
отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. У
Гесиода эхидна — полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна
людям. Этот мотив отвержения эхидны — элемент в мифе, объясняющий
стремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан за
человеческое жертвоприношение; это, — несомненно, фермент,
свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода
представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но
именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу
эсхиловской концепции Прометея-богоборца.
Между составляющими миф элементами устанавливаются не только
хронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, образующие
мифологические комплексы. Один из таких комплексов — комплекс-интерполяция
— состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее
механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о
тенях в загробном мире, которое дается в XI песне «Одиссеи». Если комплекс-
интерполяция понимается как объединение в одно целое чуждых друг другу
элементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединение
элементов, также несходных или противоположных, но это объединение уже
определённым образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально
были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не
связанными. Их объединение — Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса —
есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов,
образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских
божеств, — тоже компиляция, поскольку присоединённые азиатские божества
стали трактоваться как дети Зевса и Геры.
Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а
также бесконечно разнообразные приближения то к одному, то к другому такому
типу встречаются в античной мифологии постоянно. Например, Диомед то
вступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать в
борьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз навсегда, без
всякой надежды на освобождение, в другом — его освобождает Геракл. В
греческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественный
мифологический комплекс, в котором все элементы мифа составляют одно целое.
Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера. Это — полуптицы
полуженщины; они поют такими завлекающими, чарующими голосами, что всякий
путник высаживается на берег, но сирены тут же его уничтожают, поэтому у
них на берегу целые горы человеческих костей и гниющих остатков. В этом
образе совмещаются художественный восторг и гибель, т. е. красота и смерть.
С другой стороны, у Гомера в этом мифе совмещаются различные эпохи
культурного социального развития: наряду с фетишизмом и людоедством
характерная для Гомера высокоразвитая эстетическая культура.
В т. н. полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силу
именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей
противоположности, и во всём своём тождестве. Например, самый «светлый» бог
Зевс вступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной, и от этого брака
рождается Загрей. Загрея ещё младенцем растерзывают и поедают титаны. Но из
золы испепелённых Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являются
носителями и титанического, и дионисийского начала. Афина горгона убивает
горгону Медузу и оттого сама перестаёт быть горгоной. Либитина — любовь и
смерть одновременно.
При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать её
географическое распространение (т. н. географическая мифология) и
исторические особенности тех или иных местностей, к которым
приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа
нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене —
к Спарте и др.
Доолимпийский период.
Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно
нагромождённом виде, окружающее материализуется, одушевляется, населяется
какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании
первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности,
диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля с
составляющими её предметами представляется первобытному сознанию живой,
одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо,
которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода,
матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля
понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому
древнейшая мифология может быть названа хтонической. В её развитии
прослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, т. е. на стадии
собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно
чувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами и
явлениями, которые одушевляются, на них переносятся социальные функции
общинно родовой формации. Такая вещь, с одной стороны, насквозь
материальная, с другой — одушевлённая первобытным сознанием, есть фетиш, а
мифология — фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточие
магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир
представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир, и
демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно
обитало. Например, Зевс — верховное божество в позднейшей греческой
мифологии — почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде
каменной пирамиды, на Ликейской горе в Аркадии — в виде колонны. Геру в
городе Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на
острове Самое — в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его мать
Лето на Делосе — необработанным поленом и др.
Несмотря на всё позднейшее идейно-художественное развитие таких
образов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты,
Геракл и др., их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева
(обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета
греческой цивилизации. Примером архаического фетиша является дельфийский
омфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроноса
новорождённого Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завёрнутый в пелёнки
камень, который и был проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он был
помещён в Дельфах как центр земли («пуп земли») и стал почитаться как
святыня: его облачали в разные одежды и умащали благовониями. Виноградная
лоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом (который
вначале был богом производительных сил природы вообще), в дальнейшем прочно
вошли в его мифологию. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса,
связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом
виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец»,
«виноразливатель» и др. — главные эпитеты Диониса, а название одного из
дионисовских праздников
Боги и демоны греческой мифологии
По мере развития производящего хозяйства человек начинает
интересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и
принципами их строения Тогда то человек научился отделять «идею» вещи от
самой вещи, а так как вещами являлись фетиши — отделять идею фетиша от
самого фетиша, т. е. отделить магическую силу демона вещи от самой вещи —
так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм имел свою
историю. Вначале существовало представление, что демон вещи настолько
неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое
существование (подобно нимфам дерева гамадриадам, умирающим вместе с
порубкой самого дерева). В дальнейшем росло представление о
самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и
способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее
длительного срока после уничтожения этих вещей (подобно нимфам дерева
дриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева).
Первоначальный анимизм связан с представлением о демонизме как о некоей
силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. У
Гомера имеется много примеров именно такого безыменного, безликого,
внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона.
Олимпийские боги тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид,
имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Но то,
что Гомер называет демоном, часто совершенно противоположно этому. Это есть
именно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила,
о которой человек не имеет ни какого представления, которую не может
назвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение, т. к. этот
демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще
очертания. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит
катастрофу и тут же бесследно исчезает. Демон — это первоначально та
внезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, его
законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем. В
дальнейшем в результате освоения мифологическим мышлением этих демонов
появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие, разной силой
воздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда прежде
безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переход
от преанимизма к анимизму. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся
обычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самым
обыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Если
древние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя — это
земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода,
и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги же
состояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно — из эфира.
Миксантропическими (т. е. соединившими в себе черты человека и
животного) демонами являются сирены (полуптицы полуженщины), кентавры
(полукони полулюди). Все это примеры невыделенности в первобытном
человеческом сознании человека из природы, рас сматривавшею себя как
неотъемлемую ее часть
Стихийно чудовищная гератологическая мифология эпохи матриархата
(Медуза, горгоны, Сфинкс, эхидна, Химера — чудовища женского пола) получает
обобщение, и завершение в образе Великой матери или богини матери. В
классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план, но в
глубинах догомеровской истории в эпоху матриархата происходит возрождение
архаики, тератологическая мифология (и, прежде всего культ богини-матери)
имела огромное значение.
Олимпийский период
В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату,
появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами,
некогда пугавшими воображение человека.
Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог
Зевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,
которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной
деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в
покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство,
искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в
загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах
совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа,
которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.
Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более
уверенно ориентироваться в ней (вместо того, чтобы прятаться от неё),
находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если
раньше нимфы рек и озёр — океаниды или нимфы морей — нереиды, а также нимфы
гор, лесов, полей и др. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа
предстаёт умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией
принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому
богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом
поэтического любования.
Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде
он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого
божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же
гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами
Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда
и для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевса
на Олимпе. Около него Ника («победа») — уже не страшный и непобедимый
демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи
самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была
страшным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь она
воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка,
находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми
Зевса и Фемиды являются горы — весёлые, прелестные, благодетельные, вечно
танцующие богини времён года и государственного распорядка, справедливейшим
образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путём открывания и
закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной
юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-
орлом. Даже мойры — страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие
всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную
жизнь на Олимпе. Мудрое, весёлое и изящное окружение характерно и для
Аполлона с его музами, и для Афродиты с её Эротом и другими игривыми
демонами любви, с её харитами, с её вечными танцами, улыбкой и смехом.
Человеческий труд также получил своё дальнейшее отражение в мифологии: по
повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и
учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком — отголосок этого
сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан
следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы
знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими
открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством.
Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для
спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для
своего полёта с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара
дан Овидием в «Метаморфозах», VIII 183—235). Посейдон и Аполлон строят
стены города Трои. Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире
заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились
мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Орфей,
которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей
цивилизации.
Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и
смертной женщины Алкмены — истребитель разного рода чудовищ (немейского
льва, лернейской гидры, керинейской лани и стимфалийских птиц), победитель
природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о
поясе, добытом у амазонки Ипполиты.
Тема победы смертного человека над природой звучит и в других
греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс,
она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфеи) не поддался
завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же
момент погибли.