Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе.

Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии

находится подле нынешнего селения Гиза. Этот некрополь египтяне называли —

«на склоне высоты». Он состоит из трех знаменитых пирамид — усыпальниц

Хеопса, Хефрена и Микерина. Именно они являются классическими примерами

такого рода сооружений. Их строители вполне овладели техническими и

декоративными возможностями камня — нового материала, введенного в

монументальное строительство. Форма этих пирамид берет свое начало в

архитектуре Имхотепа, а одним из этапов ее формирования была находящаяся в

Медуме многократно перестраивавшаяся пирамида Снофру, первого фараона IV

династии (или его отца Хуни). Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали

позже одним из семи чудес света.

Фараон Снофру имел еще две пирамиды вблизи нынешней деревни Да-шур,

расположенной к югу от Саккары. Об этом свидетельствуют надписи,

сохранившиеся на обеих постройках. Мы не знаем, однако, почему этот

правитель приказал выстроить себе если не три, то по крайней мере две

пирамиды. Интересно, что при нем сложилась окончательная, геометрическая

форма пирамиды, ибо так называемая ромбоидальная пирамида Снофру является

своего рода звеном между увенчанной пирамидой мастабой и формой собственно

пирамиды, какую имеет так называемая северная гробница этого фараона.

Наклон ее стен (43°36'11") еще довольно пологий по сравнению с

«классическим» типом пирамиды: угол наклона пирамиды Хеопса равен 51°52',

Хефрена — 52°20', Микерина — 51°. При этом стоит обратить внимание на факт,

что, начиная с северной гробницы в Дашуре, пирамиды приобретают все более

стройные, вытянутые пропорции — угол подъема стен усыпальниц VI династии в

Саккаре составляет 65° (пирамиды Тети и Пепи II), а в мероитскую эпоху

гробницы имеют уже форму высокой удлиненной вверх пирамиды. Когда речь

заходит о пирамидах, человек обычно вспоминает пирамиду Хеопса.

Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а

совершенство ее пропорций является результатом сложных математических

расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон

основания — 230,35 м. На сооружение пирамиды понадобилось 2 590 000 м2 глыб

камня, нагроможденных на поверхности величиной около 54 000 м2. Облицовка

ее наружных стен была по-видимому покрыта плотным слоем штукатурки и именно

с этим связано арабское название "раскрашенная пирамида". Пирамиде Хеопса

посвящено много различной литературы, которую часто трудно назвать научной.

Авторы многих книг и трудов старались открыть в цифрах, определяющих

пропорции этой постройки, мистический смысл. Иные считали ее творением

цивилизации, прибывшей из Атлантиды, превращенным позже в гробницу Хеопса.

Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних

коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как

известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход —

вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных

помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной

массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было

ориентировано на четыре стороны света, но в связи с перемещением в течение

веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так

точна, как прежде. Казалось бы, что о столь известном памятнике, бывшем

предметом самых разнообразных исследований и толкований, трудно сказать

какое-либо новое слово, а еще труднее объяснить ряд замеченных уже ранее

моментов, давших почву для произвольных, часто эзотерических теорий.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой

пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для

подъема каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды. При

постройке гробницы Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного

цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек. Точные подсчеты количества

использованных строительных блоков и облицовки, размещения бригад рабочих и

т.п. подтверждают правильность сведений Геродота, более того — если бы мы

разрабатывали план осуществления такого сооружения, прибегая к помощи

кибернетики, мы пришли бы к именно таким оптимальным данным. Возведение

пирамиды, требовавшее большой концентрации рабочей силы, являвшееся при

этом чрезвычайно длительным процессом (20—30 лет), не могло обойтись без

некоторых переделок и отклонений от первоначального проекта, вводившихся в

процессе строительных работ. Следует не забывать о том, что пирамида Хеопса

является первой целиком законченной пирамидой, угол наклона стен которой

является наиболее правильным решением для конструкций такого типа.

Польский археолог Веслав Козиньский предполагал, что осуществление

такой постройки могло вестись только по планам и рисункам, и что в процессе

работ строители пользовались также макетом, наподобие того, как это часто

делается ныне при строительстве крупных сооружений. Он решился выдвинуть

даже гипотезу, которая сначала может вызвать сомнение у каждого египтолога,

согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с

восточной стороны Большой пирамиды, были макетами—моделями (в масштабе

примерно 1:5), отражающими три этапа изменений проекта Большой пирамиды.

Козиньский выдвинул также свою гипотезу относительно причины

отклонения царской погребальной камеры от главной оси пирамиды, что

неоднократно вызывало совершенно фантастические теории. Авторы этих теорий

исходили из якобы загадочных цифр, таящихся в пропорциях этого сооружения.

Козиньский же считал, что во время строительства пирамиды произошел

некоторый перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя большую

галерею протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь

вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды. Возможно,

что с целью передать давление огромной тяжести кладки при новом

расположении склепа, над его перекрытием была сооружена разгрузочная

конструкция состоящая из пяти рядов гранитных блоков и пустотами между

ними, задачей которой было обеспечить возможно большую прочность гранитного

потолка склепа. После окончания постройки оказалось, однако, что сооружение

этой конструкции было недостаточной мерой для предохранения погребальной

камеры. Давление огромной каменной массы на неправильно расположенный склеп

было настолько велико, что его перекрытие треснуло. Трудно себе

представить, чтобы фараона могли похоронить в поврежденной погребальной

камере. Вот почему в ней так и не было обнаружено остатков царского

саркофага.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент

целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение

которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная

процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на

ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому

каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть

церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него

вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии

проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального

двора и — со времени Микерина — пяти ниш, где устанавливали статуи пяти

фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником.

Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась

собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался

в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной

камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в

углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для

путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно

открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи

каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими

усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с

давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно

господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе

мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление

и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды.

У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные,

влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь

сталкивался в своей земной жизни, и близость которых могла быть ему приятна

в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся

исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с

пирамидой фараона была несомненно наивысшей честью. Ибо таким образом и по

смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после

смерти. Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса

для подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена

в верхний, в ее самом начале была уставлена грандиозная глыба известняка,

напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком каменоломни,

откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды.

Именно таково, по мнению египтологов, происхождение Большого сфинкса.

Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м

высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе —

царском платке.

Приемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные

пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится

верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника,

занимающий площадь 112х50м. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей

пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного храма эпохи

Древнего царства, состоящего из двух основных частей — первое, доступной

для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней,

составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный

в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом.

Первоначально это был, по-видимому, крытый коридор, освещавшийся через

отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были

некогда украшены рельефами.

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных

сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм,

имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков

гранита. Его стены имеют легкий наклон и, в связи с этим, он производит

впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом

находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны

Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из

гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде наоса, где возможно

находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые

вели в гипостиль с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом

зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи

сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Стоит

обратить внимание на цветовую игру полированного красного гранита,

контрастирующего с алебастровыми плитами пола, а также на эффекты светотени

в гипостиле. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с

помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет,

падающий отдельно на каждую статую.

Третьим монументальным сооружением комплекса в Гизе является пирамида

Микерина. Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное

основание, каждая сторона которого равна 108,4 м. Первоначально пирамида

достигала в высоту 66,5м, а угол наклона ее стен составлял 51°. Интересно,

что для строительства этой наименьшей из трех пирамид были употреблены

наиболее крупные по величине блоки. Нижняя часть гробницы была облицована

гранитом, в большинстве своем не полированным, а ее верх — белым

известняком из Туры. В 1837 году английские исследователи Перринг и Визе

обнаружили в погребальной камере этой пирамиды великолепный царский

саркофаг из базальта, наружные стенки которого были обработаны наподобие

фасада дворца. Как известно, этот саркофаг потонул во время его перевозки в

Англию; сохранился, однако, его рисунок. Микерин имел не только наименьшую

пирамиду, но также и наименее монументальный погребальный комплекс по

сравнению с ансамблями его предшественников. Не подлежит сомнению, что при

жизни этого фараона его постройки не были еще окончены. Их завершил

преемник Микерина Шепсескаф, употребляя при этом уже худший по качеству

строительный материал. Стены, возведенные из известняковых блоков, были

облицованы кирпичем-сырцом и покрыты белым раствором. К югу от третьей

пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей

стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади

основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были

похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой

Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре

скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из

них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне.

Прошли тысячелетия, а Монументальный царский некрополь в Гизе устоял

наперекор пескам пустыни и разрушительной деятельности человека. До

настоящего дня он является наиболее грандиозным археологическим комплексом

Египта, свидетельствующим не только о могуществе правителей Древнего

царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов, а также о

неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека